Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Речевое творчество как важнейшее, составляющее речевой культуры детей старшего дошкольного возраста»
Развитие речи у детей
Автор: Попова Наталья Викторовна   
24.02.2021 13:37

«Речевое творчество как важнейшее, составляющее речевой культуры детей старшего дошкольного возраста»«Речевое творчество как важнейшее, составляющее речевой культуры детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Попова Наталья Викторовна МАДОУ детский сад №4 г. Красноуральск

Правильному произношению, выразительному интонированию, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением и родителями.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной

диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте (ФГОС ДО).

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребѐнок творчески освоил нормы и правила родного языка, определяемые для каждого возрастного этапа, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

 

Скачать презентацию

Актуальность и практическая значимость педагогического опыта не вызывает сомнения так как в ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Ребёнок не изобретает собственную звуковую систему. Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение).

Главная педагогическая идея заключается в том, что осваивая языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности и через эксперимент.

Система работы заключается в развитии словесного творчества и включает все направления над словом — лексическое, грамматическое, фонетическое. Необходимо поощрять творческие проявления детей в области слова и предлагать старшим дошкольникам задания на придумывание рассказов. Систематическая работа, приведѐт к тому, что дети будут стремиться к самостоятельному творчеству.

Работа строится на основе теории технологии ТРИЗ, разработанной отечественным исследователем Г.С. Альтшуллером и приёмом «Фантазийного бинома» разработанным известным писателем ДжаниРодари. В своей практике по развитию речевой культуры ребёнка активно применяю дидактическую игру: «Префиксы», с использованием фантазийного бинома. В данном пособии используются карточки с изображением, предметов, объектов и префиксов.

Суть дидактической игры заключается в комбинировании слов с префиксами, получая интересные слова, придумывая рассказы. Фантазийный бином — это способ развития связной речи, при помощи которого у детей формируется умение создавать речевое высказывание креативного типа.

Форма использования фантазийного бинома в дидактической игре «Произвольный префикс»: Рассказ при помощи «фантазийного бинома» Дж. Родари (два – три слова без смысловой связи между собой) — по неологизму, полученному из двух слов, объединение префикса с картинкой в одно слово. Обсуждаем новое слово, придумывают название новому предмету, составляют историю про этот предмет, где и для чего они могут быть использованы и зарисовываем новые предметы.

Условия, при которых данный опыт могут использовать другие педагоги, заключаются в качественной интерпретации полученных материалов, в изучении технических факторов, которые обеспечили успех в использовании дидактической игры «Произвольный префикс» для развития речевой культуры ребёнка.

Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов дидактической игры «Произвольный префикс».

Основным принципом дидактической игры «Произвольный префикс» является стремление разбудить и активировать в ребенке творца, изобретателя, увлечь словесной игрой — когда можно и посмеяться, и по рассуждать когда придуманный объект рождается свободно, без страха, что сказано что-то неправильное, лишнее или глупое. Важнейшим способом общения в дидактической игре «Произвольный префикс» является диалогическая речь, то есть разговор, поддерживаемый собеседниками «педагог – ребёнок», «ребёнок – ребёнок» совместно обсуждающими и разрешающими какие-либо вопросы.

При использовании дидактической игры «Произвольный префикс» с использованием приёма «фантазийного бинома» в работе по развитию речевого творчества стало заметно, что на основе новых представлений дети составляют богатые и интересные рассказы. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. С помощью дидактической игры «Произвольный префикс» обогащается словарный запас детей. Дети с удовольствием представляют, что предметы живые и могут разговаривать двигаться, воображают их в разных ситуациях. У детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год