Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Семешко Анна Ивановна   
08.02.2023 20:09

Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возрастаСказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающийся уровень культуры, широкое распространение низкопробной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно- примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами — всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.

Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего — педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения.

Цель: развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления со сказкой и внедрение сказки в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.

 

Скачать конспект

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по вопросу развития речи детей дошкольного возраста.
  2. Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.
  3. Развивать звуковую культуру речи детей, связную речь, расширять словарный запас.
  4. Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию произведения.
  5. Воспитывать интерес и любовь к художественным произведениям.

Известно, что чтение художественной литературы играет особую роль в формировании личности человека. Использование именно сказочных произведений базируется на психологических особенностях воздействия на внутренний мир ребенка. Например, сказка помогает построить собственную картину окружающего мира: согласовать язык бессознательного с пониманием ситуации и с ее словесным описанием. То есть в процессе знакомства со сказкой происходит развитие связной речи.

Работу со сказкой строю следующим образом:

  1. Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение, причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение.
  2. Создание рисунка героя или наиболее значимого для ребенка отрывка.
  3. Драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребёнок сам выбирает себе

роль.

Каждый этап обсуждается, т.к. важны чувства ребенка.

Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является

умение рассказывать и одновременно показывать сказку. В этом мне помогает настольный театр, игры-инсценировки, игры-драматизации, мини-спектакли.

Театр на палочках Театр на фланелеграфе Настольный театр

Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, малыши учатся регулировать силу и

высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить, и понять содержание сказки.

В течение года играли с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку», кубики со сказочными сюжетами. В своей работе с детьми я использую мнемотаблицы

и лэпбуки-это замечательный способ познакомить дошкольников с русскими народными сказками.

Непременный атрибут пособия — различные конверты, в которых размещаются дидактические игры и прочий материал. Сказочная тема располагает сделать их необычными, например, в виде атрибутов персонажей: волшебный сундук, короб Маши, в котором её нёс медведь, самовар Мухи-цокотухи и пр.

Воспитателю стоит активно использовать лэпбук на занятиях по развитию речи, чтению художественной литературы. Это пособие идеально подходит для обобщающих занятий по теме сказок.

Другое важное направление — индивидуальная работа с детьми. Для этой цели незаменимы дидактические игры, включённые в лэпбук (в них хорошо играть и дома, ведь лэпбук дошкольнику могут сделать и родители):

1. «Найди заплатку к сказке» (вариант для младшего возраста). Задача ребёнка — подобрать к каждой картинке недостающий элемент.

«Помоги животным найти их хвостики» (также для малышей).

«Где чья тень» (начиная со средней группы). Задача — соотнести сказочного персонажа с его тенью. Игра развивает восприятие формы, пространственное мышление.

«Четвёртый лишний» (со средней группы). Задача ребёнка — найти картинку, которая не относится к данной сказке.

Уже стало традицией включать сюжеты сказок в различные режимные моменты: гуляем, одеваемся, засыпаем, просыпаемся вместе со сказкой.

В группе был оформлен центр по речевому развитию и центр книги. Подготовлены картотеки дидактических игр по возрасту, наглядные методические пособия. Все находится в доступности для детей, и они выбирают то, что каждому интересно.

Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.

Такого рода работа эффективна при условии активного взаимодействия с родителями воспитанников.

Родителям были даны консультации:

- «Сказка в жизни ребенка»

- Создание для родителей рекомендованного списка русских народных сказок и писателей-сказочников. Проведено анкетирование «Читаем дома».

Родителями был изготовлен макет к сказке «Зимовье», атрибуты к различным видам театра.

Результат работы по данной теме показал, что сказки имеют воспитательный и познавательный потенциал, который является эффективным педагогическим средством.

Практическая значимость представленного опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения, использование нестандартных подходов к организации занятий по чтению художественной литературы, позволит повысить интерес ребенка к сказке, увлечь в игру, эффективно развивать его речь.

Список использованных источников

  1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2000. — 400 с.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. — М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015 – 80с.: цв. вкл.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2015. — 160с.
  4. Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой [Электронный ресурс]/ представление опыта работы; материал подготовила Лысенко Е. И.– Режим доступа:https://infourok. ru/netradicionnie-metodi-i-priyomi-raboti-so-skazkoy-1327623. html
  5. Нестеренко, А. А. Страна загадок [Электронный ресурс]/ — Режим доступа: http://www.trizminsk. org/e/23105. htm
  6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -4-е изд., перераб. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2018. -352 с.
  7. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2015 – 192 с.- (Развиваем речь).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год