Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование мультимедийных игр при коррекции речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Развитие речи у детей
Автор: Кичимасова Александра Геннадьевна   
17.04.2021 11:17

Использование мультимедийных игр при коррекции речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартриейИспользование мультимедийных игр при коррекции речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Аннотация: Статья раскрывает понятие дизартрии, ее особенностей. В статье описаны психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, а также говорится об особенностях использования ИКТ в работе со старшими дошкольниками. Представлен комплекс мультимедийных игр на развитие речевого дыхания при дизартрии.

Данная статья предназначена для педагогов, молодых специалистов, студентам педагогических колледжей и ВУЗов.

Ключевые слова: дизартрия, ИКТ, дети старшего дошкольного возраста, дети, мультимедийные игры.

Проблема дизартрии у детей дошкольного возраста сегодня одна из наиболее частых в психолого-педагогической практике.

Так Л.С. Волкова, в своих работах, дала определение понятию «дизартрия» — это нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата.

 

Скачать конспект

Главный дефект дизартрии – полное или частичное нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, что связанно с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Дизартрия – актуальная проблема, так как нарушение речевого дыхания – первый признак дизартрии. Вместе с проблемами с дыханием у таких детей наблюдается артикуляционное расстройство голоса, нарушение интонационной стороны речи. Только при использовании различных средств для коррекции и развития дыхания можно речь привести в норму [3].

Главным отличительным признаком детей с дизартрией от норматипичных выступает поражение всей произносительной стороны речи.

У таких детей слабая подвижность артикуляционно-мимической мускулатуры лица. В старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением звукопроизношение нечеткое, смазанное. Голос колеблется: от шепота до тихой речи, в целом слабый, но, в некоторых случаях, присутствует резкость. В большинстве случаев ритм дыхания нарушен. Ярко выраженное нарушение плавности и темп речи: либо ускоренная речь, либо слишком замедленная.

В работах Е.Н. Винарской, М.Ф. Фомичева, отмечается, что нарушение просодики, а также звукопроизношения являются стойкими и в большинстве случаев очень слабо поддаются коррекционно-логопедической работе. Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации [4].

При клиническо-психологической и логопедической диагностике детей с дизартрией зачастую наблюдается ярко-выраженные двигательные, психо-речевые нарушения.

Симптоматика дизартрии, если рассматривать с точки зрения неврологии, у таких детей при плановом или специальном обследовании в условиях амбулатории, часто не прослеживается, из-за чего ребенка могут поставить диагноз – дислалия.

При более тщательном и полном обследовании с использованием функциональных нагрузок (это могут быть разнообразные повторные движения, силовые упражнения по возрасту, дыхательные упражнения) можно пронаблюдать за ребенком и выявить симптомы, которые характерны для органического поражения центральной нервной системы (далее – ЦНС).

У детей с нарушением – дизартрия есть характерные симптомы: стертость парезов, изменение тонуса мышц, гиперкинезы в мимической и артикуляционной мускулатуре, изменение патологических рефлексов.

Нарушения со стороны черепно-мозговых нервов напрямую связаны с поражением подъязычного нерва (XII пары), с помощью которых происходит движение языка. У детей с дизартрией проявляется в ограниченном движении языка в стороны, гиперкинеза. Повторяющиеся движения из стороны в сторону, вверх-вниз быстро утомляют речевой аппарат, что приводит к замедлению темпа речи, в некоторых случаях можно наблюдать посинение кончика языка [5].

С позиции общей моторики у детей с дизартрией может наблюдаться резкое изменение тонуса мышц. В большинстве случаев страдают произвольные движения. Иногда можно увидеть усиление глоточного и небного рефлекса, наличие синкинезий мускулатуры артикуляционного аппарата и всего тела в целом. Может наблюдаться ограничение активности движений мышц языка. В большинстве случаев кончик языка не задействуется, сам язык располагается «комком» по дну ротовой полости.

Большее количество детей не могут сразу включится в активное сопротивление, но сила мышц, в целом, можно оценить как удовлетворительно. Стоит отметить тот факт, что дети с нарушением речи совершают активные движения в полном объеме, но им присуща замедленность действий, неловкость, недифференцированность.

В старшем дошкольном возрасте родители и педагоги могут наблюдать у таких детей раздражительность, частую смену настроения, постоянную суетливость, в большинстве случаев проявляются грубость и агрессия. Такие дети, обычно, слишком суетливы, наблюдается двигательное беспокойство.

Важные данные при обследовании психического развития детейдизартриков были получены В. А. Киселёвой, которая занималась исследованием восприятия у детей с дизартрией [1].

Р. И. Мартынова в своих трудах отмечала, что ребенок с дизартрией в начале занятия будет более активен, внимателен и продуктивен, чем в конце. Мартынова продиагностировала психические процессы у детей с дизартрией (память, мышление, восприятие), используя тесты Бинэ и Декарда. В ходе проведения диагностики дети отвечали на вопросы нечетко, путались, запинались. Мартынова выявила снижение объема памяти при запоминании на слух. Мыслительные процессы замедлены, восприятие недостаточное, дети не могут полностью представить объект [2].

Так, делая упор на исследования вышеизложенных авторов можно сделать следующие выводы о развитии высших психических функций у детей с дизартрией. Стоит отметить, что недостаточность уровня восприятия будет проявляться в затруднениях усвоения понятий величина и форма предметов. Такие дети, в основном, не могут различать похожие фигуры, например, круг отличить от овала, квадрат от прямоугольника. Могут путать величины предметов (узкий-широкий, высокий-низкий).

Также детям сложно складывать целый предмет из частей: собирать разрезанную картинку (пазлы), складывать картинку по образцу. Сужение объёма восприятия у детей с дизартрией можно наблюдать при обследовании зрительного гнозиса.

Может наблюдаться снижение уровня вербальной памяти, процесса запоминания, но, в тоже время, логическая и смысловая память остается у детей в норме. На ряду с этим дети не могут запоминать сложные смысловые инструкции и конструкции, не запоминают длинную цепочку алгоритма выполнения задачи. Поэтому задания для таких детей, в том числе мультимедийные игры, должны состоять из простых, четких инструкций ( «дуй!», «Нажми!», «Найди рыбку!» и т.д.).

Для детей с дизартрией характерно отклонение в эмоционально-волевой сфере, расстройство поведенческих реакций. В одном случае такие дети могут быть излишне эмоциональны, раздражительны, легко возбудимы, гиперактивны, а другие – с заторможенностью реакций, застенчивы, робкие, медлительные [7]. Частая смена настроения сочетается с инертностью эмоциональных реакций (если ребенок засмеялся или заплакал, то не может сразу успокоиться). Зачастую такие дети плаксивы, раздражительны, капризны. Эти реакции могут быть ярко-выраженные, когда дети попадают в незнакомую ситуацию (начало посещения детского сада, стрессовые ситуации, переезд, переутомление и т.д.).

У детей с данным нарушением наблюдаются проблемы с мотивационной сферой и потребностями. Из-за дефекта дошкольники с трудом устанавливают социальные контакты с другими детьми, испытывают некоторые проблемы в общении со взрослыми и сверстниками.

Все проблемы и особенности детей с дизартрией, которые описаны выше, можно говорить об особенностях нервно-психического развития детей, что требует колоссальной, систематической работы со стороны родителей, педагогов и логопедов.

Таким образом, при изучении физического, неврологического и психолого-педагогического статуса детей с дизартрией сделан вывод о том, что такие дети не только отстают в речевом развитии, а также и в психо-физическом. У таких детей присутствуют изменения тонуса мышц, гиперкинезы в мимической и лицевой мускулатуре, нарушения деятельности вегетативной нервной системы, а также неустойчивое, рассеянное внимание, трудность в его переключении, отклонения в памяти, некоторое ослабление мыслительной деятельности [6].

Исходя из вышеперечисленных психологические особенности детей с дизартрией, можно сделать вывод, что для коррекции дизартрии необходим комплексный подход (участие врачей, логопедов, психологов и педагогов).

Дыхание – это автоматический процесс, включающий в себя 3 этапа: выдох, пауза, вдох.

Речевое дыхание – это способность человека своевременно производить короткий вдох и продолжительно плавный выдох в речи.

Для детей с дизартрией характерны инфантильные схемы дыхания. У таких детей преобладает брюшное дыхание, выдох ослаблен, большая его частота и недостаточная глубина, Так же, характерны нарушения ритма дыхания [10].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс коррекции речевых нарушений, развития фонематического слуха и фонематического восприятия в онтогенезе идёт последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия также влияет на становление правильного звукопроизношения и его коррекцию.

В результате анализа и синтеза происходит процесс сравнения у ребенка своей речи и речи взрослых, что мотивирует детей к занятиям. Изучив физическое развитие, неврологический и психолого-педагогический статус детей с дизартрией можно сделать вывод, что у таких детей наблюдаются неярко выраженные парезы, изменения тонуса мышц, что приводит к нарушению общей моторики и моторики пальцев рук, а также гиперкинезы в мимической и лицевой мускулатуре.

Со стороны нарушения высших психических функций наблюдается неустойчивое, рассеянное внимание, трудность в его переключении, ослабление мыслительной деятельности и запоминания [8].

Коррекция речевого дыхания при дизартрии – комплексная работа, включающая в себя множество форм и методов работы.

В законе № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 07. 06. 2013 в котором прописано, что образование лиц с нарушениями речи – одно из главных направлений в системе образования Российской Федерации.

Особое значение имеет внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ), потому что такие технологии направлены на формирование познавательных способностей и навыков детей, позволяют сделать занятие более красочным, насыщенным, наглядным.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании – это совокупность учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в образовательном процессе, формах и методах их применения для совершенствования работы педагога в ДОУ.

В коррекционной работе с детьми, использование ИКТ (специальные игры, программы) должно происходить целенаправленно и систематично, так как с их помощью педагогу легче сконцентрировать и привлечь внимание детей, интенсивно происходит развитие памяти и мышления. Также такие технологии способствуют фонематическую сторону речи, обогащению словарного запаса, речевой активности, формированию грамотной речи.

Использование ИКТ открывает новые, еще не исследованные варианты обучения, которые связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

О новых информационно-компьютерных технологиях обучения можно говорить только в том случае, если:

  • она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, целеобразования, целостность);
  • она решает задачи, которые ранее в дидактике не были теоретически или практически решены [4].

С помощью ИКТ логопед может создавать и использовать на своих занятиях презентации, игровые упражнения и задания. Но при использовании ИКТ необходимо учитывать возрастные особенности и образовательные потребности группы детей.

В использовании ИКТ на занятиях дошкольники могут получить похвалу не только от педагога, но и от компьютера (картинки, звуковое сопровождение).

Разработанные материалы, могут применяться на всех этапах коррекционно работы, так как они отвечают всем требованиям программы и могут быть использованы в совокупности с традиционной логопедической помощью детям с дизартрией.

По нормам СанПиН 2.2.2/2. 4. 1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» детям старшего дошкольного возраста необходимо создать условия, в которых ребенок должен проводить за компьютером по 10 минут 2-3 раза в неделю. Обязательным условием использования компьютера в занятиях является зрительная гимнастика, физкультминутка перед и после использования [9].

Комплекс мультимедийных игр на развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста:

Комплекс рассчитан как на индивидуальную форму работы, так и на групповую. Педагог зачитывает и объясняет детям задание, произносит слоги, просит повторить.

Игра-соревнование “Футбол”

Попросите детей сделать вдох через нос, а затем повторить за вами слоги. Победит тот, кто сможет повторить (забить) большее количество мячей. Мяч «забивается» нажатием ЛКМ на слог при помощи триггера.

Игра-соревнование “Ловись рыбка большая и маленькая”

Дети делают глубокий вдох, на выдохе необходимо читать слоги, в которых «живут» рыбки. При нажатии на слог, рыбка «ловится». Победит тот ребенок, который справился первый.

Игра “Ветер”

Дети становятся в круг и превращаются в деревья: руки вверх, расставить. Внезапно подул ветер и деревья закачались. Дети делают вдох и на выдохе произносят звук [у], сначала тихо, а затем все громче-и громче.

Литература:

  1. Босова, Л. Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Текст] / Л. Л. Босова. – М.: ИИО РАО, 2011. – 96 с.
  2. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга [Текст] / Е. Н. Винарская. — Ташкент: Медицина УзССР, 1973. – 144 с.
  3. Волкова Л.С, Шаховская С.Н. Логопедия, М.: Владос, 2002, с. 617.
  4. Горелов, И. Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе [Текст] / И. Н. Горелов. – Челябинск, 1974. – 116 с.
  5. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2017. – 279 с.
  6. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников коррекция стертой дизартрии: учебное пособие. СПб., 2000г.
  7. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Л. В. Лопатина. — СПб.: Союз, 2005. – 192 с.
  8. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селивестрова. — М.: ВЛАДОС, 1997. – 680 с.
  9. Санитарно-эпидемиологические требования 2.2.2/2. 4. 1340-03 к гигиеническим требованиям к пользованию персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» [Электронный ресурс]: Об утверждении СанПиН от 18 июня 2014 г. Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс».
  10. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, Издательство: Метафора., 2010г
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год