Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия (НОД) по развитию речи в средней группе. Тема: «Городской пассажирский транспорт»
Развитие речи у детей
Автор: Блузина Екатерина Алексеевна   
19.02.2021 09:03

Конспект занятия (НОД) по развитию речи в средней группе. Тема: «Городской пассажирский транспорт»Конспект занятия (НОД) по развитию речи в средней группе. Тема: «Городской пассажирский транспорт»

Приоритетная задача (цель): Обогащение словаря ребёнка.

Задачи:

Образовательные задачи

  • Уточнять представления детей о городском транспорте.
  • Учить согласовывать существительные и прилагательные в числе, роде, падеже.
  • Формировать элементарное представление детей о слове и предложении.
  • Учить составлять небольшие тексты-описания.

Скачать конспект

Воспитательные задачи

  • Воспитывать интерес к занятиям.
  • Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие.

Здоровье сберегающие задачи

  • Планировать объём материала с учётом возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности.
  • Создавать благоприятную среду для психологического и физического развития ребёнка.
  • Чередовать статические и динамические задания в ходе занятия.

Методы и приёмы:

  • Словесный (рассказ, вопрос-ответ)
  • Наглядный (демонстрация, показ)
  • Игровой (игровое упражнение)

Материал, инструмент, оборудование:

Игрушки-машинки, презентация «Городской пассажирский транспорт», разрезанные картинки «Транспорт».

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель (в дальнейшем «В.»): Посмотрите ребята на мой стол. Что вы там видите?

Дети (в дальнейшем «Д.»): игрушки, машинки, трамвай, автобус и т.п.

В.: Правильно. А кто знает, как можно всё это назвать одним словом? (Игровое упражнение «Назови одним словом»)

(Д. пытаются подобрать подходящие названия. В. выслушивает ответы детей.)

В.: Всё вместе это называется «Городской пассажирский транспорт» *. Как вы думаете почему его называют «городским»?

(Д. отвечают)

В.: Вы правы. Молодцы! Этот транспорт передвигается чаще всего в городе. Его реже увидишь в деревне или на даче. Поэтому он называется «городским».

Значит на таком транспорте могут ездить люди в городе или на нём могут перевозить какой-либо груз. Расскажите, пожалуйста, как называют человека, который управляет этим транспортом? (Вариант упражнения «Как сказать по-другому?)

(Д. предлагают несколько вариантов: «машинист», «шофёр», «водитель» и др. – подбор синонимов)

В.: Мы будем правильно называть таких людей — «Водитель». Человек водит транспорт, он управляет им.

А как называют людей, которых перевозит водитель?

(Д. предлагают свои варианты ответов).

В.: Правильно – это «Пассажиры». Поэтому и транспорт, который их перевозит, называют «пассажирским».

Вот сегодня мы с вами и поговорим о городском пассажирском транспорте (В. специально повторяет, выделяя новые слова).

А чтобы вам было интересно, давайте посмотрим фильм-презентацию. Пока я буду готовиться к показу, выбирайте и садитесь, пожалуйста, на приготовленные стульчики.

Динамическая пауза. Игра «Машина» (Игра для развития артикуляционного аппарата).

В.: Представьте себе, что вы сели в городской транспорт и превратились в водителей и пассажиров.

Пусть у каждого из вас будет своя машина, не похожая на других. Поэтому моторы у всех звучат по-разному: «Бу-бу-бу», «Ту-ту-ту», «Ру-ру-ру» и т.д. Можно заводить моторы и отправляться в путь.

(Д. шумно усаживаются на стульчики под присмотром воспитателя и помощника воспитателя. По команде воспитателя начинают производить звуки (работа двигателя машины), сначала тихие, затем более громкие и мощные (изменение интонации и темпа произношения).

Каждый ребёнок произносит доступные ему звуки).

Основная часть

Воспитатель начинает показ презентации.

1-й слайд:

В.: Это большой город, где по улицам перемещается много транспорта. Мы видим с вами широкую улицу, с мощным потоком машин. Они такие разные. Рассмотрим их повнимательнее.

2-й слайд:

В.: Есть вот такие машины. Как они называются?

(Д. отвечают)

В.: Правильно. Эти машины называются «Легковые машины». Для чего они нужны?

(В. выслушивает ответы детей)

В.: Легковые машины нужны для того, чтобы перевозить малое количество людей (4-5 человек) или небольшие грузы. Бывает, что иногда люди используют чужие машины с водителями. Такие услуги по перевозке людей в городе оказывает «Такси».

3-й слайд:

В.: Что это?

Д.: Автобус.

В.: Опишите его. Какой он? (Упражнение «Скажи, какой?») Для чего он нужен?

(Д. проявляют активность, пытаясь рассказать об автобусе как можно больше. Воспитатель выслушивает их. Подсказывает прилагательные – «большой, длинный, тяжёлый, удобный, безопасный» и др., помогает согласовывать их с существительными в роде и падеже.).

4-й слайд:

В.: Назовите, пожалуйста, этот вид пассажирского транспорта.

Д.: Трамвай.

В.: Чем он отличается от автобуса?

(Д. перечисляют различия, сравнивают)

В.: Трамвай передвигается по рельсам. Его колёса отличаются от колёс автобуса. Они металлические и не имеют шин.

На крыше трамвая есть специальные штанги (усики), по которым идёт ток.

Современные трамваи бывают очень длинными и могут перевозить больше людей, чем автобус (100-200 человек – почти всех детей нашего детского сада).

5-й слайд:

В.: Это — …

Д.: Троллейбус

В.: Он похож на — …

Д.: Автобус и трамвай.

В.: А чем они похожи?

(Д. находят общие признаки, сравнивают, описывают)

В.: Вы правильно назвали одинаковые черты автобуса, трамвая и троллейбуса. Умницы! Самое главное, что весь этот транспорт служит для того, чтобы перевозить людей.

Каким ещё транспортом мы с вами пользуемся в городе?

(Д. выдвигают свои версии. В. внимательно слушает и корректирует их высказывания. Затем показывает следующий слайд)

6-й слайд:

В.: Это «Метро». Что вы могли бы сказать о нём?

(Д. используя слова, подсказанные воспитателем: «подземный, длинный, красивый, быстрый, многолюдный, вместительный, многодверный, скоростной, туннель, рельсы, вагон, состав, станция» и др. составляют короткие тексты-описания)

В.: Очень хорошо! Я ещё хотела бы вам напомнить о других видах транспорта, которыми мы не так часто, но всё же пользуемся в городе. Посмотрите внимательно следующий слайд.

7-й слайд:

В.: Кто из вас знает, как называются эти виды транспорта?

(Д. отвечают. В. поправляет, дополняет, задаёт наводящие вопросы. Дети пытаются составлять тексты-описания)

В. резюмирует: На экране мы с вами увидели

  • Электропоезд (электричку)
  • Маршрутное такси (маршрутка)
  • Однорельсовую железную дорогу (монорельс)

- Речной кораблик (речной трамвай)

В. рассказывает детям о каждом из этих видов транспорта. Отвечает на вопросы детей.

В.: Итак, мы сегодня с вами узнали о том, каким транспортом пользуются пассажиры в городе. Надеюсь, что вы хорошо запомнили его названия. Давайте ещё раз вспомним и поиграем. Поднимайте руки, если знаете отгадки на мои загадки:

Гусеница мчится Пассажиров вдаль везёт

Круглые копытца. Растянулась на версту

По степям, лесам ползёт И кричит "Ту — ту, Ту — ту!"

(Электричка)

В городах глубокой ночью

Спят автобус и трамвай.

Если транспорт нужен срочно –

Ты машину вызывай.

Та приедет: "Я свободна!

Довезу куда угодно!"

(Такси)

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет.

(Корабль)

Над проспектом слышен звон.

Это едет по маршруту

Электрический вагон.

Был бы рельс да провода –

Нас прокатит без труда.

(Монорельс)

Этот транспорт городской

Знает в городе любой:

Он вагон по рельсам мчит

И колёсами стучит,

А над ним висят всегда

Из металла провода.

(Трамвай)

Он не лось, но он двурогий,

Важно едет по дороге.

Если рожки вдруг слетают

С двух контактных проводов –

Их водитель поправляет,

И вагончик в путь готов!

(Троллейбус)

Под землёй состав с народом

Машинист ведёт по рельсам,

Вслед за выходом и входом

Задвигает шумно дверцы.

Быстрый транспорт городской,

Но особенный такой -

Под землёй вагоны катят,

Места всем доехать хватит!

(Метро)

Странный дом мчит по дороге –

Круглые в резине ноги.

Пассажирами заполнен

И бензином бак наполнен.

(Автобус)

В.: Вы, ребята, поработали замечательно! Теперь можно отдохнуть и поиграть в игрушки-машины, которые я вам показывала в начале нашего занятия или поиграть в настольные игры «Найди пару» – карточки «Транспорт».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 39 (210) выйдет
26 сентября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год
Скачать Номер 35 (206) за 2021 год
Скачать Номер 34 (205) за 2021 год
Скачать Номер 33 (204) за 2021 год
Скачать Номер 32 (203) за 2021 год
Скачать Номер 31 (202) за 2021 год
Скачать Номер 30 (201) за 2021 год
Скачать Номер 29 (200) за 2021 год
Скачать Номер 28 (199) за 2021 год
Скачать Номер 27 (198) за 2021 год
Скачать Номер 26 (197) за 2021 год