Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи «Великие защитники Земли»
Развитие речи у детей
Автор: Атнагулова Наиля Галиевна   
28.02.2021 21:03

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи «Великие защитники Земли»Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи «Великие защитники Земли»

МБДОУ №36 «Яблонька» г. Сургут Воспитатель I категории: Атнагулова Наиля Галиевна

Основная часть

Цель: приобщение детей к историческому прошлому русского народа на примере былинных богатырей.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей с великим полотном художника В.М. Васнецова «Богатыри»
  • формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих защитниках земли русской – богатырях
  • закрепить названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия
  • продолжать формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни, пользе физических упражнений.

Развивающие:

  • приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
  • способствовать развитию речи и обогащению словаря детей
  • развивать усидчивость у воспитанников, умение доводить начатое дело до конца.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к истории России и своего родного края, чувство гордости и уважения за богатырскую силу, желание подражать богатырям
  • способствовать усвоению определенных норм морали, нравственности, патриотизма.

Целевые ориентиры образования: воспитанник проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познавательноеразвитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная деятельность, игровая, двигательная, изобразительная.

Словарная работа: былины, дружина, кольчуга, поляница, завет.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: письмо, слайдовая презентация, картинки с изображением богатырей и различного снаряжения.

Раздаточный материал: шаблоны богатырей, пластилин, пайетки.

Предварительная работа: Чтение и прослушивание русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня и Змей», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтанеи его славном сыне царе Гвидоне»; рассматривание иллюстраций; знакомство с пословицами о богатырях, Родине, силе духа; прослушивание отрывков «Богатырской симфонии» А.Бородина; словарная работа: палица, булатный меч, колчан со стрелами, вороной конь.

Методы и приёмы:

Словесные: беседа, художественное слово, вопросы к детям.

Наглядные: письмо, слайдовая презентация.

Практические: описание картины В.Васнецова «Богатыри», выполнение коллективной работы, физминутка, дидактическая и словесная игры.

Ход НОД:

- Ребята, мы с вами живем в стране, имеющей очень красивое имя – Россия. Много разных стран на нашей планете, но Россия – самая лучшая, самая великая и самая необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Но не всегда наша Родина Россия была такой. Давным-давно много лет назад наше государство было намного меньше и называлось оно Русь. Помните, как называли Русь в старину? (Великая, святая, богатырская).

- Сегодня на адрес нашего детского сада, для вас, ребята пришлописьмо из музея. Вам интересно, что написано в письме? (Да).

-Давайте, скорее, прочитаем его:

«Кому: детский сад «Гусельки», для ребят группы «Облачко».

От кого: Музей истории.

- Дорогие ребята, в нашеммузее истории будет проходить выставка на тему «Былинные богатыри».

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце красное!
Век стоит Русь — не шатается.

И века простоит не шелохнется!
А преданья старины забывать мы не должны

Слава русской стороне! Слава русской старине!

- Мы приглашаем вас, ребята, принять участие в нашей выставке. Вы можете прислать нам свою коллективную работу на тему: «Былинные богатыри». Мы будем очень рады и благодарны вам! С уважением сотрудники Музея истории».

- Ребята, ну что, примем участие в выставке? (Да).

- Для начала давайте вспомним, какие были богатыри? (Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, храбрые, крепкие воины, герои).

- Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой, никто не мог ее победить. Верили богатыри в правое дело, защищали родную землю и народ от врагов, первыми же не нападали ни на кого. Потому об их подвигах слагались былины и сказки, песни и стихи.

- А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Быль, было).

- Быль — это правда, то, что происходило на самом деле. Поэтому часто богатырей называют былинными.

На рубежах Русской земли богатырской заставой стояли три главных богатыря. Догадались ребята, о ком пойдет речь? (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович).

Рассматривание на слайде картины В.М. Васнецова (слайд 1).

- Музей истории прислал нам картину под названием «Богатыри», которую написал известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Сначала картина называлась «Богатыри – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Вот такое длинное название.

Виктор Михайлович Васнецов никогда не видел богатырей, но слышал, что поёт и рассказывает про них народ. Теперь все мы представляем богатырей такими, как на картине В.М. Васнецова. Он изобразил защитников в виде сказочных героев. Над этим исконно русским живописным шедевром художник трудился около двадцати лет.

Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом, в любой момент они готовы отразить врага и защитить свою любимую Родину — матушку Русь. Стоят они у богатырской заставы, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

- Ребята, кто находится в центре картины, на черном вороном коне? (Илья Муромец).

- Правильно, это Илья Муромец. А как вы догадались? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).

- Илья Муромец — славный богатырь, сильный и могучий. Был он крестьянским сыном из города Мурома. Богатырь серьезно вооружен: с правой руки свисает палица, сзади виден колчан со стрелами, а в левой руке щит и копье. Он одет в железную кольчугу, на голове металлический шлем. Зорко всматривается он в степную даль. Илья готов к бою. Любит богатырь свою родину и честно служит ей.

- Кто находится слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич).

- Правильно! Какой он? (Спокойный, умный, рассудительный).

- Добрыня Никитич искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Его щит украшен камнями, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Сидит богатырь на белом длинногривом коне, конь ноздри раздувает, видимо, врага чует.

- Кто же третий богатырь? (Алеша Попович).

- Правильно, а как вы догадались? (Самый молодой богатырь).

- Алеша Попович — поповский сын. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой мудрый, сильный и выносливый, как Илья или Добрыня, но ловкий, молодой, находчивый. Он не только воин, но и гусляр. И песни петь умеет, и воевать умеет. В левой руке Алеша держит лук, а в правой – гусли. Рыжий конь его опустил голову, щиплет траву, но уши навострил, всегда готов к бою.

- У богатырей одна цель – не пропустить врага, всегда крепко стоять на страже Руси.

- А теперь, ребята, ответьте на вопросы по картине:

  • Кто нарисовал картину «Богатыри»?
  • Какой богатырь самый могучий?
  • Какой самый мечтательный?
  • Кто держит меч?
  • Куда смотрит каждый из богатырей?

- Посмотрите ребята на экран, знаменитыми былинными богатырями были не только три богатыря, но и другие богатыри: Вольга Святославович, Дунай Иванович, Садко, Никита Кожемяка, Микула Селянинович, Святогор. (слайд 2).

- А как вы думаете, ребята, были ли на Руси женщины-богатыри, обладавшие большой силой, острым умом, смекалкой? (Ответы детей).

- В русских былинах женщины-воительницыназывались – поляницы. Посмотрите, ребята, на экран, это знаменитыеполяницы Руси: Василиса Микулишна, Настасья Микулишна, Настасья Королевишна (слайд 3).

- Ребята, как вы понимаете, что значит – богатырская Русь? (Много богатырей, люди были сильными, отважными, дружными и т.д.).

- Как вы думаете, откуда бралась такая непобедимая сила у богатырей? (Упражнялись в выносливости, силе, ловкости, быстроте, умении владеть оружием).

На экране появляется князь Святослав (слайд 4).

- Ввел упражнения в воинском искусствекнязь Святослав. Еще в детстве собрал он свою дружину и стал упражняться с ними. И потом, став взрослыми, после каждого боя, они, отдохнув, опять упражнялись. В этих упражнениях росла и крепла дружба, взаимовыручка и крепкое братство, все это помогало воинам-дружинникам побеждать врага.

- Дружиной в те времена называли войско. Как вы думаете, от какого слова произошло слово «дружина»? (Дети высказывают свои предположения).

- А сейчас, я предлагаю вам самим стать богатырями.

Физминутка «Богатыри».

Богатырь — вот он каков: он силён, он здоров, (Показывают силача)

Он из лука стрелял, метко палицу бросал, (Имитируют движения)

На границе стоял, зорко — зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, станем, как богатыри! (Поднимают руки вверх)

Дидактическая игра «Поможем богатырям собраться в бой».

- Ребята, в письме из музея для вас есть игра, под названием «Поможем богатырям собраться в бой». Я предлагаю сыграть в нее! Вам будет необходимо подобрать снаряжение для богатырей, которое поможет им победить врагов в сражении.

Дети разбиваются на три подгруппы и подходят к своим столам, на которыхлежат картинки с изображениями богатырей. Рядом лежат картинки с изображениями снаряжения (танк, конь, меч, копье, булава, палица, автомат, пушка, щит, ружье, лук, шлем, бронежилет, кольчуга, шинель). Дети внимательно изучают предложенные картинки, и подбирают подходящее снаряжение.

После выполнения задания воспитатель предлагает по одному воспитанникуот каждой подгруппы объяснить, почему они выбрали то или иное снаряжение.

- Тысяча лет прошла, ребята, а мы до сих пор гордимся делами и подвигами воинов – богатырей. Когда богатыри собирались все вместе, они становились сильными, победить их было невозможно. Об этом и пословица говорит: «Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять».

Словесная игра «Доскажи словечко».

- Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду поговорку начинать, а вы продолжать.

  • Тот герой, кто за Родину… (горой).
  • Кто смел, тот на коня … (сел).
  • Сам погибай, а товарища … (выручай).
  • Береги землю родимую, как мать … (любимую).
  • Если дружба велика, будет Родина … (крепка).
  • За правое дело стой … (смело).
  • Поднявший меч – от меча и … (погибнет).
  • Один за всех и все … (за одного).

Коллективная работа «Богатырская кольчуга».

- Ребята, а давайте мы с вами для выставки в музее создадим свою богатырскую дружину. У вас на столах лежат картинки с изображением богатырей, а кольчуги мы им сделаем сами.

- Для чего она нужна? (Кольчуга защищает тело богатыря от ранения).

- Из чего сделана? (Из железных колец).

- В старину на одну кольчугу нужно было использовать 25 тысяч колечек (слайд 5). В такие маленькие колечки трудно было попасть стрелой, а топор проскальзывал по металлу и не поражал тело воина. Так кольчуга защищала тело богатырей. А мы с вам колечки для кольчуги сделаем из пайеток.

Дети садятся за столы и приступают к изготовлению кольчуг. Сначала создается пластилиновая основа кольчуги путем размазывания пластилина по шаблону (туловищу богатыря). Затем сверху вдавливаютсяпайетки. Дети начинают выкладывать пайетки с нижнего левого угла, стараясь прикреплять их как можно ближе друг к другу. Закончив работу над кольчугами, дети объединяют свои работы в коллективную, приклеивая богатырей на общий фон.

- Вы хорошо постарались, у нас получилась отличная дружина! С такими богатырями, не страшны никакие враги! Сегодня же отправим нашу работу на выставку в музей. Я уверена, что сотрудникам и посетителям музеянаша работа придется по душе!

Рефлексия.

- Ребята, что интересного вы сегодня узнали?

- Что было для вас сложным?

- О каких героях мы с вами говорили?

- В чем заслуга героев-богатырей?

- Каким способом мы с вами делали кольчугу для богатырей?

- На какого былинного богатыря вы хотели бы быть похожими? (Ответы детей).

- Ребята, запомните главный завет (правило) русских богатырей и старайтесь его придерживаться – быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою Родину!

Список источников

  1. В. И. Натарова «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств». Воронеж: Учитель, 2005.
  2. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 320.
  3. О.Д. Ушакова «Былины о богатырях русских». СПб: Издательский Дом «Литера», 2010.
  4. Т. А. Шорыгина «Наша Родина — Россия» — М.: Сфера, 2011.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год