Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Картотека игр с координационной лестницей используемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи
Развитие речи у детей
Автор: Иризбаева Ирина Александровна Каргина Лариса Владимировна   
21.12.2023 13:19

Картотека игр с координационной лестницей используемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речиКартотека игр с координационной лестницей используемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Пояснительная записка

В картотеке раскрыты особенности организации образовательной деятельности с использованием координационной лестницы, предложены варианты игр и упражнений для коррекции речевых нарушений у детей 5 – 7 лет.

Метод использования координационной лестницы направлен на стимулирование работы правого и левого полушарий мозга, так как взаимосвязанная работа двух полушарий обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Задания совмещают моторные и сенсорные функции и направлены на развитие скоординированной работы обоих полушарий мозга, удержание программы, развитие переключаемости, развитие устойчивого внимания, развитие зрительно-пространственного восприятия, освоение ориентировки в собственном теле.

 

Скачать картотеку

В сборнике даны примеры игр и упражнений с детьми по развитию фонетико-фонематических процессов, слогового анализа, словаря, грамматического строя речи, связной речи.

Игры и упражнения проводятся как индивидуально, так и в подгруппах. Работа с координационной лестницей помогает разнообразить занятие, повысить мотивацию дошкольников с ОВЗ. Методические рекомендации могут быть полезны педагогам и родителям.

Игры на развитие для развития

фонетико-фонематических

процессов, навыков звукового анализа

«Будь внимателен»

Цель: развитие умения ходить на носочках и на пятках, развитие фонематического слуха, дифференциация гласных и согласных звуков.

Ход игры.

Дети идут по координационной лестнице. Педагог называет разные звуки (на гласный- идут на пятках руки на поясе, на согласный на носочках руки вверх).

«Услышь и найди звук в «Лесенке»

Цель: развитие фонематического слуха. Учить определять какой звук назвали (глухой твердый, глухой мягкий, звонкий твердый, звонкий мягкий, гласный), развивать быстроту реакции; профилактика плоскостопия.

Ход игры.

Педагог называет звук, ребенок должен услышать изучаемый звук, и пройти на носочках (или на пяточках, на внешней стороне подошвы, на внутренней стороне подошвы) и встать в ячейку на «лесенку» с символом нужного звука.

«Внимательные ушки»

Цель: развитие координации движения, развитие фонематического слуха, дифференциация гласных и согласных звуков.

Ход игры.

Педагог называет звуки. Дети выполняют прыжки по ячейкам «лесенки» вперед на гласный звук, когда услышат согласный звук выпрыгивают в сторону из «лесенки».

«Услышь звук»

Цель: развитие фонематического восприятия и слуха, координации движения.

Ход игры.

Педагог называет слоги (слова), дети идут переменным шагом по «лесенке», одновременно делая один хлопок в каждой ячейке. Когда дети слышат заданный звук в слоге (слове), останавливаются в ячейке и хлопают три раза в ладоши.

«Пройди дорожку»

Цель: развитие фонематического слуха. Развивать ловкость, координацию и ориентировку в пространстве.

Ход игры:

Педагог предлагает придумать слово на заданный звук. На каждое придуманное слово, ребёнок отбивает мяч в ячейку перед собой, произносит слово и переходит в неё, и так на каждый звук. Варианты игры: необходимо придумать слово с заданным звуком в начале, в середине, в конце слова.

«Попробуй, поймай»

Цель: развитие фонематического слуха, умение подбирать слово с заданным звуком, формировать навык выполнения передачи и ловли мяча.

Ход игры:

Педагог бросает мяч, называя слог. Ребёнок, поймавший мяч, должен «превратить» слог в слово. Проговорив слово прыгает в следующую ячейку, возвращает «мяч –слово» педагогу. 

«Доскажи звук»

Цель: развитие фонематического слуха, формирование умения выделять в слове последний звук по представлению; формирование навыка выполнения передачи и ловли мяча, тренировка координации движения.

Ход игры.

Педагог произносит слово, не досказывая последнего звука и бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч, досказывает нужный звук. Если сказано правильно, то перепрыгивает в следующую ячейку.

«Раздели правильно»

Цель: развивать умение делить слово на слоги, развитие координации.

Ход игры.

Педагог называет односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, первый поднявший флажок, определяет количество слогов, называет их и выполняет прыжки правым или левым боком по ступенькам «лесенки» столько раз, сколько слогов в слове.

Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков

«Передай мяч»

Цель: развитие координации движения, совершенствовать навык в передачи мяча; умение работать в команде, автоматизация звуков.

Ход игры.

Дети стоят в ячейках координационной лестницы в колонне друг за другом, у первого игрока мяч. Дети передают мяч друг другу над головой, одновременно произнося автоматизируемый звук изолированно (в слогах, словах).

Варианты: передавать мяч вправо или влево, поворачивая корпус, стоя в шеренге.

«Проговори без ошибки»

Цель: автоматизация звуков, развитие координации движения.

Ход игры.

Ребенок перепрыгивает (пролезает, перешагивает) по ячейкам лестницы и проговаривает изолировано звук, слоги, слова с автоматизируемым звуком.

 

«Чистоговорки»

Цель: автоматизация звуков в связной речи, развитие координации движения.

Ход игры. Ребенок проговаривает чистоговку и (перепрыгивает, пролезает, перешагивает) по ячейкам лестницы на каждое слово.

Игра «Будь внимателен»

Цель: дифференциация звуков С, Ш, развивать умение прыгать в бок.

Ход игры:

Ребенок читает слоги расположенные в ячейках лестницы. На слоги со звуком Ш ребенок прыгает право, со звуком С влево.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год