Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Речевое развитие младших дошкольников
Развитие речи у детей
Автор: Бурдукова Елена Алексеевна   
14.04.2022 10:26

Речевое развитие младших дошкольниковРечевое развитие младших дошкольников

Е.А. Бурдукова, учитель-логопед

За прожитые три года жизни ребенок уже успел накопить объем знаний и представлений об окружающем мире, обрел самостоятельность и имеет практический опыт действий с различными предметами. Трехлетки начинают высказывать простейшие суждения о явлениях и предметах, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними, обобщают предметы. К четырем годам активный словарь ребенка насчитывает примерно 2 000 слов. Чаще начинает использовать местоимения, наречия, появляются числительные. Если раньше употреблялись только качественные прилагательные (холодный, вкусный), теперь использует и притяжательные (мамина кофта). Само по себе увеличение словарного запаса не имеет большого значения, если параллельно с ним не происходит овладение умением сочетать слова в предложении грамматически правильно. Хотя достижения ребенка в овладении родным языком значительны, речь его еще далека от совершенства. Малыши не могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на прогулке, пересказать содержание им прочитанной сказки и правильно употреблять слова.

 

Четвертый год – это возраст «почемучек». Ребенок постоянно задает вопросы, которые нельзя оставлять без ответа. Надо доступно и терпеливо отвечать на все «зачем?», «почему?» Иногда дети неспособны дослушать ответ взрослого до конца из-за неустойчивости внимания. Поэтому объяснение должно быть коротким, четким, понятным и простым. К четырем годам ребенок хотя и правильно произносит свистящие звуки, в некоторых словах их могут опускать (нег (снег), вонок (звонок)). Еще неверно произносит шипящие звуки, заменяя их свистящими (каса (каша)). Сонорные Р, РЬ, Л заменяет звуком ЛЬ, реже Й (лека (река), устай (устал)). Затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяя или пропуская отдельные звуки, переставляя слоги, укорачивая слова. Голосовой аппарат ребенка еще не окреп, и многие дети говорят негромко, хотя умеют использовать различные интонации.

Какие же условия необходимы, чтобы речь ребенка формировалась своевременно и правильно? Основное, чтобы ребенок был соматически здоров, активен, его речевое окружение было полноценно, он испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Необходимы игры, совершенствующие внимание, память ребенка, его мышление, воображение. Подражайте голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных песенок. Родителям и членам семьи необходимо контролировать собственную речь, не требовать от ребенка невозможного. Необходимо постоянно побуждать малыша к речи, выслушивать его высказывания, не перебивая, играть в совместные игры. Если ребенок хочет с вами поделиться своими переживаниями, не только пожалейте, но и пусть расскажет о своей беде. Часто дети, плохо говорящие, еще и плохо едят. Целая проблема сгрызть яблоко или морковку, не говоря уже о мясе. Это вызвано слабостью челюстных мышц, а она, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Для развития мышцы щек и языка, научите полоскать рот, надувать щеки, удерживать воздух и «перекатывать» из одной щеки в другую. Разговаривайте с ребенком медленно, короткими фразами. Не переходите на сюсюканье сами и не разрешайте это делать другим. Говорите четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя слова местами.

Читайте ребенку! Если он в сотый раз попросил прочитать книжку, которую особенно полюбил – читайте, не выказывайте свое неудовольствие.

Чаще разговаривайте, терпеливо отвечайте на все его вопросы.

Как можно раньше отучайте малыша от соски, не предлагайте ему спать, подкладывая руку под щечку. Это может способствовать деформации челюсти.

Советы логопеда

Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык — главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Играем пальчиками и развиваем речь

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Пусть ребенок сам застегивает пуговицы, засучивает рукава. Пусть тренируется малыш не на своей одежде, а «помогает» одеваться куклам и родителям. Как маленькие пальчики будут все проворнее, и речь ребенка будет понятнее не только его маме

Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения

Задача родителей — вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни. Дошкольный возраст — это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Необходимость развития речевого дыхания

Дошкольный возраст — решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Автоматизация звуков в домашних условиях

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Обогащаем словарь дошкольника

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи. Не сравнивайте ребенка ни с каким другим малышом. Каждый человек индивидуален и ценен!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год