Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие речи дошкольников методом использования технологии мнемосхем»
Развитие речи у детей
Автор: С. А. Немна, Д. А. Сотникова   
11.11.2021 18:16

«Развитие речи дошкольников методом использования технологии мнемосхем»«Развитие речи дошкольников методом использования технологии мнемосхем»

  • С. А. Немна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №6 п.Новосадовый Белгородского района, Белгородской области»
  • Д. А. Сотникова педагог- психолог МДОУ «Детский сад №6 п.Новосадовый Белгородского района, Белгородской области»

Хорошая речь дошкольника – важнейшее условие всестороннего полноценного развития человека. Чем правильнее и богаче у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, и тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В наш век – век информационных технологий многие дети, по наблюдениям педагогов и родителей, начинают говорить намного позже, чем их ровесники в недавнем прошлом. В современных семьях дети с самого раннего возраста владеют навыками пользования планшетом, сотовым телефоном, компьютером, тем самым тормозят своевременное речевое развитие у малыша. Такие дети, поступая в школу, не успевают в изучении родного языка, родной литературы, не умеют выразить свои мысли, желания, не могут социализироваться в обществе взрослых и детей.

 

Скачать конспект

Таким образом, в современном обществе актуальным является вопрос развития речи у ребенка еще в дошкольном возрасте, так как дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития речи.

В нашем детском саду в работе с детьми используются различные техники и методы обучения правильной речи.

Одним из приёмов работы воспитателей, учителя-логопеда и педагога-психолога в логопедической группе по развитию речи у дошкольников является метод мнемотехники. Мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание речевой информации.

В основе мнемонического запоминания слов лежит визуализация образов. Это своего рода образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия заменяются на те, что имеют визуальное, аудиальное или кинестетическое воплощение в памяти человека.

Цель обучения мнемотехнике — развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
  • перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,
  • Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,
  • Глухов В. П. — блоками-квадратами,
  • Большева Т. В. — коллажем,
  • Ефименкова Л. Н — схемой составления рассказа.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

  • знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
  • знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
  • знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
  • замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.

В данной статье предлагаю рассмотреть три эффективных приёма мнемотехники.

Метод историй

Суть данной техники – это развитие памяти: слова и определения необходимо связать в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации. Этот метод способствует обогащению и расширению словарного запаса детей дошкольного возраста по лексическим темам, способствует запоминанию названий и видов общеразвивающих упражнений по физическому воспитанию, ритмических схем на музыкальных занятиях и т.д.

Метод «Цепочка»

Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу, снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.

Недостатком метода является то, что при забывании одного элемента цепочки, можно забыть всё остальное.

Метод Цицерона

Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации.

Этот метод мы часто используем как маркер для запоминания чисел, букв, геометрических форм и т.д. Например: в ваше группе одни часы, круглой формы, слова «часы» начинается со звука [ч], поэтому рядом с групповыми часами можно повесить цифру 1, круг и букву «ч».

Для облегчения процедуры создания моделей артикуляции звуков, Акименко В.М были разработаны специальные символы (рисунки).

Разработанные модели артикуляции звуков, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука и замещают артикуляционный уклад при коррекции звукопроизношения. Это дает возможность легко их запомнить и правильно провести коррекционную работу. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции звукопроизношения, развитии фонематического слуха и подготовке детей к освоению грамоты делает процесс обучения как наглядным. Этими моделями пользуемся не только мы – воспитатели и логопеды, но и музыкальные руководители на распевках, логоритмических занятиях.

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы. Формируется умение управлять закодированной графической информацией и производить ее перекодировку, в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание, ребенок учится читать рисунки. При формировании правильного звукопроизношения путем мнемотехники происходит целенаправленное воспитание словесной памяти путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала. В качестве средств используются наглядные образы в виде рисунков, схематических изображений, символов, то есть, опорные наглядные сигналы, с помощью которых ребёнок может проникнуть в «кладовые» долговременной памяти.

На занятиях, при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой так же используется метод мнемотехники.

Все упражнения даются в игровой форме, поэтому вызывает у детей интерес и желание их повторить. Все артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом с предложенными детям комплексом мнемомоделей.

Другие виды мнемотаблиц помогают дошкольникам визуально запомнить ход рассказа, самостоятельно выучить, «прочитать» стихотворение и пересказать скороговорку. А можно даже рассказать сказуку.

Таким образом, мнемотехника способствует формированию личности дошкольника, которая сама «добывает» знания, планирует свою деятельность, грамотна и целенаправленна.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год