Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Речевое развитие воспитанников посредством взаимодействия педагогов групп компенсирующей направленности и инструктора по физической культуре»
Развитие речи у детей
Автор: Щетинина Светлана Сергеевна Логинова Наталья Александровна   
20.04.2023 10:37

«Речевое развитие воспитанников посредством взаимодействия педагогов групп компенсирующей направленности и инструктора по физической культуре»«Речевое развитие воспитанников посредством взаимодействия педагогов групп компенсирующей направленности и инструктора по физической культуре»

Слаженность в работе логопедической группы — залог хорошего результата, это правило действует в коллективе детского сада «Калинка», т. к. деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения воспитанников.

Тема физического воспитания в настоящее время очень актуальна, в век технологий дети привязаны к планшетам, телефонам и к различным другим гаджетам, играя, развлекаясь и обучаться чему либо, находясь при этом в неподвижном состоянии.

Как правило, в группах компенсирующей направленности педагоги ставят первоочередной задачей — развитие работы мелкой моторики, тем самым упуская крупную моторику — движение телом. А двигательная активность тоже очень важна.

Тесное сотрудничество воспитателей группы компенсирующей направленности и инструктора по физической культуре направлено на решение основных задач в речевом развитии воспитанников группы компенсирующей направленности.

 

Скачать конспект

Задачи, которые педагоги решают в работе с детьми с тяжелым нарушением речи являются:

  • создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей;
  • повышение физиологической активности органов и систем детского организма;
  • коррекция речи двигательных нарушений;
  • формирование потребности в необходимости выполнения физических упражнений;
  • устранение недостатков в сенсорной, волевой и интеллектуальной сферах;
  • усидчивость и ориентировка в пространстве.

Для решения данных задач, возникла потребность в дополнительной физической нагрузке. Так воспитатели группы компенсирующей направленности совместно с инструктором по физической культуре разработали модель взаимодействия в данном направлении. Одним из компонентов работы является кружковая работа «Бебифит».

Программа кружка включает в себя комплекс упражнений со спортивным инвентарём, используется музыкальное сопровождение. Кроме этого программа включает в себя автоматизацию звуков, их закрепление, дыхательные упражнения, самомассаж, ориентировка в пространстве, зрительно-моторной координации движений, упражнения с фитболами, ходьба по тактильным дорожкам, с батутом, гимнастическими палками, обручами, массажным ковриком ОРТОДОН, и конечно релаксация. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня в свободной деятельности.

Помимо работы в спортивном зале, в группе воспитатели так же создали условия для развития двигательной активности. Включили элементы движений в различные игры на автоматизацию, дифференциацию, и закрепление поставленных воспитаннику звуков. В группе имеются следующие игры:

1. Волшебные коврики. Цель этой игры — автоматизация звуков с использованием ортопедических ковриков Задачи: формирование пространственных представлений, развитие общей моторики, автоматизация звуков в слогах, словах и предложениях. Развитие логического мышления. Для игры необходимо 8 ортопедических ковриков основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый. Ребенку предлагается выполнять задания вместе с Машей и Мишей в зависимости от целей коррекционной работы и возможностей ребенка.

  1. уровень (слоговые игры) Выбираем любую карточку от 1 — 6 предлагаем вначале построить «мостик» из квадратных цветных ковриков. Затем выполняя различные задания двигаться по нему. Карточка №1 – идем по коврикам и произносим слоги. Карточка №2: идем по стрелкам, закрепляем направление и произносим слоги Карточка №3: прыжки с коврика на коврик в определенной последовательности с одновременным проговариванием слогов. Карточка № 4 шагаем по коврикам в определенной последовательности, произносимый слог ребенку говорит взрослый. Карточка №5, 6 – аналогичные задания.
  2. уровень (словесные игры). Карточки 7- 18 выкладываем дорожку из ковриков, (4 коврика и продолжаем дальше в таком же порядке, пока не получится дорожка из 8 ковриков).
  3. уровень (мы по коврикам шагаем, предложения составляем) 19-24 предлагаем составить предложение и прыгать с коврика на коврик.
  4. Игра Ладошки и ножки на развитие чувство ритма, умения действовать по инструкции и автоматизации звуков;
  5. Подвижная игра-дорожка в группе, траекторию, фигуры и правила которой мы меняем каждую неделю.

Инструктор по физической культуре в своей работе, так же тесно взаимодействует как с воспитателями групп компенсирующей направленности, так и с узкими специалистами, такими как, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра, учителя логопеды. Каждый год совместно педагоги составляют план взаимодействия: намечают и ставят задачи, которые будут решать в ходе учебного года, какие мероприятия совместно будут проводить и т. д.

Преемственность и взаимосвязь в работе воспитателей групп компенсирующей направленности и инструктора способствует эффективности и прочному закреплению результатов коррекционной работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста занимается не только воспитатель или учитель-логопед, но и инструктор по физической культуре. Если воспитатель развивает и совершенствует речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций. Особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом изучаемой лексической темы.

В начале учебного года воспитатель группы компенсирующей направленности знакомит инструктора по физической культуре с речевой характеристикой воспитанников, психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив уровень психоречевого развития детей, совместно определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В своей работе инструктор по физической культуре использует парциальную программу Кирилловой Ю.А. для детей с ТНР. Образовательный процесс ставится в соответствии с лексическими темами, которые дети изучают с воспитателем. Кириллова Ю.А. предлагает готовые комплексы упражнений и подвижных игр.

Кроме этого инструктор разрабатывает авторские игры, на развитие речи и отработки различных движений. Так инструктором по физической культуре была разработана игра «Координационная звуковая лесенка».

Игра представляет собой 2 плоских лесенки с пустыми ячейками. С помощью нее можно отрабатывать различные виды прыжков, изучать и закреплять звуки, буквы. Так, например, детям дается задание прыгать по ячейкам в соответствии с заданной звуковой схемой.

Другой вариант: Дети делятся на две команды. Педагог показывает картинку с изображением предмета, дети из обеих команд должны на скорость составить в ячейках звуковую схему слова из символов.

Например: ХЛЕБ, ПОНИ.

Кроме этого можно тренировать ориентировку в пространстве выполняя прыжки по схемам со следами.

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической культуре, используется подвижная игра «Пожарные на учении», в которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки, закрепляют употребление глаголов будущего времени, в игре Я буду» (Я буду пожарным, я буду строителем, я буду учителем). Цель такого планирования — закрепление и расширение словаря ребенка, формирование основных грамматических категорий, активизация речи детей. Зачастую, в силу особенностей развития детей с ТНР, инструктору по физической культуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать» регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в упрощении правил.

На образовательной деятельности по физическому развитию, инструктор также использует различные игры для развития речи.

Так, например, в зале существует «логопедический забор», на котором располагаются карточки с буквами. И ребенку даются различные задания: «Составь слово», «Какой буквы не хватает», «В какой части слова располагается звук» и т.д.

Таким образом, тесное, грамотно выстроенное сотрудничество воспитателя группы компенсирующей направленности и инструктора по физической культуре, позволяет уже к концу первого года обучения отследить динамику речевого развития. Ведь именно благодаря двигательной активности, идет активное развитие речевого аппарата.

Преемственность и взаимосвязь в работе воспитателя и инструктора по физической культуре способствует прочному закреплению результатов логопедической работы и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год