Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Доклад «Развитие связной речи у дошкольников в условиях ДОУ»
Развитие речи у детей
Автор: Ахметова Гульназ Масабиховна   
31.12.2022 09:14

Доклад «Развитие связной речи у дошкольников в условиях ДОУ»Доклад «Развитие связной речи у дошкольников в условиях ДОУ»

Связная речь дошкольника – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь на лишние детали.

Согласно введенному Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие детей включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

 

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах.

Еще в средней группе, я обратила внимание на то, что у моих воспитанников недостаточно отчетливое произношение слов и словосочетаний, отсутствуют навыки ведения диалога, как со мной, так и с родителями, словарный запас недостаточно обогащен. Рассказы детей даже на близкую им тему отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Исходя из важности и актуальности темы, я поставила перед собой цель научить детей грамотно и связно излагать свои мысли.

Программа ДО «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» ставит перед нами следующие задачи:

  • совершенствование диалогической и монологической форм речи;
  • формирование умения вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитание культуры речевого общения;
  • развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их;
  • совершенствование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Формирование умения составлять план рассказа и придерживаться его. Развитие умения составлять рассказы из личного опыта;
  • совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему.

Для решения поставленных задач и дальнейшего развития связной речи у дошкольников создала речевую среду. Основными составляющими речевой развивающей среды являются:

  • речевой уголок
  • театрализованный уголок
  • сюжетно – ролевые игры.

Речевой уголок включает в себя:

  • предметные и сюжетные наборы картинок
  • схемы описания и сравнения на различные темы
  • дидактические игры — «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Узнай, что за зверь?», «Кто, что умеет делать?», «Скажи, что сначала, что потом?», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Назови предмет», «Подбери и назови», «Профессии», «Веселые поварята» и т.д..
  • артикуляционную и дыхательную гимнастику
  • пальчиковые игры.

Через театрализованную деятельность совершенствуется монологическая и диалогическая речь, развивается интерес к литературе, активизируется словарь. В театрализованном уголке размещены различные виды тетра: театр кукол, пальчиковый театр, театр картинок, настольный театр. В данный момент дети легко с диалогом могут инсценировать до десяти сказок: «Зимовье», «Три поросенка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Теремок», «Коза – дереза», «Три медведя» и т.д..

Через сюжетно-ролевые игры развивается речь детей, умение вести диалог со сверстниками и взрослыми. Большую часть оборудования для игр комплектую по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая ее тематику, что позволяет детям выбрать игру по своим интересам.

Развитие речи дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. Образовательную деятельность по речевому развитию провожу по пособию О.С. Ушаковой «Развитие речи детей».

Важнейшее условие правильной речи – это четкая, ненапряженная артикуляция и правильное дыхание. Поэтому при организации образовательной деятельности использую:

  • артикуляционную «Веселый пятачок», «Удивленный бегемот», «Жало змеи», «Конфетка» и дыхательную гимнастики
  • пальчиковые игры «Братцы», «Повстречались», «Лодочка», «Замок», «Зайцы», «Дружба», «Ладушки – ладошки» и т.д., которые дети выполняют с удовольствием
  • физминутки с движениями и словами (логоритмика)

Для развития речевой активности у детей в своей работе использую следующие виды рассказывания:

  • составление рассказов и сказок по картине и серии сюжетных картинок (в группе собраны наборы сюжетных «Весна», «Зима», «Птицы», «Животные» и предметных картин)
  • составление описательных рассказов
  • пересказ (выборочный пересказ, краткий пересказ, творческое рассказывание, пересказ без опоры на наглядность)
  • самостоятельное составление рассказа.

Для успешного развития у детей речи провожу дидактические игры: «Закончи предложение», «Назови три слова», «Сравни предметы», «Назови как можно больше предметов», «Подбери рифму», Чем похожи, чем отличаются», «Скажи по другому», «Придумай предложение» и т.д.

Также на занятиях по речевому развитию использую приёмы мнемотехники. Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений, поговорок, пословиц, чистоговорок, в пересказывании русских народных сказок.

Особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий в развитии связной речи дошкольников. Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие.

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает процесс интересным и выразительным.

Развитие связной речи происходит во всех видах организованной образовательной деятельности. Без участия речи, словарной работы не может осуществиться и проводиться ни одно занятие, включая занятие по физическому развитию, изобразительной деятельности, математике, музыке и т. д. через физкультминутки (логогимнастики), дидактические игры с элементами движения, подвижные игры, артикуляционную и дыхательную гимнастики, пальчиковые игры, художественное слово и т.д.

Работа по развитию связной речи проводилась в тесной связи с родителями, что помогло добиться положительных результатов. Совместно с родителями были разработаны: выставка «Книжка — малышка», подготовила консультации: «Учимся рассказывать», «Приёмы обучения детей рассказыванию», старалась привлекать родителей принимать участие в организации развивающей среды.

Из данных диаграммы видно, что у детей обнаружились значительные положительные изменения в развитии связной речи.

На основе анализа результатов работы можно отметить положительную динамику:

  • дети стали свободно высказываться, слушать друг друга, дополнять, обобщать, замечать ошибки и исправлять их
  • рассказы детей стали лаконичней, точнее, усложнилась конструкция предложений, правильнее стало их построение
  • дети стали употреблять в речи распространенные предложения с однородными членами, сложноподчиненные и сложносочиненные
  • в рассказах детей появились союзы, указывающие причинные, временные связи
  • в рассказах дети стали использовать описания, сравнения, вводные слова.

Проведенная мною работа по развитию связной речи у детей значительно приблизился к поставленной цели (научить детей грамотно и связно излагать свои мысли).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год