Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Составление рассказов-описаний в процессе работы по развитию связной речи у детей с ОВЗ.
Развитие речи у детей
Автор: Колотова Анастасия Викторовна Полякова Марина Владимировна   
12.05.2021 17:45

Составление рассказов-описаний в процессе работы по развитию связной речи у детей с ОВЗ.Составление рассказов-описаний в процессе работы по развитию связной речи у детей с ОВЗ.

Связная речь — это развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно. Связная речь характеризуется следующими особенностями: развёрнутостью произвольностью, логичностью.

Связная речь детей с общим недоразвитием речи отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью, а иногда ограничивается только отдельными фразами или краткими ответами на поставленный вопрос. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию. Детям с трудом удается пересказ рассказов, воспроизведение по образцу, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда.

 

Обучение начинается с формирования у детей навыков составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и картинкам. Впоследствии совершенствуется навык ведения диалога, проводится обучение пересказу, составлению описательных рассказов, рассказов по опорным предметным картинкам, сериям сюжетных картин. Но следует отметить, что у детей с ТНР переход от вопросно-ответной формы речи к самостоятельному связному высказыванию достаточно труден и требует применения разнообразных игровых приемов, большого количества иллюстрационного материала. Поэтому в процессе работы по развитию монологической связной речи большое внимание уделяется составлению описательных рассказов.

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача рассказа – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

Занятия по описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствует активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, наблюдательности.

В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

При обучении детей с ОНР описанию предметов решаются следующие основные задачи.

  • Развитие умения выделять существенные признаки и основные части, детали предметов.
  • Формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа-описания предмета.
  • Овладение языковыми средствами, необходимыми для описательного рассказа.

С этой целью рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы:

  • подготовительные упражнение к описанию предметов
  • формирование первоначальных навыков самостоятельного описания
  • описание предметов по основным признакам
  • обучение развёрнутому описанию предмета
  • закрепление полученных навыков составления рассказа — описания, в том числе при проведении игровых и предметно — практических занятий.

Вначале дети упражняются в сравнении однотипных предметов, отличающихся каким-либо признаком (пирамидки разного цвета, но одинаковые по величине и форме)

Затем предметы, относящиеся к одной типологической группе (овощи, фрукты).

Далее сравниваются предметы, групп, например имеющих один — два общих признака (помидор, арбуз, мяч)

Позже, дети учатся составлять описания по вопросам педагога.

Простое описание первоначально, состоит из 4-5 фраз и включает его называние, перечисление основных внешних признаков (форма, цвет, величина, материал) или некоторые вкусовые:

Это мяч. Мяч по форме круглый. На ощупь он упругий. Мяч сделан из резины. Мячом играют.

Составление описания ребёнком предваряется образцом, который даёт педагог.

После серии таких занятий дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану – схеме.

Далее следует переходить к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему рассказа – описания:

- Проводится коллективное составление плана.

- Определяются главные содержательные элементы рассказа «О чём мы скажем вначале?», «Что скажем об этом предмете, какой он?», «Чем закончим рассказ?»

В дальнейшем детям предлагается перед составлением описания сказать, о чем они будут говорить, используя ранее усвоенную схему. Весьма эффективным является использование демонстрируемого действия и игры в процессе составления рассказа, когда для описания предмета или сюжета подключаются игрушки. Таким образом, в процессе игры одновременно совершенствуются навыки ведения диалога и реализуются элементы собственного творчества детей в рассказывании.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год