Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Творческое рассказывание, как средство развития связной речи детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».
Развитие речи у детей
Автор: Харченкова Нина Егоровна   
19.05.2024 08:10

«Творческое рассказывание, как средство развития связной речи детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».«Творческое рассказывание, как средство развития связной речи детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8»

Подготовила: учитель-логопед Харченкова Нина Егоровна Курск, 2024

Речевая функция является одной из важнейших психических функций чело-века. К числу главных задач работы с детьми старшего дошкольного возраста относится формирование у них связной речи.

В современном мире огромное разнообразие всяких приспособлений: интерактивные игрушки, мультфильмы, развивающие программы на смарт-фоны, детские планшеты и тд! Согласитесь, не все это приносит пользу.

 

Диагностика показывает, что у детей плохо развита связная речь: дети за-трудняются пересказывать тексты, испытывают сложности в сочинении рас-сказов по сюжетной картине, по серии картин, из опыта, словотворчестве, не используют все части речи.

Большинство детей затрудняются в аргументировании суждений, не могут поддержать беседу, высказать свою точку зрения, не умеют делиться со взрослыми и сверстниками разнообразными впечатлениями. Многие дети владеют бедным словарным запасом.

Следовательно, у детей необходимо целенаправленно развивать связ-ную монологическую речь, а также продолжать формировать полноценную звуковую сторону речи.

Актуальность темы заключается в том, что метод творческого рассказывания является эффективным средством для развития связной речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста, ведь сам процесс освоения речи ребенком протекает по законам творчества.

Обучаясь творческому рассказыванию, ребенок учится находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и слово-произношения. Иными словами, при творческом рассказывании совершенствуются все стороны речи ребенка — лексическая, грамматическая, фонетическая.

Цель педагога – формировать у ребенка умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Творческое рассказывание – это речевая деятельность, результатом которой является придуманные детьми рассказы или сказки с самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, новыми действиями с логически развивающимся сюжетом.

Психологической основой творческого рассказывания является воображение.

У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображе-ние, т.е. ребёнок воссоздаёт образы того, что ему уже известно.

Наличие опыта, высокого уровня развития связной речи, ярких впечатлений – это основа творческих рассказов детей.

Дети составляют рассказы реалистического характера, сказки, небыли-цы и т.д.

Требования к рассказам детей:

  • самостоятельность рассказа
  • композиционная целостность рассказов: начало, середина и окончание
  • художественная выразительность, целенаправленность.

Педагогические условия необходимые для обучения творческому рассказыванию:

  1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни.
  2. Умение связно рассказывать, знание композиционного повествова-ния и описания.
  3. Правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказ о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал».

Приёмы обучения творческому рассказыванию:

  1. Совместное рассказывание – прием, который представляет собой совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Педагог выполняет самую сложную функ-цию – планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложе-ния, подсказывает последовательность, способы связи.
  2. Образец рассказа — это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Образец относится к прямым приемам обучения и используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.

Как разновидность образца рассказа используется

частичный образец – начало или конец рассказа. Этот прием также облегчает задачу самостоятельного создания детьми текста и применяется при за-креплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания. по концу рассказа педагога.

3) План рассказа — это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением. Данный прием особенно необходим в творческом рассказывании, он помогает разнообразить и обогащать содержание монологов, закреплять представления о их структуре, выбирать наиболее подходящие языковые средства.

4) Коллективное составление рассказа преимущественно используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые педагогом или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Ценность этого приема состоит в том, что он позволяет наглядно представить весь механизм составления связного текста, активизировать всех детей по литературному образцу.

5) Подгруппами – «командами» — еще одна разновидность приема составления рассказа. Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

Виды творческого рассказывания:

- Замена героев и сохранение сюжета.

- Изменение сюжета, но сохранение героев.

Этапы и содержание работы по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода творческого рассказывания

В работе широко использую методическое пособие: Нищева Наталия Валентиновна, Рассказываем по сериям картинок. Выпуск 1-3. (представление педагогам)

Выпуск 1- подготовка к творческому рассказыванию

Выпуск 2-3- обучение творческому рассказыванию.

Ведущая деятельность: игровая (стоит только детям сказать: «А сейчас, мы поиграем!», они тут же оживляются и активно включаются в работу.

Внимание на экран! (видеоролик с практических занятий).

Заключение:

Творческое рассказывание выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве. От детей требуется уме-ние придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку, умение выбирать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.

В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер.

Занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

Литература

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки. // Дошкольное воспитание. 12/1998.
  2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
  3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 1999. – 272 с.
  4. Ашиков В. Планета сказок. // Дошкольное воспитание. 6/2001.
  5. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития, «Академия К», 1998. – 240 с.
  6. Ворошнина Л. М. Творческое рассказывание// дошкольное воспитание. – 1982. — № 9.
  7. Гурович Л. М., Панкратова М. Л. Обучение дошкольников 5 – 6 лет сочинению сказок// Оптимизация учебно – воспитательного процесса. – Л., 1985. – 159 стр.
  8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: «Златоус», 1998. – 352 с.
  9. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. М.: Просвеще-ние, 1978. – 112 с.
  10. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. М.: Просвещение, 1984. – 240 с.
  11. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др.; Под ред. Ф. А. Сохина. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год