Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из опыта работы «Технология проектирования в развитие речи детей с ОВЗ».
Развитие речи у детей
Автор: Куренкова Елена Федоровна   
11.04.2021 10:15

Из опыта работы «Технология проектирования в развитие речи детей с ОВЗ».Из опыта работы «Технология проектирования в развитие речи детей с ОВЗ».

Речевое общение охватывает собой процессы установления социальных контактов, обмена эмоциями, налаживания практического и речевого взаимодействия. Особенно это актуально для детей с ОВЗ. Традиционные подходы к развитию речи дошкольников в образовательной деятельности претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Нескольких занятий в неделю недостаточно для развития речи и ознакомления детей с окружающей средой. Поэтому большое значение придается продолжению этой работы в свободное время в детском саду, а также дома с родителями, которые становятся не сторонними наблюдателями, а полноценными участниками образовательного процесса.

 

Скачать конспект

Поэтому, в 2020-2021 учебном году в группе с компенсирующей направленностью для детей с ТНР нами был разработан и запущен в реализацию большой, долгосрочный (август-май), групповой проект «Лесными тропинками», основанный на взаимодействии учителя-логопеда, воспитателей группы, музыкального руководителя, детей и их родителей.

Технология проектирования — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть технологии проектирования в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Направлена познавательная деятельность дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).

Проект в группе с компенсирующей направленностью для детей с ТНР нашего детского сада состоит из краткосрочных проектов (1 в месяц 1 неделя), которые планируются по тематике, связанной с прохождением словарных тем и комплексно-тематическим планированием ДОУ. Проект достаточно объемный и мы очень надеемся, завершить его успешно.

Цель проекта: развитие речи дошкольников посредством экологического воспитания

Задачи:

  • воспитывать культуру речи и общения, отзывчивость, бережное отношение к родной природе
  • формировать и обобщать элементарные представления о лесе и его обитателях
  • обогащать речь детей словообразованиями и словосочетаниями, монологической и диалогической речью
  • развивать познавательный интерес и любознательность, поисковую деятельность, воображение и мышление, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь – мы свои!

1 этап реализации проекта – подготовительный – постановка проблемы и определение ее актуальности:

  • проведение родительского собрания с целью привлечения родителей в проектную деятельность

- анкетирование родителей.

2 этап – организационный- сбор информации и материала по проблеме:

  • подбор и изучение методической и художественной литературы
  • выбор проблемных заданий, речевых ситуаций и методический приемов, побуждающих детей употреблять определенные слова, словосочетания и предложения
  • подбор дидактического и наглядного материала
  • подбор материала для оформления информационных стендов для родителей

3 этап – основной

  • составление плана мероприятий
  • создание предметно- пространственной среды
  • организация деятельности дошкольников и их родителей.

Ожидаемые результаты

  • у детей за счет обогащения активного словаря стал более совершенным грамматический строй речи
  • у детей сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности
  • у детей сформировано бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к окружающему миру

План мероприятий проекта (месяц, название, итоговое событие, формы работы.)

Август «Лесные шорохи»:

  • экскурсия в парк «Сказка»
  • ознакомление с пословицами и поговорками о лесе, растениях и обитателях леса
  • ознакомление с деревьями, растущими в лесу
  • сбор природного материал и изготовление коллективной поделки «Лесные тропинки»
  • слушание и пение русской народной песни «Ах. ты береза»
  • логопедическое упражнение «В лесу»
  • самомассаж шариками су-джок «Ежик».

Сентябрь «Осень»:

  • создание альбома «Гербарий из осенних листьев»
  • беседы: «Деревья осенью», «Как мы грибы искали»
  • чтение художественной литературы по теме
  • рисование «Осенняя березка». «Кисть рябины»
  • д/и «Узнай и назови дерево», «Что лишнее». «Что в моей корзинке
  • музыкально- ритмические движения
  • Штраус «Вальс осенних листочков»
  • логопедическое упражнение «Листочки»
  • пальчиковая игра «Дождь».

Октябрь «Дикие животные»:

  • создание макета «Обитатели леса»
  • беседы о животных, обитающих в наших лесах, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу
  • оригами-животные
  • д/и «Загадки-отгадки»
  • дыхательная гимнастика «Кто пасётся на лугу»
  • пальчиковая гимнастика «Белка»

Ноябрь «Птицы леса»:

  • лепбук «Зимующие птицы»
  • наблюдение за птицами на кормушке
  • рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни
  • беседы: «Какие бывают птицы», «Куда улетают птицы», «Наши друзья пернатые»
  • составление сюжетного рассказа по теме «Как мы кормили птиц»
  • рисование «Снегири»
  • слушание «Голоса птиц»
  • упражнение на дыхание «Ворона»
  • распевка «Андрей – воробей».

Декабрь «Маленькой елочке холодно зимой»:

  • выставка «Ёлочка»
  • рассматривание иллюстраций, альбомов, картин знаменитых художников по теме зима
  • беседа «Пришла красавица зима»
  • музыкально – ритмическая игра «Мы пойдем сейчас направо
  • логопедическое упражнение «Ёлка»
  • пальчиковая гимнастика «Мы во двор пойдем гулять».

Январь «Лесная сказка»:

  • целевая прогулка в зимний лес и создание фотоальбома
  • рассматривание иллюстраций, альбомов, картин знаменитых художников по теме зима
  • наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы
  • слушание Чайковский П.И. «Времена года» «Зима»
  • логопедическое упражнение «Зима».

Февраль «Подводный мир»:

  • Создание коллекции ракушек, морских камушек
  • рассматривание картин и книг обитатели подводного мира
  • беседа на тему: «Водоемы родного города» 4
  • чтение художественной литературы
  • рассказы и загадки о рыбах
  • лепка Обитатели морей и океанов
  • д/и лото «Подводный мир»
  • шумовой оркестр «Добрый маляр»
  • су-джок «Черепаха»
  • пальчиковая гимнастика «Рыбка»
  • п/и со словами на звук «Ц» «Цапля на охоте».

Март «Весна. Лесные цветы и травы»:

  • выставка книжек-малышек «Лесные цветы и травы»
  • наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели
  • рассматривание картин по теме весна
  • беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи»
  • чтение художественной литературы
  • описательный рассказ по теме «Расскажи о весне»
  • лепка «Весенняя веточка вербы»
  • д/и «Сравни и найди», «Бывает – не бывает»
  • слушание Вивальди «Весна»
  • су- джок «Зайки на лужайке»
  • д/и «Полевые и садовые цветы».

Апрель «Земля наш дом родной Наблюдения за насекомыми»:

  • природоохранная акция совместно с родителями
  • беседа: «Чистый воздух и вода – богатство страны»
  • чтение художественной литературы
  • ди «Вставь пропущенное слово»
  • рисование по мотивам мультфильма «Лунтик и его друзья»
  • пение Владимир Шаинский «Кузнечик»
  • пальчиковая игра «Паучок»
  • упражнение на звукопроизношение «Жуки», «Комар».

Май «Праздник леса»:

  • целевая прогулка в лес
  • д/и «Где живут обитатели леса», «Что лишнее» «Чьи следы»
  • рассматривание репродукций картин
  • рисование «Прогулка в лес»
  • прослушивание Эдвард Григ «Бабочка», русская народная песня «Кукушечка»
  • пальчиковая игра «Ветер».

Таким образом, одним из перспективных методов развития связной речи у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности, в рамках которого происходит взаимодействие ребёнка со сверстниками, воспитателями и родителями.

Технология проектирования с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации принципа личностно-ориентированного подхода к детям, учитывая их интересы и индивидуальные возможности в освоении всех форм связной речи.

Проектная деятельность актуальна для детей с ОВЗ, т.к. обеспечивает положительную динамику речевого развития детей, развитие эмоционально-волевой сферы, стимулирует познавательный интерес детей, развитие творческой активности, самостоятельности в познании окружающего мира. Дети учатся планировать свою деятельность, у них появляется чувство уверенности в себе. В процессе проектной деятельности дошкольник получает возможность испытать и использовать свои способности, учится отстаивать свои интересы, согласовывать их с интересами других детей, учится инициативе, анализу. А самое главное создаётся положительный эмоциональный фон для раскрепощения детей. Это очень важно для наших детей.

Список использованной литературы:

  1. Антропова Т.А., Мареева Г.А. «Путешествие в лес» познавательный проект для детей 5-7 лет с ОНР, «ТЦ Сфера», 2018г.
  2. Технология развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. https: //pedagogcentr. ru/publication/3/35/2727
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год