Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРЕОДАЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Развитие речи у детей
Автор: Борисова Ирина Витальевна   
30.08.2023 11:06

ПРЕОДАЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙПРЕОДАЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Борисова И.В. Педагог-психолог МБОУ «Губернаторский лицей № 101 им. Ю.И. Латышева»

Аннотация. В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике по коррекции дисграфии. Представлено, какую роль играют компьютерные технологии в современном коррекционно-образовательном процессе.

Ключевые слова: методы, способы, приемы обучения, ИКТ, младший школьник, дисграфия, коррекционная работа.

 

Нарушение процесса овладения навыками письма, которое достаточно часто осложняется дисграфией, на сегодняшний день является одной из наиболее распространенных проблем у детей, обучающихся в начальной школе. Дисграфия представляет собой совокупность симптомов, среди которых наиболее значимым выступает наличие устойчивых ошибок письма определенного характера, которые допускают дети в процессе выполнения различных письменных работ. Предпосылки к развитию дисграфии у детей достаточно часто обнаруживаются уже в старшем дошкольном возрасте. Наиболее эффективным преодоление нарушений письменной речи является в первые два года обучения до перехода к морфологическому принципу письма, после чего коррекция указанного нарушения усложняется.

Коррекция дисграфии является одной из важнейших задач в развитии и воспитании младших школьников еще и потому, что данное нарушение не представляет собой изолированный дефект и проявляется также в сопутствующем нарушении ряда других функций (зрительной памяти, акустического восприятия и т.д.). Кроме того, неуспеваемость в школе, обусловленная данным нарушением, отрицательно влияет на формирование личности ребенка, как на эмоциональном, так и на поведенческом и когнитивном уровне.

Письмо представляет собой сложную интегративную, когнитивную деятельность, которая обеспечивается мультимодальным взаимодействием совокупности таких познавательных процессов как: организация деятельности, речь, моторика, восприятие, внимание, память и т.д.

Психофизиологические, психологические, нейропсихологические и педагогические условия формирования навыка письма рассматривались в исследованиях Л. С. Выготского, Н. А. Бернштейна, А. Р. Лурии, Т. В. Ахутиной, М. М. Безруких и др., определивших сам механизм формирования нарушений навыков письма и формы их проявлений. Особенности проявления непосредственно дисграфии рассматривались в исследованиях Н. М. Пылаевой, Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой, К. В. Засыпкиной, А. А. Романовой, Ю. В. Борисовой, Е. В. Жулиной, М. В. Гущинской, Е. А. Ежановой и др., определивших влияние зрительно-пространственной дисграфии на учебную деятельность ребенка. Основные подходы к коррекции дисграфии младших школьников изучались Е. О. Салиховой, А. А. Назаровой, Н. В. Мясоедовой, Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркиной и др., описавшими основные способы, методы, приемы, педагогические условия и направления устранения рассматриваемого нарушения у учащих начальной школы. Несмотря на достаточно широкую изученность проблемы устранения нарушений письменной речи у младших школьников в научной литературе, в современных исследованиях недостаточно работ, описывающих комплексный подход к коррекции.

В свою очередь в исследовании М. М. Безруких, посвященном нейрофизиологическим механизмам организации произвольных движений у детей на примере письма, было определено, что начальные этапы формирования навыка письма характеризуются генерализованной недифференцированной активацией зон правого и левого полушария мозга: если в первые годы жизни ребенка данные полушария словно» дублируют» друг друга, то к 9-10 летнему возрасту происходит формирование своеобразной «мозаики» взаимодействия отдельных зон правого и левого полушария. В то же время Л. С. Выготским было отмечено, что овладеть письменной речью ребенок сможет только при условии, что в первые школьные годы им будут усвоены и выработаны приемы, которые подведут его к процессу письма, подготовят и облегчат для него овладение идеей и техникой записи. На это указывает в своих исследованиях и А. Р. Лурия, писавший, что начальный период обучения грамоте характеризуется тем, что ребенку необходимо уделять много внимания овладению непосредственно техническими предпосылками письма и только через 1,5-2 года освоения письмо становится для ребенка средством общения, а навык письма постепенно переходит в подлинно письменную речь. При этом цель обучения, по мнению А. Р. Лурия, заключается именно в том, чтобы «письмо-процесс» постепенно перешел в «письмо-речевая деятельность». Но для этого необходимо, чтобы в процесс письма были включены психологические предпосылки, такие как намерение, мотив, замысел, общий смысл, регуляция и контроль деятельности.

В современном мире информационно-коммуникационные технологии стали одним из самых перспективных средств коррекционной и развивающей работы с детьми. Использование компьютерных технологий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не до конца изученные варианты обучения, а также определения уровня успешности учащихся. Внедрение информационных технологий в коррекционный процесс повышает его качество и эффективность.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения письменной речи, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих), создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя ученику свободу выбора форм и средств обучения.

Главным направлением информатизации образования является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для реализации развивающего обучения и повышения качества образования в начальной школе за счет отслеживания индивидуальных достижений. Для младших школьников компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия и мониторинга. Именно поэтому в современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования ИКТ в коррекционной работе.

Преимущество компьютерных технологий по сравнению с другими средствами обучения состоит: в возможности индивидуального коррекционного обучения и диагностики; в предоставлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности; в обеспечении градуированной системной помощи, отслеживание собственных результатов. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности детей. Выведение учебной информации на экран компьютера в игровой форме вызывает у обучающихся интерес к познавательной деятельности. Анимация, звук, мультипликация, самостоятельный выбор ответа и самопроверка надолго привлекают внимание ребенка. Использование данных средств обучения помогает развивать у учащихся такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, самоконтроль. Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс обучения грамоте младших школьников, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, снизить риск социальной дезадаптации.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический анализ ошибок на письме // Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция / под. ред. О.А. Величенковой. М.: Логомат, 2018. С. 76-95.
  2. Безруких М.М. Обучение письму. Екатеринбург: Рама Паблишинг. 2009. 607 с.
  3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 39-386.
  4. Иванова А.П. Современные способы коррекции дисграфии у младших школьников с ОВЗ с применением технических средств обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https: //nsportal. ru/nachalnayashkola/logopediya/2021/05/12/sovremennye-sposoby-korrektsii-disgrafii-u-mladshih (дата обращения: 21. 11. 2022)
  5. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология. М.: Владос, 2013. 462 с.
  6. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН, 1950. 352 с.
  7. Ушакова О.С. Развитие речи у детей 5-7 лет. М.: Сфера, 2019. 272
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год