Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование инновационных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей.
Развитие речи у детей
Автор: Голубева Анна Ивановна   
18.03.2024 15:39

Использование инновационных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей.Использование инновационных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей.

Голубева Анна Ивановна, воспитатель, МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» Республика Хакасия, Алтайский район, село Белый Яр

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников. Но следует отметить, что наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей имеющих недостаточный уровень речевого развития растет. В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста. Отчего это происходит? Причин великое множество, но значимая причина проблем с речью — отсутствие общения в семье и закрепление полученных ЗУН в семье. Многие родители в силу своей занятости, усталости не могут даже поговорить с собственными детьми! Многим проще дать ребенку телефон или включить ребенку мультфильмы, чем спросить, как прошел день. В советские времена были у ребенка кубики, он ими поиграл, надоело — заплакал. И мама бежит к ребенку. А сейчас достаточно включить телевизор и дальше свои дела делать. Хотя сегодня существует множество различных обучающих сайтов, онлайн-уроков, технических средств (кубики, карточки развивающие, лего, кукольный театр и т.д.), но это ведь нужно найти время, чтобы позаниматься с ребенком хотя бы 20-30 минут.

 

В соответствии с ФГОС «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа. Для достижения вышеуказанных задач в работе специалистов и педагогов дошкольного образования сегодня используется множество современных технологий развития речи детей дошкольного возраста.

Моя основная цель: привлечь родителей к работе по развитию речи.

Таким образом, для достижения продуктивных и устойчивых результатов, больше внимания уделяем работе с родителями. Считаем важным сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для того, чтобы выяснить степень осведомленности родителей по представленной проблеме, мною было проведено анкетирование родителей. Проанализировав данные анкеты, определили проблемное поле и составила перспективный план работы с родителями, направленный на формирование речевого воспитания ребенка в семье. Постоянно оказываем консультативную помощь родителям по проблеме. Это позволяет мне работать по данной теме в системе. Целенаправленная и систематическая работа способствуют повышению педагогической культуры родителей, помогают работать над проблемой во взаимодействии.

Одной из форм работы с родителями в вопросах речевого развития ребенка, стало проведение родительского собрания на тему: «Роль родителей в развитии речи детей».

Считаю, что чем лучше будет организована речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии для дальнейшего речевого развития и успешности в обучении в школе.

Решая поставленные цель и задачи, использую разнообразные методы и приёмы:

Во-первых, в приемной группы размещены консультации по речевому развитию. Вниманию родителей представлены папки-передвижки, с постоянно сменяющейся информацией по развитию речи дошкольников «Дыхательная гимнастика», «Речевые игры, когда гуляете на улице», «Кукольный театр»; различные буклеты «Будем говорить правильно», «Мы в театре» и др.

Во-вторых, особое внимание уделяю вопросу развития речи при реализации проектной деятельности. В связи с этим, предлагаю в начале учебного года темы и идеи различных мини-проектов, совместно, родители и дети. Таким образом, участвуя в разработке и реализации проекта, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса, начинают осознавать свою значимую роль в нем.

Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, населенном пункте, где проживаете, детском саду или группе. Мои варианты проектов для детей старшего дошкольного возраста: «Трудно ли быть вежливым?» «Как рождается книга?» «Добрые слова в день рождения», «Слово «любовь» на разных языках»; «История моей фамилии» и другие.

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?». И задача родителей, в первую очередь, также как и педагогов — четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи[2].

В начале учебного года провела беседу с родителями и ознакомила с Кейс- и синквейн- технологиями в развитии речи детей». Через несколько недель (октябрь), дети совместно с родителями сочиняли свои синквейны, иллюстрировали их и представляли свои совместные творческие работы.

Примечание: «Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления синквейна: правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Таким образом, лексический состав приобретает эмоциональную окраску, тем самым легче усваивается; дети начинают различать и понимать слова разных частей речи; дошкольники соблюдают интонацию; пополняется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; осуществляется подготовка к краткому пересказу и др» [1].

В январе, мною был проведен творческое мероприятие с участием родителей: «КВН-семейный» с использованием кейс-технологий.

Несколько семей показали нам, как нужно уметь договариваться, работать совместно, уважать и принимать разные точки зрения, обсуждать какие-либо вопросы. Были представлены следующие ситуации: «Как поздравить папу с днем рождения», «Бабушка заболела», «Во дворе с сестрою»

В марте мы провели театрализованное представление (о результатах, проведенных проектов в семьях) «Путешествие в страну родной речи». Выполняя интересные задания, дети продемонстрировали свое умение владеть речью, творческий и интеллектуальный потенциал, коммуникативные навыки.

Нельзя не отметить, ведущим видом деятельности является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. Родители могут совместно с детьми играть в театрализованные, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, пальчиковые игры[3]. Также родителям следует использовать и традиционные методы в рамках развития речи детей: как рассматривание иллюстраций, картин, просмотр мультфильмов и видеофильмов, слушание аудиосказок, беседы, разучивание стихотворений, чтение стихов, произведений писателей.

В разработанных памятках, представлены такие кинезиологические упражнения с детьми. Родители в свободное время, могут использовать в виде игр: «Кулак – ребро – ладошка», «Фонарики», «Дом – ежик – замок», в которых движения рук сочетаются с речью. Такие игры развивают мелкую моторику в сочетании с развитием фонематического слуха, связной речи и лексико-грамматических представлений.

ФОТО детей с родителями

Можно сделать вывод, что применение данных технологий способствует эффективному развитию всех компонентов речи у детей (улучшилось фонематическое восприятие и звукопроизношение, словарный запас и лексико-грамматическая сторона речи достигли более высокого уровня). Дети учатся планировать и выстраивать свое речевое высказывание, повышается потребность дошкольников в общении. У детей появилось желание придумывать интересные истории, сказки, возрос интерес к заучиванию стихов и чистоговорок.

Большинство детей преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией. В них появилась уверенность. Результатом нашей работы является то, что использование инновационных технологий и привлечение родителей является уникальным средством для создания условий речевого развития ребенка, являются очень важным аспектом в работе дошкольного образовательного учреждения. В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

Список литературы:

  1. Душка, Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников / Н.Д Душка // Логопед. – 2005. – С.34 – 39.
  2. Фадеева, Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты для детей [Текст] / Ю.А. Фадеева, И.И. Жилина – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 69с
  3. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] / В.М. Акименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 109с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год