Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы (из опыта работы).
Развитие речи у детей
Автор: Илашко Родика Григорьевна   
23.02.2021 09:30

Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы (из опыта работы).Развитие речи детей раннего возраста посредством художественной литературы (из опыта работы).

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. В современных социально-экономических условиях межличностные отношения в семье претерпевают существенные изменения. Ребенок растет и развивается, будучи предоставленным самому себе. Сериалы по телевизору и «фабричные хиты» по радио заменяют ему бабушкины сказки, мамины колыбельные песни. Отсутствует духовная связь ребенка со взрослым, чувствуется дефицит общения детей и родителей. Родители зачастую подбирают неинтересные, недоступные ребенку художественные произведения и читают их не с целью донести до малыша смысл и вызвать у него положительные эмоции и чувства, а с целью исполнить поскорее свою родительскую обязанность. Следствием всего этого является скудность словарного запаса ребенка, использование сленга, замена слов, отсутствие эмоциональной выразительности, что обедняет не только речь, но и душу ребенка.

 

Поэтому нужна такая система работы, которая позволила бы как компенсировать отставание дошкольников в речевом развитии, так и обеспечила бы наиболее благоприятные условия для общего развития детей. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши, сказки — наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества.

В данной статье мне хочется поделиться своим опытом приобщения детей раннего возраста к волшебному миру литературы. При выборе содержания художественной литературы, я учитываю индивидуальные особенности детей и их развитие, а также жизненный опыт дошкольников. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна. Привлекая детей к чтению художественной литературы, я обращаю внимание на степень знакомства семьи с традиционным устным народным творчеством.

С этой целью мной была проведена большая работа: родительские собрания — «Волшебный мир книги», «Книга – твой друг, без нее как без рук»; консультации — «Положи твоё сердце у чтения», «Ребёнок и книга»; мастер-класс «Изготовим книжку малышку своими руками»; анкетирование – «Традиции семейного чтения», «Книга в жизни вашего ребёнка».

Знакомство ребенка с книгой в моей группе начиналось с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читаю авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

В своей работе по развитию речи малышей использую такой метод, как заучивание стихотворений. Это одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Еще В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В стихотворениях А. Барто «Игрушки», Е. Благининой «Огонек», Д. Хармса «Кораблик» и др. описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Часто есть момент игрового действия. Эти особенности стихов облегчают процесс их заучивания. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов. Поскольку у детей младше четырех лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного чтения. Важно несколько раз (5–6) повторить текст, пользуясь разными приемами. Чтение дополняется игровыми действиями, которые совершают дети. Так, читая стихотворение Е. Благининой «Флажок», предлагаю детям походить с флажком по комнате; при чтении стихотворения А. Барто «Лошадка» дети изображают, как они едут на лошадке. В дальнейшем чтение стихов включаю в другие занятия, в дидактические игры, в рассматривание игрушек, картинок.

Очень важно вместе с малышами рассматривать иллюстрации в книгах, чтобы дать им визуальное представление о прочитанном.

Рассматривая с малышом картинки в книге, комментирую увиденное: «Вот зеленый шарик, он круглый, его держит девочка» и т.д. Предлагаю ребенку самому назвать предмет: «Кто это? Что это?» и указываю действие: «Что делает?». Если малыш не знаком с предметом или названием действия, отвечаю сама, потом прошу ребенка повторить слова. Показываю картинки, и мы вместе с детьми их рассматриваем: «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка». Ребенок в этом возрасте с удовольствием договаривает в знакомом ему стихотворении или сказке, потешке. При чтении делаю паузы, чтобы дать возможность вставить нужное слово детям.

Огромную помощь в развитии образной речи у дошкольника, безусловно, могут оказать театрализованные занятия с использованием средств художественной литературы и устного народного творчества. Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов; перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств. В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность.

Для развития образности речи важно использовать вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, пауза) средства. Необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает так, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

В процессе чтения учу эмоционально воспринимать и понимать содержание, элементарно отражать в играх персонажей — курочку, петушка, киску. Учу разыгрывать простейшие сюжеты знакомых произведений. Для этого использую настольный театр, фланелеграф «Курочка ряба», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка».

Читая детям, мы способствуем развитию их собственной речи. Дети с большим удовольствием слушают сказки, рассказы. Одни и те же произведения желательно читать и рассказывать по нескольку раз, интерес от этого к ним, как правило, не снижается. После того, как книга прочитана, разговариваю с детьми о персонажах, об их характерах, задаю им несколько вопросов, прошу рассказать содержание.

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. В ходе моей работы чтение и рассказывание книг организую во всех моментах жизни детей в детском саду, его связываю с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Организуя режимные моменты, проводя игры-занятия, использую потешки, прибаутки, колыбельные, пальчиковые игры, игры по сказкам со звукопроизношением и др.

Использую художественное слово во всех режимных процессах. Для налаживания эмоционального контакта с детьми в адаптационный период использую потешку, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий,

Чтобы помочь ребенку уснуть, читаю ему потешку, например:

Баю, баю, баюшок, в огороде петушок.

Песни громко поет, Ване спать не дает.

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди

Тебе спать-не гулять, только глазки закрывать.

При умывании и кормлении проговариваю также потешки или поговорки:

Ай, лады, лады, лады не боимся мы воды.

Чисто умываемся, маме улыбаемся.

Гойда, гойда, люленьки, прилетели гуленьки.

Стали гули говорить, чем Ванюшу накормить.

Один скажет-кашкою, другой-простоквашкою,

Третий скажет-молоком и румяным пирожком.

При сборе детей на прогулку читаю стихотворение:

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар,

Я шар покачу, гулять хочу.

Если ребенок плачет, читаю потешку:

Не плачь, не плачь детка,

Прискочет к тебе белка,

Принесет орешки-

Для Машиной потешки,

Если будешь плакать,

Дадим худой лапоть.

При организации игр фольклор незаменим. Часто использую игровые потешки.

Водят мышки хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Читая художественную литературу с детьми, мы не только развиваем их речь, но и приобщаем к прекрасному, воспитываем гуманное отношение ко всему живому, учим видеть прекрасное вокруг нас.

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться красотой, стремиться узнать их как можно больше. Это понимали и наши далекие предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе.

У нашего Гришеньки под окошком вишенки,

У Семена в саду-клены, у Алены-дуб зеленый,

У Марины-куст малины, у Арины-две рябины.

А у Вани на плетень зелененький вьется хмель.

Любовь к Родине начинается с малого — с познания быта родного народа, родственных связей, ощущения своих предков.

Ай баю, баю, баю, жил дедочек на краю,

Он не беден, не богат. У него много ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу с маслицем едят.

Понимая значение книги в развитии ребенка, я стараюсь, чтобы детские книги всегда находились в доступном для малыша месте, чтобы они могли самостоятельно пользоваться ими. Приучаю детей бережно относиться к книгам. Если они порваны, мы стараемся «полечить» их вместе с детьми.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.

Вот уже на протяжении нескольких лет работая в этом направлении, я не перестаю анализировать ход своей деятельности, ведь в итоге, то чего я хочу достичь, это растить и воспитывать наших детей, в наших традициях, прививая им знания об истоках, знакомя с художественной литературой, а не с поверхностным пластом. И когда при чтении очередных потешек, сказок, прибауток, я вижу лица детей, наполненные восторгом и удивительной радостью, я понимаю, всё не зря, ведь детская радость дорого стоит!!!

Использованная литература:

  1. Арушанова А. Сценарии активизирующего общения. Дошкольное воспитание – 1995, №2. с.47
  2. Арушанова А. Третий год жизни: развитие речи и речевого общения. Дошкольное воспитание – 1994, №12, с33.
  3. Воспитание детей раннего возраста (Пособие для работников яслей-садов). Под ред. Г. М. Ляминой. М., «Просвещение», 1974., с.43.
  4. 4.Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2004. с. 56.
  5. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. — М., 2005, с.23.
  6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М., 2006, с 55.
  7. Гребишева И.И. Ваш ребенок. – М, «Просвещение», 1974, с.45.
  8. Гризик Т.И. Программа гармонии развития. Дошкольное воспитание 2005, №1, с. 32.
  9. Лялина Г.М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 2006, с.23.
  10. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М., 2005
  11. Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г., с.15.
  12. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду. Дошкольное воспитание-2003, №9, с.10.
  13. Яшина В. Речевая среда и дети. Дошкольное воспитание-2003, №8, с.111.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год