Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД с детьми старшей группы «Моя семья»
Развитие речи у детей
Автор: Гудкова Татьяна Федоровна   
09.02.2024 18:53

Конспект НОД с детьми старшей группы «Моя семья»Конспект НОД с детьми старшей группы «Моя семья»

Программное содержание:

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательные задачи:

  • Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
  • Активизировать словарь детей (семья, родственники, родословная)
  • Объяснить артикуляцию звука «С», упражнять в правильном, отчетливом произнесении, в звукоподражании с разной громкостью.

Развивающие задачи:

  • Закреплять составление рассказа о семье по мнемотаблице.
  • Упражнять в подборе прилагательных;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью;
  • Воспитывать интонационную выразительность речи.

Интеграция с образовательными областями:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Создать условия для усвоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживания, навыки доброжелательного общения с окружающими.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Создать условия для активного отдыха в динамической паузе «Как тебя зовут?»

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Закрепить названия родственных отношений в семье;
  • Систематизировать знания о роли семьи в жизни человека.

Предварительная работа:

  • Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей;
  • Рассматривание семейных фотографий.

Методические приемы:

  • игровая мотивация
  • игра «Да и нет»
  • использование динамической паузы
  • работа с дидактическим материалом
  • звуковая культура речи
  • сюрпризный момент
  • использование наглядности
  • вопросы к детям
  • рассказ из личного опыта
  • рефлексия.

Индивидуальная работа:

  • Активизировать Сашу М, Тимура С., и Ксюшу Г. в составлении полных ответов на поставленные вопросы.
  • Напомнить Вике С, Льву Л. о правилах поведения в обществе.

Материалы и оборудование:

  • Фотография семьи, черный ящик, письмо от Почтальона Печкина, молоток, очки, половник, книга, мнемотаблица.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

1. Организационная часть.

(дети стоят в кругу)

Педагог: -Здравствуйте, мои хорошие! Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера.

Педагог: Ребята, наш день начался с доброго слова. Посмотрите к нам в окошко заглянуло солнышко. А чтобы солнышко не исчезло, вы должны быть внимательными, послушными и конечно помогать друг другу.

Педагог: -Ребята, я для вас приготовила сюрприз, но сначала я предлагаю всем сесть на свои стульчики.

Ваша задача догадаться, что там. Мне хочется поиграть в веселую игру «Да и нет». Вы должны задавать мне вопросы, а я буду отвечать «Да -нет».

-Только давайте договоримся, что мы не будем выкрикивать с места, а будем красиво поднимать руки.

Игра «Да и нет»

(под тканью спрятана картинка человека)

Примерные вопросы:

-Это большое?

-Это что-то живое?

-Это игрушка?

Педагог: Ребята, сегодня я хотела рассказать вам сказку о ребенке, который жил один. А было это так: «Жил-был мальчик, который жил один-одинешенек на свете (показ картинки грустного мальчика).

-Скажите пожалуйста, каким тогда будет выглядеть наш мальчик?

Дети: грустным, унылым, печальным, огорченным.

Педагог: -А как вы думаете, бывает так, что у человека никого нет?».

Дети: Мы думаем, что не может быть, чтобы у человека никого не было.

Педагог: Тогда мы изменим сказку, и у нашего мальчика появятся замечательные, любящие родственники! Кого мы поставим рядом с мальчиком (предложить детям выставить фигурки членов семьи).

-Какое тогда будет настроение у нашего маленького героя?

Дети: радостное, веселое, счастливое.

-А как мы можем назвать одним словом родных нам людей, которые живут с нами вместе.

Дети: семья.

Педагог: Сегодня я приглашаю вас на передачу, которая так и называется «Моя семья». На передаче мы поговорим о семье, узнаем какие у вас семьи, чем занимаются ваши родные, и много еще интересного будет на нашей передаче.

Педагог: -Скажите, что такое семья? (ответы детей)

Педагог: Правильно, ребята вы все сказали. Семья-это дом. Семья-это радость, любовь, счастье, дружба. Семья-это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья-это, когда живут вместе папа, мама, дети.

Педагог: Скажите пожалуйста, а какие бывают семьи?

Дети: Маленькие и большие, дружные и гостеприимные, счастливые и веселые, трудолюбивые.

Педагог: все члены семьи связаны между собой невидимыми ниточками-родственными отношениями. Сейчас мы проверим знаете ли вы, кто в семье кем кому приходится.

Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросайте мне мяч назад и отвечайте на вопрос.

Игра «Кто ты мне?»

  • Я тебе мама, значит ты мне (дочь, сын)
  • Я тебе бабушка-ты мне (внук, внучка)
  • Я тебе сестра старшая-ты мне (братишка, сестренка)
  • Я тебе брат- ты мне (братишка, сестренка)
  • Я тебе дедушка –ты мне (внук, внучка)
  • Я тебе папа–а ты мне (дочь, сын)

Педагог: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях. Присаживайтесь на свои места.

Педагог: На этом сюрпризы не заканчиваются. Посмотрите на куб. Что вы видите?

Педагог: Как вы правильно сказали, на кубе фотография большой и дружной семьи. Семья-это не только наши родители, бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и сестры. А также к членам семьи можно отнести своих любимых питомцев-кошек, собак, животных, за которыми мы ухаживаем и заботимся.

Педагог: Давайте еще раз вместе произнесем это волшебное слово: «Семья». (Дети произносят)

-Скажите пожалуйста с какого звука начинается слово? (звука «С»)

-Давайте определим позицию звука «С» в слове: в начале, середине или конце? (Дети закрывают звук квадратиком на доске в начале слова)

-В слове «семья» -2 гласные буквы «Е», «Я». А значит сколько в слове гласных -столько слогов. Давайте вместе прохлопаем в ладоши: «СЕ-МЬЯ» (2 раза прохлопывают)

-Скажите, а на чью песенку похожа эта песенка «С-с-с-с»

Дети: на песенку водички

Педагог: Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.

-Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько спойте: «С-с-с-с»

Артикуляционная гимнастика

-Давайте послушаем, как песня воды получается у Ксюши? У Гоши? У Тимура?

- А теперь споем песенку все вместе.

Вода течет небольшой струей-поет негромкую песню.

Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.

Педагог: Атеперь я предлагаю нам поиграть в игру «Слова» и придумать слова, которые будут начинаться на звук «С». А за каждый правильный ответ я буду раздавать фишки.

Игра «Продолжи предложение»

Педагог: Молодцы, ребята! Много вы придумали слов с этим звуком. Посмотрите солнышко заулыбалось и чувствуется, что в нашей группе стало еще теплее и радостнее.

Педагог: Молодцы. Ребята, а нашу группу можно назвать одной семьей?

Дети: Да.

На кубике выставляется фотография детей группы.

Педагог: Правильно. Наш садик, наша группа-это наш второй дом. Это наша большая и дружная семья. В которой живут и мальчики, и девочки. В нашей семье мы все делаем вместе: играем, занимаемся, гуляем, обедаем, веселимся. И вот пробил час нам дружно всем поиграть.

Динамическая пауза «Имена»

(Правила: на свое имя ребенок должен быстро встать и сесть)

Педагог: Молодцы, отдохнули, будем дальше работать.

Сюрпризный момент: Ребята, когда я шла на работу мне повстречался почтальон и передал для вас письмо. Оно от почтальона Печкина.

Педагог: (зачитывает письмо). «Дорогие ребята! Нужна ваша помощь. Разберите предметы, которые находятся в ящике и раздайте их родственникам».

Почтальон Печкин.

Педагог: Ну что же, ребята поможете мне разобрать посылку?

(Вящике находятся предметы: молоток, очки, половник, игрушка)

-Вика, кому мы подарим молоток? (Папе).

  • Расскажи, какой он твой папа? (Строгий, умный, сильный)

-Ксюша, кому мы дадим очки? (Бабушке)

  • Скажи пожалуйста, какая она твоя бабуля? (старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, седая, доброжелательная)

-Ваня, кому ты бы подарил половник? (маме)

-Будь добр расскажи о своей маме. Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, нежная, умная, требовательная и т.д.

-Саша, а кому бы ты подарила книгу? (брату или сестре)

-Скажи, а сестра у тебя какая? (веселая, задорная, непоседливая, умная и т.д.)

Педагог: Дорогие ребята, а семьи есть не только у людей, есть семьи и у животных. Давайте посмотрим снова на куб

(выставляются фото животных: медведи, волки, зайцы)

-Кого вы видите на картинке? (папа-медведь, мама-медведица, детеныш-медвежонок; а много -медвежата)

-А семья медведей называется -медвежья.

- Ксюша перечисли пожалуйста членов этой семьи (папа-волк, мама-волчица, детеныш-волчонок, а много -волчата)

-Молодец! А семья волков- называется -волчья.

-Оля, перечисли пожалуйста членов этой семьи (папа-заяц, мама-зайчиха, детеныш-зайчонок, а много -зайчата).

-Ребята, а как же будет называться семья зайцев -заячья семья)

Педагог: Спасибо, ребятки. А теперь, когда мы много узнали о семьях людей, животных. Теперь пришло время рассказать о вашей семье. А помощником вам будет таблица с картинками. Раньше мы никогда так с вами не составляли рассказы. Давайте внимательно ее рассмотрим.

  1. Ребенок. (Твое имя)
  2. Три человека (Имена родителей и членов семьи)
  3. Молоток (Профессия папы)
  4. Фартук (Профессия мамы)
  5. Клубок ниток (Бабушка и дедушка)
  6. Рука (Кто помогает тебе?)

Педагог: Молодцы, ребята! Все справились с задание. У всех получились хорошие рассказы. Вам понравилось составлять рассказ по картинкам?

Дети: Да

Педагог: Наша передача подходит к концу.

Педагог: (на фоне музыки читает стихотворение)

Но к счастью жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите;

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Гудкова Татьяна Федоровна

Воспитатель, МБДОУ д/с №17, Иркутская область, г. Усть-Илимск

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год