Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект ОД по ОО «Речевое развитие». Тема «Кошачьи истории. Составление дошкольниками рифмованных текстов, изучаемых с помощью ТРИЗ».
Развитие речи у детей
Автор: Мохнова Наталья Борисовна   
21.03.2021 06:23

Конспект ОД по ОО «Речевое развитие». Тема «Кошачьи истории. Составление дошкольниками рифмованных текстов, изучаемых с помощью ТРИЗ».Конспект ОД по ОО «Речевое развитие». Тема «Кошачьи истории. Составление дошкольниками рифмованных текстов, изучаемых с помощью ТРИЗ».

Цель: развитие словесного творчества детей с помощью игр ТРИЗ, знакомство с моделью составления лимерика и упражнение в создании рифмованных текстов.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать умение детей договаривать слова в небольших по объёму литературных произведениях в стихотворной форме
  • формировать умение детей составлять небольшие рифмованные тексты (лимерики) с использованием игр ТРИЗ
  • закрепить с детьми знания детёнышей животных, продолжать учить подбирать слова, характеризующие качества животных и их действия, отвечающие на вопрос «какой» и «что делал»
  • учить делать вывод из короткого рассказа.

Развивающие:

  • развивать творчество, образное мышление, воображение, память.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к животным и поэтическому творчеству.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций «Животные и их детёныши»,
  • чтение стихотворений и рассказов о животных, беседа по прочитанному
  • игровая деятельность (дидактическая игра «Чей малыш?», словесная игры «Какой? Какая?», «Кто что делает?», игры ТРИЗ «Складные картинки», «Лови складушку», «Рифмы»
  • решение проблемных ситуаций.

Предметно-пространственная среда:

  • книжный уголок
  • настольно-печатные игры «Чей малыш?»,
  • игра ТРИЗ «Складные (рифмованные) картинки»
  • картинная галерея «Котята бывают разные…»
  • ноутбук

Материал:

  • игрушечный котёнок, тарелочка с сосиской
  • маска кота, цветной скотч
  • картинки с изображением тигрёнка, медвежонка, львёнка, поросёнка.

Виды детской деятельности:

игровая, речевая, коммуникативная, познавательная, социализация, восприятие художественной литературы, двигательная.

Используемые современные образовательные технологии:

  • игровые
  • проблемные
  • ИКТ
  • здоровьесберегающие
  • ТРИЗ-технологии
  • личностно – ориентированные.

Ожидаемые результаты:

  • проявляет любознательность и интерес к составлению лимериков, подбирает самостоятельно рифмы
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе общения
  • может использовать в речи новые слова и выражения
  • проявляет эмоциональную отзывчивость, бережное и заботливое отношение к животным

Ход НОД:

Вхождение в занятие.

Воспитатель. Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь.

Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом.

(Слышится мяуканье)

Воспитатель. Посмотрите, ребята, какой красивый, пушистый котёнок сидит у меня на руках. Хотите его погладить? (Ответы детей: да, гладят.)

Воспитатель. Мы уже не раз говорили с вами о котах, кошках и котятах. Мы читали с вами удивительные рассказы и стихи об этих милых животных: «Васька» (по книге К. Д. Ушинского «Родное слово»), «Удивительная кошка», «Котята», «Перчатки», «Кот и мышонок», «Кискино горе».

Постановка проблемно — игровой ситуации.

Воспитатель. Посмотрите, кажется, наш котёнок плачет. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Воспитатель. Похоже он действительно голодный. Давайте угостим его сосиской. (Перед котёнком ставится игрушечная тарелочка с сосиской). Пока он кушает, давайте вспомним известное стихотворение Б.Заходера «Кискино горе». Давайте прочтём его для котёнка, он, наверное его никогда не слышал. А прочтём мы его в виде игры «Доскажи словечко». Послушайте правило: я читаю стихотворную строчку, а на последнем слове останавливаюсь и произношу только первый его слог. Ваша задача — договорить слово до конца. Готовы? Тогда начнём:

Плачет киска в ко (ридоре),

У неё большое го (ре).

Злые люди бедной ки (ске)

Не дают стащить со (сиски).

Воспитатель. Молодцы, ребята! А как вы поняли, почему у киски горе? (Ответы детей: злые люди бедной киске не дают украсть сосиски.) А что ещё любит кушать киска? (Ответы детей: лакать молоко из блюдца, есть рыбу, ловить мышей, кушать яйцо и сметану.) А как называются детёныши кошки? (Ответы детей: котята.) Правильно, кошка у нас какая? (Ответы детей: большая), а котята какие? (Ответы детей: маленькие.) А что малыши любят делать? (Ответы детей: играть.) Вспомните, а чем любят играть котята? (Ответы детей: бантиком, клубком, мячиком.) Одним словом, тем, что движется. А почему они играют с этими предметами, особенно, когда они находятся в движении? Кого ловят маленькие котята? (Ответы детей: мышку.) Воспитатель. Молодцы! А давайте и мы сей час с вами немного поиграем в подвижную игру «Кошки-мышки» (воспитатель надевает маску кота на одного из детей, а остальные – мышки). Наш кот крепко спит. А мышата будут подходить к коту со словами:

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час:

«Раз, два, три, четыре,» -

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон.

После этих слов кот просыпается и догоняет мышей. Мыши бегут за линию, обозначенную цветным скотчем. Это их дом. (Игра повторяется несколько раз). (Дети садятся на стулья).

Воспитатель. Скажите, а вы хотите вместе со мной стать поэтами и тоже научиться сочинять стихи про котят? (Ответы детей) Наше стихотворение будет состоять из 5 строчек. Покажите все свои 5 пальцев: один, два, три, четыре, пять (дети загибают пальцы). А сейчас давайте поиграем.

Пальчиковая игра «Повстречались два котёнка». (Повторяйте за мной слова и движения).

Воспитатель. Молодцы! Как я уже сказала наше стихотворение будет состоять из 5 строк. Такое стихотворение называется лимерик и строится оно особым образом.)

Воспитатель. В 1-ой строчке мы всегда будем говорить о нашем госте котёнке. Звучать она будет так: «Жил-был (кто?) …». (Ответы детей: котёнок).

Давайте повторим её ещё раз все вместе. (Жил-был котёнок.). Молодцы!

Во 2-ой строке мы должны будем сказать, какой он, сравнить его с кем-то.

Воспитатель. А для того, чтобы это у нас получилось, я приготовила для вас игру «Чей малыш?». Посмотрите, к доске прикреплены изображения 5-ти животных с их детёнышами. Давайте их назовём. (Только не забывайте, что это мамы: не тигр, а тигрица.) Кого вы видите на 1-й картинке? (Ответы детей). Правильно. А как называется малыш тигрицы? (Ответы детей) А у медведицы? (Ответы детей. А у львицы? (Ответы детей). А у свиньи? (Ответы детей). А у лисы? (Ответы детей.) Молодцы! Всё верно.

Воспитатель. А сейчас давайте попробуем сочинить две строчки про котёнка и тигрёнка. Скажите, какой тигрёнок? (Ответы детей: маленький, дикий, полосатый.) А какое из этих слов относится только к тигрёнку? (Ответы детей: полосатый) Давайте сравним теперь котёнка с тигрёнком: Жил-был котёнок. (Какой?) Полосатый, как (кто?) …тигрёнок.

Воспитатель. В 3-й строке мы должны сказать, что он делал. А как вы думаете, что нравится делать котятам? (Ответы детей: играть, гулять, есть сосиски, пить молоко.) Давайте попробуем сочинить 3-ю строку: Ему нравилось (что делать?)(Ответы детей: играть)

Воспитатель. В 4-й строке мы скажем, с кем общался котёнок? (Ответы детей: со мной, с бабушкой, с мамой.) А как он с вами играет? (Ответы детей: бежит за мной, за бантиком, за игрушкой, хватает за ноги и др.) На каком варианте остановимся? (Не забывайте, что «играть» должен рифмоваться с вашим обозначением действия). (Ответы детей: хватать). А кого он хватал за ноги: тебя, маму, бабушку и др.? (Ответы детей: меня). Вот у нас и появилась 4-ая строчка: «Меня за ноги хватать». Давайте прочтём все четыре строчки нашего стихотворения:

Жил-был котёнок.

Полосатый, как тигрёнок.

Ему нравилось играть,

Меня за ноги хватать.

Воспитатель. А в 5-й строке мы сделаем вывод. Если котёнок очень любил играть, то, значит, он был какой? (Ответы детей: игривый, подвижный, весёлый, активный.) Молодцы! Пятая строчка у нас будет начинаться со слов: Вот какой был... Повторите. А теперь соедините это начало с выбранным вами словом. (Ответы детей: Вот какой был игривый котёнок.) Молодцы! А теперь давайте прочтём все 5 строк:

Жил-был котёнок.

Полосатый, как тигрёнок.

Ему нравилось играть,

Меня за ноги хватать.

Вот какой был весёлый котёнок!

Над остальными лимериками мы работаем аналогично.

Результаты нашего совместного творчества:

Жил-был котёнок.

Неуклюжий, как медвежонок.

Любил он бегать и играть

И на пол вещи все ронять

Вот какой неуклюжий котёнок!

Жил-был котёнок.

Лохматый, как маленький львёнок.

Он любил царапать когтями дверь:

«Ах, какой ты у нас хищный зверь!» -

Говорила ему моя мама.

Жил-был бездомный котёнок.

Грязный, как поросёнок.

Его девочка Маша нашла,

Помыла и домой принесла.

И стал он пушистый котёнок!

Жил-был котёнок.

Хитрый, как лисёнок.

Быстро съест свою сосиску,

А потом нюхает пустую миску:

«Ах, какой я голодный котёнок!»

Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии вы научились сочинять короткие стихи? (Ответы детей). Про кого мы сочиняли лимерики? (Ответы детей: про котят.) Из скольких строк состояло наше стихотворение? (Ответы детей: из пяти.) С какими животными мы сравнивали котят? (Ответы детей: с тигрятами, медвежатами, львятами, поросятами, лисятами.).

Воспитатель. Смотрите наш котёнок скушал сосиску (убрать незаметно) и совсем перестал грустить. Я предлагаю вам в память о нашем сегодняшнем госте дома нарисовать рисунок вашего любимого котёнка. Подумайте, на детёныша какого животного он будет похож: внешне или по характеру? Принесите рисунки в детский сад, и мы с вами обязательно сочиним стихотворение про вашего котёнка. А потом соберем все рисунки вместе и создадим альбом. Предлагаю назвать его «Хороши у нас котята». Согласны? (Ответы детей). Тогда спасибо всем за работу, и мы с котёнком будем ждать ваши рисунки для нашего альбома.

Занятие подготовили Мохнова Н. Б. и Мамедова А. Я.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год