Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Распространение педагогического опыта «Сказкотерапия, как средство развития речи детей раннего возраста»
Развитие речи у детей
Автор: Сушко Вероника Николаевна   
23.01.2024 09:24

Распространение педагогического опыта «Сказкотерапия, как средство развития речи детей раннего возраста»Распространение педагогического опыта «Сказкотерапия, как средство развития речи детей раннего возраста»

Выполнила: Воспитатель первой квалификационной категории Сушко В.Н. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №33 «Земляничка»

2 слайд. Сказкотерапия- это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Сказкотерапия — это не просто направление психотерапии, а синтез многих

достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

3 слайд. Появление первых форм сказкотерапии обнаруживается уже в глубокой древности. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребёнка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от «напастей», учили их жизни. Подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Об использовании волшебных историй для воспитания и обучения детей можно прочитать в «Диалогах» Платона.

 

Скачать презентацию

Говоря о влиянии различных видов устного народного творчества на жизнь человека в целом, нельзя не отметить их особую роль, которую они играют в детстве.

Особенно хочется сказать о влиянии сказки.

4 Слайд. Сказки играют большую роль в плане гармонического развития личности. Что же такое гармоническое развитие? Гармония – это соотношение всех частей целого, их взаимопроникновение и взаимопереходы. Сильные стороны личности ребенка как бы подтягивают слабые, поднимая их на более высокие уровни, заставляя всю сложнейшую систему – человеческую личность – функционировать более гармонично и целостно. Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать «головой», что такое быть нравственным, а также только высказываться в пользу нравственных поступков, надо воспитывать себя и своего ребенка так, чтобы хотеть и уметь им быть, а это уже область чувств, переживаний, эмоций. Сказки помогают развить в ребенке отзывчивость, доброту, делают контролируемым и целенаправленным эмоционально-нравственное развитие ребенка.

5 слайд. Почему именно сказки? Да потому, что искусство, литература – богатейший источник и побудитель чувств, переживаний и именно высших чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл, остаются подлинными, «взрослыми».

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

6 слайд. Сказкотерапия применяется в работе с малышами, при адаптации в детском саду, тревожными, застенчивыми, неуверенными и агрессивными детьми.

Дети все разные и требуют индивидуального подхода. И именно с помощью сказкотерапии можно помочь ребенку пережить ситуации из жизни, находя их аналоги в сказках.

Например, сказка «Колобок» показывает ребёнку, что нельзя доверять незнакомым. В сказке «Репка» и «Теремок» сплоченность коллектива, что всем вместе можно преодолеть любые трудности. Ребёнку легкомысленному и шаловливому «Приключение Незнайки», робкому и пугливому «У страха глаза велики», «О трусливом зайце».

7 слайд. В сказкотерапии используют следующие виды сказок:

  1. Дидактические (в виде учебного занятия)
  2. Художественные (авторские истории мудрые древние сказки и былины)

Народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника) дети совместно с родителями рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

4. Медитативные для снятия психоэмоционального напряжения (дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают-воображают).

5. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать.

8 слайд. Сказка и сказкотерапия — это способ объяснения окружающей действительности через выдуманных персонажей, метод коррекции поведения ребенка в кризисной ситуации. В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных жизненных ситуаций.

Таким образом, сказкотерапия – это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном языке. В любой сказке, как правило, присутствуют следующие элементы: герой или герои, сюжет, конфликт и развязка. Но сказка только тогда становится терапевтической, когда ребенок отождествляется с ее героями, может провести параллель между сюжетом и собственной жизнью и извлекает некий урок или понимает скрытое сообщение.

9 слайд. Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.

Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

10 слайд. Сказка для ребёнка — это игра, через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами и пр.), новыми понятиями.

Живой и выразительный язык народной сказки

изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Народ- непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями.

Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира и решать проблему неопределенности (т. е. прогнозировать события).

11 слайд. Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных действий. Действительно, понятия добра, зла, хитрости, времени, пространства, меры и т. д. недоступны ребенку-дошкольнику в измерениях логического мышления, однако эти понятия вполне осмысленны и функциональны, когда они имеют образно- символические обозначения внутри пространства сказки.

12 слайд. Сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослых легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

Благодаря познавательным сказочным историям ребёнок на занятиях из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Роль воспитательной и образовательной функций сказки нельзя недооценивать.

13 слайд. Ребенок знакомится с этим жанром литературы в самом раннем возрасте, когда его сознание наиболее восприимчиво. Через сказку ребенок познает окружающий мир, знакомится с важнейшими понятиями и категориями, с объектами живой природы и их особенностями, с нравственными и моральными нормами, с понятиями добра и зла. Сказка помогает ребенку научиться выражать свои мысли в соответствии с речевой ситуацией.

Таким образом, сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка.

14 слайд. Спасибо за внимание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год