Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование модельных схем в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»
Развитие речи у детей
Автор: Чеглакова Оксана Георгиевна   
27.06.2023 06:42

Использование модельных схем в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»Использование модельных схем в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Чеглакова Оксана Георгиевна воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35», г. Усолье-Сибирское, Иркутская область

Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложная задача в дошкольном воспитании.

Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Одним из важнейших компонентов речевого развития детей является овладение речью как средством общения и культуры, развитие грамматически правильной речи. Несомненно, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы благотворно сказывается на речевом развитии детей дошкольного возраста. Одним из эффективных приемов в организации работы по речевому развитию детей является моделирование и его использование в построение пересказа произведений детской литературы.

Прежде всего, моделирование – это приемы, помогающие ребенку осознать процесс построения текста, осмыслить и передать его содержание в пересказе.

скачать конпсект

Цель: создавать условия для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление и пересказ детского литературного произведения.

Задачи:

  • Развивать коммуникативные и речевые навыки;
  • Пополнять и активизировать словарь;
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на модельные схемы
  • Приобщать к художественной литературе;
  • Формировать инициативность;
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображениями времен года, мольберт и (или) магнитная доска; модельные схемы по содержанию рассказа (Приложение 1); портрет детского писателя К. Д. Ушинского, книга с рассказами К. Д. Ушинского.

Ход:

Педагог привлекает внимание детей к погоде за окном (предварительно можно включить запись шума дождя, ветра, шуршания листвы)

Педагог:

- Ребята, когда вы сегодня шли в детский сад, какая погода была на улице? Как можно ее описать?

- А какое время года сейчас? Как можно его описать? Почему?

- Ребята, а вы любите осень? Почему? (Осень приносит нам много даров: фрукты и овощи, грибы и ягоды, осенью весело шуршать опавшей листвой)

Педагог:

- Какие времена года вы еще знаете? Как их можно описать?

ЛЕТО — … (жаркое, теплое, солнечное и т.д.)

ВЕСНА — …… (цветущая, нарядная и и.д.)

ЗИМА -…… (холодная, пушистая, снежная, белая, морозная и т.д.)

(дети подбирают описания для каждого времени года, на магнитной доске размещаются иллюстрации с изображениями времен года)

Педагог:

- Ребята, а я знаю одного мальчика по имени Митя, с которым произошла удивительная история. Вы хотите с ним познакомится?

(дети соглашаются познакомиться с главным героем рассказа)

Педагог:

- Об этом мальчике я узнала из рассказа, который написал детский писатель Константин Ушинский, а называется этот рассказ «Четыре желания». Чтобы и вы познакомились с Митей я вам прочту этот рассказ.

(на мольберте размещается портрет детского писателя К. Д. Ушинского)

Педагог читает первую частьрассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», сопровождает свой рассказ соответствующими модельными схемами

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.

- Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец

Митя записал.

Беседа по содержанию:

- Как звали мальчика?

- Что делал Митя зимой?

- Какое желание записал Митя в свою записную книжку?

Педагог:

- Молодцы, ребята. А теперь слушайте продолжение…

Педагог читает вторую часть рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», сопровождает свой рассказ соответствующими модельными схемами

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Беседа по содержанию:

- Кто порхал над зеленым лугом?

- Какие были бабочки?

- Что мальчик рвал на лугу?

- Какое желание записал Митя в свою записную книжку?

Педагог:

- Молодцы, ребята. Хотите узнать, что же было дальше?

Педагог читает третью часть рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», сопровождает свой рассказ соответствующими модельными схемами

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, и вечером сказал отцу:

- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в книжку.

Беседа по содержанию:

- Куда отправился Митя с отцом летом?

- Как мальчик веселился весь день?

- Что сказал Митя отцу вечером?

- Куда мальчик записал свое желание?

Педагог:

- Молодцы, ребята. Слушайте, что же было дальше…

Педагог читает четвертую часть рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», сопровождает свой рассказ соответствующими модельными схемами

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Беседа по содержанию:

- Какое время года наступило?

- Что делали люди в саду?

- Какое настроение было у Мити?

- Что мальчик говорил отцу?

- Что сделал отец?

Физкультминутка (малоподвижная игра «Дождик, лужи, листопад»)

Педагог:

- Вам понравился рассказ про Митю? Вы хотите рассказать этот рассказывать это рассказ своим друзьям и близким людям? (ответы детей)

- Тогда садитесь поудобнее. Я прочту вам рассказ еще раз, а вы внимательно слушайте и запоминайте. А потом мне его расскажите.

Педагог читает рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания» полностью

Педагог:

- А теперь кто хочет пересказывать? О каком времени года?

Дети выбирают кто о каком времени года будет рассказывать

Педагог:

- Может кто-нибудь хочет пересказать рассказ полностью?

Дети по одному пересказывают рассказ полностью

Педагог:

- Молодцы, ребята, очень подробно рассказали. Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Давайте сравним их?

Летом было хорошо – а осенью? (еще лучше);

Весна теплая – а лето? (теплее);

Осенью холодно – а зимой? (холоднее).

Педагог:

- Наше занятие подошло к концу. Скажите, что вы сегодня узнали нового? Какое время года лучше всех?

Ответы детей

Педагог:

- Вы сегодня очень хорошо отвечали, пересказывали рассказ. Я вами довольна. Спасибо вам всем.

Приложение 1

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год