Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Развитие речи у детей
Автор: Голубева Нина   
21.07.2015 07:07

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе, она направлена на ориентировку в предметном мире и социальной действительности, где ребенок отображает впечатления от познания этих явлений. В играх формируются все стороны личности ребенка, они развивает как психические процессы, так одновременно дает огромный потенциал для развития творческих способностей детей.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Среди этого разнообразия большое внимание уделяется дидактической игре.

 

Дидактическая игра – это одна из форм обучения детей и представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Кроме того дидактическая игра — это игра познавательная, которая направлена на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, даёт большие возможности для развития и совершенствования речи дошкольников.

В своей работе дидактические игры использую для решения всех задач речевого развития, так как считаю, что дидактическая игра развивает речь детей: активизирует и пополняет словарь, формирует правильное звукопроизношение; развивает связную речь, а также умение правильно выражать свои мысли. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словообразований.

Такие игры повожу как на групповых занятиях, так и в процессе индивидуальной работы.

В своей работе ежедневно планирую дидактические игры разного вида, направленные на развитие речи у детей дошкольного возраста.

Во время занятия игры подбирались соответственно темы. Так на занятии по экологическому воспитанию на тему «Домашние животные» после беседы о животных, для закрепления полученного материала была проведена игра «Отгадай, что это за животные?». В этой игре детям называют действия, которые свойственны данному животному. Дошкольники должны отгадать, о каком животном идет речь.

Сторожит, грызет, лает – кто это?
Мяукает, лакает, царапается – кто это?
Хрюкает, роет — кто это?
Мычит, жует, ходит – кто это?
Ржет, бегает, скачет – кто это?

Ответы детей в этой игре были правильными: собака, кошка, свинья, корова, лошадь. Свои ответы дети подтверждали объяснением, например: лошадь – она ржет, скачет и бегает, потому что у нее длинные ноги; кошка – одна из домашних животных, кто мяукает и т.п.

Провожу разнообразные дидактические игры и во время прогулки. Игры с мячом «Скажи наоборот», где называется слово и бросается мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно.

Бросить – (поймать);
Купить – (продать);
Дать – (взять);
налить – (выпить);

спрятать – (найти);
поднять – (опустить).

В игре дети встречались с трудными моментами, но в ходе игры и объяснений дети давали правильные варианты ответов.

В игре «Скажи наоборот» детям предлагалось ряд слов, где они должны к каждому слову придумать противоположное по смыслу слово. Например, твердый – мягкий.

День – (ночь);
Утро – (вечер);
Друг – (враг);
опускать – (поднимать);

закрывать – (открывать);
включать – (выключать);
Жара – (холод);
Большой – (маленький);

говорить – (молчать);
белый – (черный);
Взял – (положил);
Одеваться – (раздеваться);

Новый – (старый);
Сухой – (мокрый);
высокий – (низкий);
здоровый — (больной);

широкий – (узкий);
грязь – (чистота).

При индивидуальной работе старалась подбирать игры на различную тематику, но в основном из той области, где ребенок испытывает наибольшие трудности.

В игре «Закончи предложение» ребенок предлагается начало предложения, а он должен его закончить по смыслу.

Слон большой, а комар … (маленький).
Камень тяжелый, а пушинка… (легкая).
Зимой погода холодная, а летом … (жаркая).
Дерево высокое, а куст… (низкий).

Суп горячий, компот… (холодный).
Днем светло, а ночью… (темно).
Заяц скачет быстро, а черепаха идет… (медленно).

В этой игре ребенку также было трудно соотнести противоположные по значению слова. Например, ребенок допускал ошибки: «дерево высокое, а куст маленький», где вместо «маленький» ребенок должен произнести «низкий» и т.д. С помощью воспитателя эти ошибки исправлялись.

В игре «Помоги Незнайке» предлагается ребенку помочь Незнайке подобрать красивые слова – признаки к существительному.

Зима — … (снежная, холодная, длинная).
Снег — … (белый, тающий, холодный, пушистый).
Ветер — … (теплый, сильный, резкий).
Солнце — … (яркое, теплое, желтое),
Дни — … (праздничные, длинные, веселые).

В процессе игры «Распутай слова» дети учатся составлять предложения.

Слова в предложении перепутались, детям необходимо расставить их на свои места. Что же получится? Например, даются следующие предложения:

1. Дым, идёт, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мёд.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Данная игра позволяет не только строить логическую цепочку в процессе составления предложения, но и способствует правильному произношению звуков.

Таким образом, организация дидактической игры позволяет вести коррекционную работу, направленную на развитие речи у детей дошкольного возраста, даёт возможность совершенствовать её, учит мыслить и тем самым способствует развитию у них познавательных интересов, правильных представлений об окружающей действительности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год