Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

О важности участия семьи в решении речевых проблем.
Развитие речи у детей
Автор: Николаева Ирина Сергеевна Воронецкая Ольга Семеновна   
31.01.2022 05:44

О важности участия семьи в решении речевых проблем.О важности участия семьи в решении речевых проблем.

В настоящее время наблюдается тенденция ухудшение речевого развития детей дошкольного возраста. С каждым годом число детей с нарушениями речи возрастает в геометрической прогрессии. Все чаще специалисты выявляют детей с нарушениями речи. Наравне с медицинскими и наследственными факторами отмечаются социальные причины. Родители и близкие родственники все меньше взаимодействуют, общаются со своим ребенком с момента рождения. Цифровой мир заменил нам живое общение. А в ситуации осложненной эпидемиологической обстановкой, многие родители вынуждены работать дома, квартира становится офисом. Это объективная причина, но есть и масса субъективных причин, (Все чаще) когда родители заменяют живое общение смартфоном, планшетом, неконтролируемым просмотром мультфильмов, чуть ли не с самого рождения, потому что сами с окружающим миром общаются виртуально. Подрастая, ребенок видит родителей за цифровым прибором и вне рабочего время: во время обеда, прогулки, игры. (Если ребенку попадает в руки книжка, то он листает ее, как будто перелистывают страницы гаджета.)

 

В то время как, общение в семье является основным условием формирования стабильных межличностных отношений и нормального развития ребенка. Потребность ребенка с ОВЗ к общению с родителями является базовой, лежащей в основе последующего эмоционального, интеллектуального и социального развития.

Дисгармоничные взаимоотношения в семье негативно сказываются на формировании личностных качеств ребенка, в частности, приводят к эмоциональным, психологическим, а затем и неврологическим изменениям, к нарушению взаимодействия ребенка с социумом.

Специалисты-практики, работающие с семьями детей с ОВЗ, чаще всего сталкиваются с проблемами: неумение родителей ориентироваться в сложившейся ситуации. Сущность данных проблем раскрывается в психолого-педагогических исследованиях семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии речи. Позднее выявление отклоняющегося развития и/или неполное, субъективное информирование о характере нарушения приводит к тому, что родители теряют время. Поэтому для родителей важно обладать определенными компетенциями.

Компетенции родителей – это грамотность в вопросах развития, воспитания и обучения детей. Е. Ф. Архипова выделяет следующие виды компетенций родителей детей с ОВЗ:

  • педагогическая компетенция – знания и использование в повседневной жизни методов коррекционного воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребенка;
  • психологическая компетенция – понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а также умение организовывать совместную с ним деятельность с учетом его возможностей;
  • здоровье сберегающая компетенция основана на внимании к физическому (соматическому) здоровью ребенка, включает проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребенка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребенка и своевременное их предупреждение или лечение;
  • социальная компетенция проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность устанавливать и поддерживать новые продуктивные связи, способствующие интеграции семьи в социум;
  • правовая компетенция – знание основных прав родителей и ребенка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства, знать права ребенка с ОВЗ и уметь их защищать.

Наиболее продуктивны педагогическая и психологическая компетенции, позволяющие организовать оптимальный коррекционный режим в домашних условиях благоприятный для развития, воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Выполнение домашних заданий, рекомендованных учителем-логопедом со своим ребенком. Для выполнения домашних заданий с ребенком традиционно используют индивидуальные тетради. Содержание тетради рекомендовано оформлять по схеме:

  • рекомендации к выполнению заданий;
  • упражнения для развития артикуляционного аппарата;
  • упражнения для мелкой моторики рук;
  • воспитание произносительных навыков;
  • развитие звукового анализа и синтеза, подготовка к школьному обучению;
  • формирование пассивного и активного словаря;
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • развитие психологической базы речи (О. В. Бачина, Л. Н. Самородова).

Тетради для домашних заданий стандартизировались, выпускаются отдельными тиражами, очень содержательны, красочны, качественно наполнены. Они позволяют родителям занять ребенка, вступить в диалог, познакомиться с явлениями и фактами окружающей действительности, прочитать рассказ, выучить стихотворение, загадать загадку в соответствии с лексической темой. Однако за этой наполненностью утрачивается смысл индивидуальной тетради, в которой задания должны быть подобраны эксклюзивно, дифференцированно, с учетом индивидуальных проявлений речевого дефекта и психических функций ребенка.

Для родителей должны быть указаны специальные методические приемы работы, наиболее апробированные и действенные для занятий именно с их ребенком. Только специально отобранные индивидуальные задания позволят быстрее и лучше ликвидировать отставание детей в речевом развитии.

Приобщение родителей к творчеству позволяет преодолеть неконструктивные формы поведения, обрести радость и удовольствие от жизни, посмотреть на собственные проблемы с другой точки зрения. Конспектирование занятий логопеда – краткие записи, выполненные родителями в процессе наблюдаемого занятия.

В них фиксируются наиболее значимые, важные моменты занятия, отдельные технические приемы, которые позволят родителям в спокойной домашней обстановке восстановить в памяти смысловое и структурное содержание и воспроизвести его в полной мере.

В случае, когда ребенок не говорит, можно вести дневник развития. Основная задача дневника развития – помочь родителям оценить соответствие речи ребенка возрастной норме и зафиксировать темп речевого развития. В дневнике приводятся речевые высказывания ребенка в виде слов, фраз, рассказов. Оценивается количественный и качественный состав речевой продукции, по результатам оценки проводится беседа. Дневники развития могут быть тематическими: «наблюдение за невербальным поведением ребенка», «использование социальных жестов», «запинки в речи ребенка в соответствии с коммуникативной ситуацией». В этом случае сроки наблюдения должны быть ограничены (1-2 недели). Следует отметить, что родители должны быть обучены наблюдению за поведением ребенка и уметь фиксировать эти результаты. В случаях, когда динамика развития ребенка медленная, еженедельное ведение дневника и последующий его просмотр воодушевляют родителей, учат наблюдать и замечать небольшие положительные шаги в развитии своего ребенка.

Не секрет, что дети в дошкольном возрасте развиваются по подражанию, поэтому очень важно выполнять рекомендации специалистов, обращать внимание на собственную речь.

Речь, обращенная к ребенку должна быть эмоциональной, с интонацией, тембром, громкостью, с четкой, периодически утрированной артикуляцией. Именно такая речь активизирует ориентировочную реакцию ребенка и стимулирует его установить с Вами глазной коммуникативный контакт. Важно, чтобы ребенок смотрел на рот взрослого, но не нужно насильно поворачивать лицо ребенка или кричать: «Посмотри на меня».

Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а также использовать предметы или фотографии для улучшения понимания.

Важно следить за активностью ребенка! Как только видите его готовность повторить или сказать самому, поощряйте эту активность, а сами затихайте. Для того, чтобы ребенок говорил ему нужно обилие собственной речевой практики.

Демонстрация приемов работы родителям позволяет наглядно представить способы и технику выполнения взаимодействия с ребенком. Демонстрация может быть в реальном времени и в видео-, аудиозаписи. По ходу демонстрации логопед дает указания и пояснения. Разнообразие форм взаимодействия с семьей организуется в единую систему методических рекомендаций для родителей с учетом запроса и контингента детей образовательной организации.

Этапы работы с семьей ребенка с нарушением речи

Работа с семьей ребенка с нарушениями речи состоит из нескольких этапов и может занимать достаточно продолжительный период времени.

1. Ознакомительный этап служит для установления непосредственного личного контакта между педагогом и матерью ребенка с нарушением речи, для ознакомления с проблемами семьи, а также для определения необходимости консультации логопеда. С первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении осуществляется выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии речи ребенка с целью профилактики и выявления резервных возможностей развития. Ежедневные наблюдения за поведением ребенка в процессе общения с родителями позволяют ответить на вопросы: – как происходит расставание ребенка с родителями утром, – как ребенок встречает родителей вечером, – с какими вопросами, просьбами ребенок обращается к родителям, и наоборот, – как родители реагируют на просьбы ребенка, и наоборот, – как общаются родители с ребенком: вербальной речью, используют жесты, мимику, иные способы, – что из жизни ребенка в детском саду родителей интересует в первую очередь (питание, прогулки, сон, занятия, игры, друзья ребенка).

В период адаптации ребенка в образовательном учреждении педагог знакомится с индивидуальными особенностями ребенка, его семьи, устанавливает эмоциональный контакт с ребенком и семьей, составляет педагогическую характеристику адаптации ребенка к режиму образовательной организации, знакомит родителей с результатами педагогических наблюдений.

В случае выявления изменений речевого развития ребенка педагог, с согласия родителей, привлекает к взаимодействию логопеда.

Выявление и отслеживание речевого развития реализуется логопедом в двух формах: диагностика и мониторинг.

«Диагностика» – это процесс распознавания речевого отклонения от нормального развития речи, определение состояния речи. «Мониторинг» – регулярное или постоянное наблюдение за процессом развития речи с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальному предположению.

2. Индивидуальной этап работы позволяет логопеду ознакомиться с историей жизни семьи, выявить родительские установки, ознакомиться с историей болезни ребенка, определить проблемы, предложить помощь. Логопед создает доверительные, откровенные отношения с родителями, мотивирует на сотрудничество во благо ребенка, учить мать внимательно наблюдать за развитием своего ребенка. На индивидуальном этапе логопед: – подробно обсуждает речевое развитие ребенка; – разъясняет возможные меры помощи ребенку с учетом структуры его дефекта, – разъясняет характер, степень и причины трудностей коррекционного воздействия; – объясняет, какое участие должны принимать родители в системе коррекционной работы; – показывает отдельные приемы коррекционного воздействия; – формирует у родителей потребность в совершенствовании «коррекционно-педагогических компетенций» через расширение дефектологических знаний и представлений.

3. Укрепление сотрудничества с семьей ребенка. Педагог побуждает родителей открыто высказывать свои взгляды на воспитание и обучение ребенка, устанавливает требования к проведению коррекционно-развивающей работы, учит наблюдать за динамикой развития ребенка, отмечать позитивные моменты, объяснять особенности поведенческих реакций ребенка. Педагог и родители начинают работу по совместно выработанному плану. Родители знают цели коррекционного воздействия, понимают, как работает педагог, умеют в домашних условиях применять те же методы и приемы воздействия.

Только такая совместная, гармоничная работа, может дать положительный результат.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год