Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект индивидуального занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ЗПР. Знакомство со звуком [З], [З"], буквой З. Работа с текстом «Лось».
Развитие речи у детей
Автор: Сардарова Гюнель Зейдулла Кызы   
09.06.2022 21:33

Конспект индивидуального занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ЗПР. Знакомство со звуком [З], [З"], буквой З. Работа с текстом «Лось».Конспект индивидуального занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ЗПР. Знакомство со звуком [З], [З"], буквой З. Работа с текстом «Лось».

Цели:

  1. Познакомить со звуками [З], [З"], буквой З.
  2. Вырабатывать навык четкого произношения звуков «[З], [З"]», формировать умения детей различать звуки по твердости и мягкости.
  3. Определять положение звука в слове.
  4. Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух.
  5. Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: зеркало (для артикуляционной гимнастики). текст «лось», картинки: комара, хомяка, лося, коры дерева.

Скачать конспект

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность воспитанника

Этап 1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап), 5 минут

- Посмотри, кто к нам прилетел?

- Правильно, я предлагаю, нам с тобой превратиться в комара.

- Раз, два – повернись и в камарика превратись.

Изобразите большого комара, который летит и поет свою песенку.

- А теперь превращаемся в маленького комарика, и поем его песенку.

- Молодец,

- Какое сейчас время года

- Какое сегодня число?

- Какой день недели?

-Молодец, а сейчас мы разомнем наши язычки. Я буду показывать упражнения, а ты повторяй и следи за собой в зеркале.

Ответ: комар

Ответ: З – З – З

Ответ:  Зь – Зь – Зь

Ответ: (лето)

Ответ: (2 июня)

Ответ: (четверг)

Артикуляционная гимнастика

Упражнения повторять 3 раза

"Чистим, зубки"

улыбнуться, открыть рот

кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Заборчик"

улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

"Часики"

улыбнуться, открыть рот

кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

выполняет движение в соответствии с текстом

Дыхательная гимнастика

Хомячок

Изобрази хомячка – надо надуть щеки и задержать дыхание как можно дольше. После чего, хлопнуть себя по щечкам, таки образом выпустив воздух. А потом сделай несколько вдохов носом, как бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек.

-Кто такой хомяк?

-У хомяков есть защечные мешки, куда он прячет свою еду на запас.

выполняет движение в соответствии с текстом

Ответ: это домашнее животное

слушает логопеда и рассматривает изображение

Этап 2. Основная часть.

Работа с текстом.

- Послушай пожалуйста текст, который я прочитаю.

Лось.

В лесу живёт лось. Зимой он ест кору. Лось перешагнул через пень и исчез в лесу.

- О ком идет речь?

- Кто такой лось?

- Правильно. Это дикое животное, имеющее коричневатый окрас, живущее в лесах, а встретить их можно в болотистых местностях, около мелких рек и лесных ручьев.

-Что он делал?

- Что такое кора?

- Это внешний защитный слой ствола и веток дерева.

- Сколько предложений в тексте?

- А как ты определил?

- Давай мы вместе разделим предложения на слоги.

- Как мы проверяем слоги?

В ле-су жи-вёт лось. Зи-мой он ест ко-ру. Лось пе-ре-шаг-нул   че-рез пень и ис-чез в ле-су.

-Теперь я хочу проверить как ты запомнил текст.

-Перескажи мне его.

Ответ: о лосе

Ответ: это дикое животное с рогами, которое живет в лесу

слушает логопеда и рассматривает изображение

Ответ: ел кору и перешагнул через пень и исчез в лесу

Ответ: это дерево

Ответ: 3 предложения

Ответ: в конце предложения стоит точка и новое начинается с заглавной буквы

Ответ: похлопыванием

Похлопывание слогов

 

- Послушай внимательно слова, которые, я тебе прочитаю.

- Какой звук мы слышим в каждом слове?

(зимой, через, исчез)

- Правильно это звук З.

- С этим звуком мы сегодня познакомимся».

Ответ: звук з

Акустико - артикуляционный образ звука

- Возьмите зеркала, произнесите звук [З] и посмотрите, как вы его произносите.

- Что происходит с губами, когда вы произносите звук [З]?

- А язычок?

- А теперь давайте посмотрим, какой дует ветерок при произнесении звука?

- Молодец.

А сейчас давайте сравним звуки [З], [З’] между собой. (Логопед проводит сравнительную характеристику звуков.)

Звук [З] – согласный, звонкий, твердый. Его мы будем обозначать синим цветом.

Звук [З’] – согласный, звонкий, мягкий. Его мы обозначим зеленым цветом.

- Предлагаю отдохнуть.

Ответ: «улыбаются»

Ответ: «лежит у нижних зубов»

Ответ: холодный.

Физкультминутка

Ветер веет над полями,
И качается трава.

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнём.

ребенок плавно качает руками над головой

потягивания — руки вверх

наклоны вправо-влево, вперёд-назад

ходьба на месте

ребенок садится

Характеристика звуков [З] и [З‘]

- Давай, с тобой подчеркнем в тексте слова где встречается звук «з».

(зимой, через, исчез)

- В слове зима, где у нас находится звук «з», в начале в середине или в конце?  

– Какой у нас звук «з», твердый или мягкий в слове зимой?

-В слове через, где у нас находится звук «з», в начале в середине или в конце?

Какой у нас звук «з», твердый или мягкий в слове через?

-В слове исчез, где у нас находится звук «з», в начале в середине или в конце?

Какой у нас звук «з», твердый или мягкий в слове исчез? (твердый)

-Произнеси шёпотом слова через, исчез?

-Какую на конце букву ты слышишь?

- А какую букву мы должны писать?

- Звук «з» согласный или гласный?

- Звук «з» он глухой или звонкий?

- А звук «з» на письме может быть твердым и мягким?

– Перед тобой лежит текст. Я тебе его сейчас прочитаю.

(Лось перешагнул через пень и исчез в лесу).

- Теперь давай подчеркнем, когда звук «з» на письме бывает твердым, а когда мягким. Твердость – синим карандашом, мягкость – зеленым.

- Прямо в предложении подчеркиваем букву з

(через, исчез)

- Молодец.

Ответ: в начале

Ответ: мягкий

Ответ: в конце

Ответ: твёрдый

Ответ: в конце

Ответ: твёрдый

Ответ: (С (ЭС))

Ответ: (ЗЭ)

Ответ: согласный

Ответ: звонкий

Ответ: да

Работа с графическим образом звуков

-На письме звуки [З] и [З’] записываются буквой «З»

-На что похожа буква «З»?

Буква «З» как цифра 3

Поскорее посмотри.

- Букву «З» можно не только написать. Её можно выложить из палочек, ниточек, слепить, а мы сегодня попробуем выложить её из камушка. Возьмите камушки и выложите на них букву «З».

Молодцы.

Ответ: на цифру 3

Этап 3. Итог занятия.

- С какой буквой и каким звуком мы работали?

- Что тебе запомнилось больше?

- Спасибо, тебе за занятие!

Ответ: с буквой з и со звуком [З], [З’]

       
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год