Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи «Великие защитники Земли»
Развитие речи у детей
Автор: Атнагулова Наиля Галиевна   
28.02.2021 21:03

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи «Великие защитники Земли»Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи «Великие защитники Земли»

МБДОУ №36 «Яблонька» г. Сургут Воспитатель I категории: Атнагулова Наиля Галиевна

Основная часть

Цель: приобщение детей к историческому прошлому русского народа на примере былинных богатырей.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с великим полотном художника В.М. Васнецова «Богатыри»
  • формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих защитниках земли русской – богатырях
  • закрепить названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия
  • продолжать формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни, пользе физических упражнений.

Развивающие:

  • приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
  • способствовать развитию речи и обогащению словаря детей
  • развивать усидчивость у воспитанников, умение доводить начатое дело до конца.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к истории России и своего родного края, чувство гордости и уважения за богатырскую силу, желание подражать богатырям
  • способствовать усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма.

Целевые ориентиры образования: воспитанник проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познавательноеразвитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность, игровая, двигательная, изобразительная.

Словарная работа: былины, дружина, кольчуга, поляница, завет.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: письмо, слайдовая презентация, картинки с изображением богатырей и различного снаряжения.

Раздаточный материал: шаблоны богатырей, пластилин, пайетки.

Предварительная работа: Чтение и прослушивание русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтанеи его славном сыне царе Гвидоне»; рассматривание иллюстраций; знакомство с пословицами о богатырях, Родине, силе духа; прослушивание отрывков «Богатырской симфонии» А.Бородина; словарная работа: палица, булатный меч, колчан со стрелами, вороной конь.

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, художественное слово, вопросы к детям.

Наглядные: письмо, слайдовая презентация.

Практические: описание картины В.Васнецова «Богатыри», выполнение коллективной работы, физминутка, дидактическая и словесная игры.

Ход НОД:

- Ребята, мы с вами живем в стране, имеющей очень красивое имя – Россия. Много разных стран на нашей планете, но Россия – самая лучшая, самая великая и самая необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Но не всегда наша Родина Россия была такой. Давным-давно много лет назад наше государство было намного меньше и называлось оно Русь. Помните, как называли Русь в старину? (Великая, святая, богатырская).

- Сегодня на адрес нашего детского сада, для вас, ребята пришлописьмо из музея. Вам интересно, что написано в письме? (Да).

-Давайте, скорее, прочитаем его:

«Кому: детский сад «Гусельки», для ребят группы «Облачко».

От кого: Музей истории.

- Дорогие ребята, в нашеммузее истории будет проходить выставка на тему «Былинные богатыри».

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!
Век стоит Русь — не шатается.

И века простоит не шелохнется!
А преданья старины забывать мы не должны

Слава русской стороне! Слава русской старине!

- Мы приглашаем вас, ребята, принять участие в нашей выставке. Вы можете прислать нам свою коллективную работу на тему: «Былинные богатыри». Мы будем очень рады и благодарны вам! С уважением сотрудники Музея истории».

- Ребята, ну что, примем участие в выставке? (Да).

- Для начала давайте вспомним, какие были богатыри? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые, крепкие воины, герои).

- Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой, никто не мог ее победить. Верили богатыри в правое дело, защищали родную землю и народ от врагов, первыми же не нападали ни на кого. Потому об их подвигах слагались былины и сказки, песни и стихи.

- А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Быль, было).

- Быль — это правда, то, что происходило на самом деле. Поэтому часто богатырей называют былинными.

На рубежах Русской земли богатырской заставой стояли три главных богатыря. Догадались ребята, о ком пойдет речь? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович).

Рассматривание на слайде картины В.М. Васнецова (слайд 1).

- Музей истории прислал нам картину под названием «Богатыри», которую написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Сначала картина называлась «Богатыри – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Вот такое длинное название.

Виктор Михайлович Васнецов никогда не видел богатырей, но слышал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь все мы представляем богатырей такими, как на картине В.М. Васнецова. Он изобразил защитников в виде сказочных героев. Над этим исконно русским живописным шедевром художник трудился около двадцати лет.

Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом, в любой момент они готовы отразить врага и защитить свою любимую Родину — матушку Русь. Стоят они у богатырской заставы, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

- Ребята, кто находится в центре картины, на черном вороном коне? (Илья Муромец).

- Правильно, это Илья Муромец. А как вы догадались? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).

- Илья Муромец — славный богатырь, сильный и могучий. Был он крестьянским сыном из города Мурома. Богатырь серьезно вооружен: с правой руки свисает палица, сзади виден колчан со стрелами, а в левой руке щит и копье. Он одет в железную кольчугу, на голове металлический шлем. Зорко всматривается он в степную даль. Илья готов к бою. Любит богатырь свою родину и честно служит ей.

- Кто находится слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич).

- Правильно! Какой он? (Спокойный, умный, рассудительный).

- Добрыня Никитич искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Его щит украшен камнями, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Сидит богатырь на белом длинногривом коне, конь ноздри раздувает, видимо, врага чует.

- Кто же третий богатырь? (Алеша Попович).

- Правильно, а как вы догадались? (Самый молодой богатырь).

- Алеша Попович — поповский сын. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой мудрый, сильный и выносливый, как Илья или Добрыня, но ловкий, молодой, находчивый. Он не только воин, но и гусляр. И песни петь умеет, и воевать умеет. В левой руке Алеша держит лук, а в правой – гусли. Рыжий конь его опустил голову, щиплет траву, но уши навострил, всегда готов к бою.

- У богатырей одна цель – не пропустить врага, всегда крепко стоять на страже Руси.

- А теперь, ребята, ответьте на вопросы по картине:

  • Кто нарисовал картину «Богатыри»?
  • Какой богатырь самый могучий?
  • Какой самый мечтательный?
  • Кто держит меч?
  • Куда смотрит каждый из богатырей?

- Посмотрите ребята на экран, знаменитыми былинными богатырями были не только три богатыря, но и другие богатыри: Вольга Святославович, Дунай Иванович, Садко, Никита Кожемяка, Микула Селянинович, Святогор. (слайд 2).

- А как вы думаете, ребята, были ли на Руси женщины-богатыри, обладавшие большой силой, острым умом, смекалкой? (Ответы детей).

- В русских былинах женщины-воительницыназывались – поляницы. Посмотрите, ребята, на экран, это знаменитыеполяницы Руси: Василиса Микулишна, Настасья Микулишна, Настасья Королевишна (слайд 3).

- Ребята, как вы понимаете, что значит – богатырская Русь? (Много богатырей, люди были сильными, отважными, дружными и т.д.).

- Как вы думаете, откуда бралась такая непобедимая сила у богатырей? (Упражнялись в выносливости, силе, ловкости, быстроте, умении владеть оружием).

На экране появляется князь Святослав (слайд 4).

- Ввел упражнения в воинском искусствекнязь Святослав. Еще в детстве собрал он свою дружину и стал упражняться с ними. И потом, став взрослыми, после каждого боя, они, отдохнув, опять упражнялись. В этих упражнениях росла и крепла дружба, взаимовыручка и крепкое братство, все это помогало воинам-дружинникам побеждать врага.

- Дружиной в те времена называли войско. Как вы думаете, от какого слова произошло слово «дружина»? (Дети высказывают свои предположения).

- А сейчас, я предлагаю вам самим стать богатырями.

Физминутка «Богатыри».

Богатырь — вот он каков: он силён, он здоров, (Показывают силача)

Он из лука стрелял, метко палицу бросал, (Имитируют движения)

На границе стоял, зорко — зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, станем, как богатыри! (Поднимают руки вверх)

Дидактическая игра «Поможем богатырям собраться в бой».

- Ребята, в письме из музея для вас есть игра, под названием «Поможем богатырям собраться в бой». Я предлагаю сыграть в нее! Вам будет необходимо подобрать снаряжение для богатырей, которое поможет им победить врагов в сражении.

Дети разбиваются на три подгруппы и подходят к своим столам, на которыхлежат картинки с изображениями богатырей. Рядом лежат картинки с изображениями снаряжения (танк, конь, меч, копье, булава, палица, автомат, пушка, щит, ружье, лук, шлем, бронежилет, кольчуга, шинель). Дети внимательно изучают предложенные картинки, и подбирают подходящее снаряжение.

После выполнения задания воспитатель предлагает по одному воспитанникуот каждой подгруппы объяснить, почему они выбрали то или иное снаряжение.

- Тысяча лет прошла, ребята, а мы до сих пор гордимся делами и подвигами воинов – богатырей. Когда богатыри собирались все вместе, они становились сильными, победить их было невозможно. Об этом и пословица говорит: «Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять».

Словесная игра «Доскажи словечко».

- Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду поговорку начинать, а вы продолжать.

  • Тот герой, кто за Родину… (горой).
  • Кто смел, тот на коня … (сел).
  • Сам погибай, а товарища … (выручай).
  • Береги землю родимую, как мать … (любимую).
  • Если дружба велика, будет Родина … (крепка).
  • За правое дело стой … (смело).
  • Поднявший меч – от меча и … (погибнет).
  • Один за всех и все … (за одного).

Коллективная работа «Богатырская кольчуга».

- Ребята, а давайте мы с вами для выставки в музее создадим свою богатырскую дружину. У вас на столах лежат картинки с изображением богатырей, а кольчуги мы им сделаем сами.

- Для чего она нужна? (Кольчуга защищает тело богатыря от ранения).

- Из чего сделана? (Из железных колец).

- В старину на одну кольчугу нужно было использовать 25 тысяч колечек (слайд 5). В такие маленькие колечки трудно было попасть стрелой, а топор проскальзывал по металлу и не поражал тело воина. Так кольчуга защищала тело богатырей. А мы с вам колечки для кольчуги сделаем из пайеток.

Дети садятся за столы и приступают к изготовлению кольчуг. Сначала создается пластилиновая основа кольчуги путем размазывания пластилина по шаблону (туловищу богатыря). Затем сверху вдавливаютсяпайетки. Дети начинают выкладывать пайетки с нижнего левого угла, стараясь прикреплять их как можно ближе друг к другу. Закончив работу над кольчугами, дети объединяют свои работы в коллективную, приклеивая богатырей на общий фон.

- Вы хорошо постарались, у нас получилась отличная дружина! С такими богатырями, не страшны никакие враги! Сегодня же отправим нашу работу на выставку в музей. Я уверена, что сотрудникам и посетителям музеянаша работа придется по душе!

Рефлексия.

- Ребята, что интересного вы сегодня узнали?

- Что было для вас сложным?

- О каких героях мы с вами говорили?

- В чем заслуга героев-богатырей?

- Каким способом мы с вами делали кольчугу для богатырей?

- На какого былинного богатыря вы хотели бы быть похожими? (Ответы детей).

- Ребята, запомните главный завет (правило) русских богатырей и старайтесь его придерживаться – быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою Родину!

Список источников

  1. В. И. Натарова «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств». Воронеж: Учитель, 2005.
  2. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 320.
  3. О.Д. Ушакова «Былины о богатырях русских». СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.
  4. Т. А. Шорыгина «Наша Родина — Россия» — М.: Сфера, 2011.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год