Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Развитие речи у детей
Автор: Рязанова Елена Викторовна   
29.03.2021 20:45

Развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературойРазвитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой

Рязанова Е.В., МАДОУ «Детский сад № 18 г. Челябинска», Россия

Аннотация. В статье, на основании анализа литературы, раскрыты понятия «художественная литература», «связная речь», «развитие связной речи дошкольников». Описан процесс ознакомления с художественной литературой во всех возрастных группах ДОО через метод заучивание наизусть.

Ключевые слова: детский сад, художественная литература, связная речь, развитие речи дошкольников, метод заучивание наизусть.

Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Сначало воспитатель начинает с изучения роли художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Особенно следует подчеркнуть ее значение для формирования нравственных чувств и оценок, норм нравственного поведения, поэтичности и развития связной речи [4].

 

Наряду с общими особенностями восприятия художественной литературы, необходимо изучить возрастные особенности этого процесса. Обобщенно их представила Л.М. Гурович [5]. Людмила Михайловна на основе научных данных и собственных исследований изучает возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками. Ею выделены два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда ребенок четко не различает жизнь из искусства, и через пять лет, когда искусство, в том числе искусство слова, становится самоценным для ребенка.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенностями художественной разительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста [2, 12]. Исходя из особенностей восприятия, можно выделить ведущие задачи знакомства с книгой в каждой возрастной группе:

Детям младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта; установление легко воспринимаемых связей, когда события следуют друг за другом; главный герой находится в центре внимания, дети чаще всего не понимают его чувств и мотивов действий; есть тяга к ритмично организованной структуре речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимание и осмысление текста, это связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинно-следственные связи в сюжете, оценивают действия персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. По словам К. Чуковского, начинается новый этап в литературном развитии ребенка, возникает живой интерес к содержанию произведения, к осмыслению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которые не происходили в их личном опыте, интересоваться не только действиями героя, но и мотивами действий, переживаниями, чувствами. Иногда они могут уловить подтекст. Дети воспринимают текст в единстве содержания и форм. Усложняется понимание литературного героя, реализуются некоторые особенности формы произведения (устойчивые повороты в сказке, ритм, рифма).

Ознакомление детей с художественной литературой оказывает большое влияние на развитие связной речи детей. От того, как ребенок строит свои высказывания, насколько интересно, живо, образно он умеет рассказывать, сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, владения богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно о его умственном, эстетическом и эмоциональном развитии.

Художественная литература обогащает эмоции дошкольников, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии связной речи детей, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в школе. Считаю, что одной из главных целей педагогической деятельности воспитателя ДОО является развитие связной речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

На своих занятиях использую следующие основные методы:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
  2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста возможна перестановка слов, их замена, толкование. Рассказывание историй — прекрасная возможность привлечь внимание детей.
  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависит от жанра и возраста слушателя.

Хотелось бы подробнее остановиться на методе заучивание наизусть — одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, которое сособствует развитию связной речи. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, детей привлекает к себе мир звуков.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

  1. Вызвать интерес к стихотворению и желание знать его.
  2. Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов.
  3. Обеспечить запоминание.
  4. Научить выразительно читать перед слушателями.
  5. Воспитывать любовь к поэзии.

Все эти задачи определяют построение занятий и выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста. При отборе стихотворений для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше — для старших.

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения: провести беседу. Воспитатель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучный образ (картины веселого праздника, золотую осень). Можно показать игрушку, предмет, картинку, близкие теме стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения. За беседой вновь следует чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения. Затем стихотворение читают дети.

Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняется самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста, повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. В процессе чтения воспитатель подсказывает текст, позволяет детям закончить строчку с места, повторяет свои указания и пояснения о характере чтения. Иногда дает подробную оценку некоторых ответам.

Заученное стихотворение можно читать по частям, в лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?»; в дальнейшем его повторяют при подходящих обстоятельствах. В результате стихотворение сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи.

Некоторым детям очень сложно запоминать стихи. Чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят мнемотаблицы. В мнемотаблице схематически можно схематично отображать природные явления, некоторые действия и признаки предмета, персонажей и т.д. Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. В этот вид деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко запоминают картинку, а потом припоминают слова.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности:

В младшем дошкольном возрасте используют короткие стихи и потешки. Наличие игровых моментов небольших стихов дает возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в заучивании стихов. Поскольку у детей до 4-х лет еще недостаточно развиты способности к запоминанию, то на занятиях не ставится цель — заучивание стихотворения. Стихи заучиваются в процессе многократного повторения.

В среднем дошкольном возрасте продолжают работу по воспитанию интереса к поэзии, желанию запомнить и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Заучивание стихов выделяют в специальное занятие, или как его часть, где главная задача — запомнание произведения. Рекомендуют более сложные по содержанию и форме стихи.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуют умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуют достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи.

В подготовительной группе дают для заучивания басни.

Умение воспринимать литературное произведение формируется у детей постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста. Воспитатель может включать литературный материал и на других занятиях. Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром используются стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети вместе с воспитателем вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить или рисовать [1].

Важно запомнить, что на запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние следующие факторы:

  • психологические возрастные особенности усвоения и запоминания материала;
  • содержание и форма стихотворения;
  • качество выразительного чтения взрослых;
  • приемы, используемые на занятиях;
  • индивидуальные особенности детей [3, 87].

Таким образом, мне хотелось бы отметить, что педагог, используя в современной речи разного рода художественных произведений, способствует определению возможности эффективного и плодотворного расширения словарного запаса дошкольников, т.е. развитию связной речи.

Литература

  1. Алексеева М.М, Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2011.
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учебных заведений. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
  3. Выготский Л. С. Психология. — М.: Эксмо-пресс, 2000. — 1008 с.
  4. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. — М.: Академия 2012. — 256 c.
  5. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. — М.: АПН РСФСР, 1961г.. — 334 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (186) выйдет
11 апреля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (185) за 2021 год
Скачать Номер 13 (184) за 2021 год
Скачать Номер 12 (183) за 2021 год
Скачать Номер 11 (182) за 2021 год
Скачать Номер 10 (181) за 2021 год
Скачать Номер 9 (180) за 2021 год
Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год