Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие речи дошкольников методом использования технологии мнемосхем»
Развитие речи у детей
Автор: С. А. Немна, Д. А. Сотникова   
11.11.2021 18:16

«Развитие речи дошкольников методом использования технологии мнемосхем»«Развитие речи дошкольников методом использования технологии мнемосхем»

  • С. А. Немна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №6 п.Новосадовый Белгородского района, Белгородской области»
  • Д. А. Сотникова педагог- психолог МДОУ «Детский сад №6 п.Новосадовый Белгородского района, Белгородской области»

Хорошая речь дошкольника – важнейшее условие всестороннего полноценного развития человека. Чем правильнее и богаче у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, и тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В наш век – век информационных технологий многие дети, по наблюдениям педагогов и родителей, начинают говорить намного позже, чем их ровесники в недавнем прошлом. В современных семьях дети с самого раннего возраста владеют навыками пользования планшетом, сотовым телефоном, компьютером, тем самым тормозят своевременное речевое развитие у малыша. Такие дети, поступая в школу, не успевают в изучении родного языка, родной литературы, не умеют выразить свои мысли, желания, не могут социализироваться в обществе взрослых и детей.

 

Скачать конспект

Таким образом, в современном обществе актуальным является вопрос развития речи у ребенка еще в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития речи.

В нашем детском саду в работе с детьми используются различные техники и методы обучения правильной речи.

Одним из приёмов работы воспитателей, учителя-логопеда и педагога-психолога в логопедической группе по развитию речи у дошкольников является метод мнемотехники. Мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание речевой информации.

В основе мнемонического запоминания слов лежит визуализация образов. Это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека.

Цель обучения мнемотехнике — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
  • Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
  • Глухов В. П. — блоками-квадратами,
  • Большева Т. В. — коллажем,
  • Ефименкова Л. Н — схемой составления рассказа.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

  • знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
  • знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
  • знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
  • замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

В данной статье предлагаю рассмотреть три эффективных приёма мнемотехники.

Метод историй

Суть данной техники – это развитие памяти: слова и определения необходимо связать в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации. Этот метод способствует обогащению и расширению словарного запаса детей дошкольного возраста по лексическим темам, способствует запоминанию названий и видов общеразвивающих упражнений по физическому воспитанию, ритмических схем на музыкальных занятиях и т.д.

Метод «Цепочка»

Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу, снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.

Недостатком метода является то, что при забывании одного элемента цепочки, можно забыть всё остальное.

Метод Цицерона

Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации.

Этот метод мы часто используем как маркер для запоминания чисел, букв, геометрических форм и т.д. Например: в ваше группе одни часы, круглой формы, слова «часы» начинается со звука [ч], поэтому рядом с групповыми часами можно повесить цифру 1, круг и букву «ч».

Для облегчения процедуры создания моделей артикуляции звуков, Акименко В.М были разработаны специальные символы (рисунки).

Разработанные модели артикуляции звуков, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука и замещают артикуляционный уклад при коррекции звукопроизношения. Это дает возможность легко их запомнить и правильно провести коррекционную работу. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха и подготовке детей к освоению грамоты делает процесс обучения как наглядным. Этими моделями пользуемся не только мы – воспитатели и логопеды, но и музыкальные руководители на распевках, логоритмических занятиях.

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы. Формируется умение управлять закодированной графической информацией и производить ее перекодировку, в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание, ребенок учится читать рисунки. При формировании правильного звукопроизношения путем мнемотехники происходит целенаправленное воспитание словесной памяти путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти.

На занятиях, при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой так же используется метод мнемотехники.

Все упражнения даются в игровой форме, поэтому вызывает у детей интерес и желание их повторить. Все артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом с предложенными детям комплексом мнемомоделей.

Другие виды мнемотаблиц помогают дошкольникам визуально запомнить ход рассказа, самостоятельно выучить, «прочитать» стихотворение и пересказать скороговорку. А можно даже рассказать сказуку.

Таким образом, мнемотехника способствует формированию личности дошкольника, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год