Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование кругов Эйлера в развитии навыка составления описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Развитие речи у детей
Автор: Сербина Вероника Сергеевна   
05.11.2020 13:32

Использование кругов Эйлера в развитии навыка составления описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНРИспользование кругов Эйлера в развитии навыка составления описательного рассказа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

В настоящий период имеется большое число новейших развивающих педагогических технологий, какие благополучно применяются при коррекции речевых патологий. Эффективная социализация детей с серьезными нарушениями речи вероятна при развитии у него таких качеств личности, как речевая активность, интерес в общении с ровесниками и взрослыми, инициативность. Речевые нарушения отрицательно влияют на формирование интеллектуальных возможностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в обучении дошкольников акцентирует внимание поиска новых средств: применение различных образовательных технологий и методик.

 

Скачать конспект

Одним из перспективных направлений является использование наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств исследуемого предмета, создание его заместителя и деятельность с ним. В основе моделирования находится принцип замещения реального предмета явления, факта другим предметом – рисунком, символом, знаком.

В период дошкольного возраста наглядный материал усваивается существенно проще, нежели устный. К такому роду наглядности можно отнести круги Эйлера.

Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

Применяя круги Эйлера, дошкольник учится сравнивать, подводить итог, классифицировать использованный материал в целях запоминания: развивается речь, память и мышление.

В формировании умения составления описательных рассказов значительную поддержку проявляет заблаговременное составление модели описания. В ходе обучения связной описательной речи моделирование способно быть средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Основу описательного рассказа составляют определенные понятия, накапливаемые в ходе изучения предмета описания.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы — заместители качественных характеристик объекта:

  • принадлежность к родовидовому понятию;
  • величина;
  • цвет;
  • форма;
  • из каких частей состоит;
  • части тела (для живых объектов);
  • качество поверхности;
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  • как он используется (какую пользу приносит)?

Используя круги Эйлера в коррекционно-логопедической работе, можно выстроить несколько этапов, с постепенным усложнением:

  1. сначала объясняется детям, что означает «положить в круг», и что такое «положить предмет вне круга». Например: положите картинки с красными предметами в круг. Остальные предметы в этот круг не входят, они – вне круга.
  2. затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга: пусть два круга определяют два множества, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку. Например: разложите картинки так, чтобы в одном круге находились живые объекты, а в другом – неживые. Классификация предметов.

а) если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися.

б) когда какие-либо предметы входят и в первое множество, и во второе, круги будут пересекающимися, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов, так как у них есть общие признаки.

в) то есть все объекты одного множества входят в другое, и модель будет представлять собой вложенные круги.

Лишь после того, как дошкольники научились создавать достаточно непростые модификации с несколькими кругами, можно предложить задания для развития связной речи, в том числе составление описательных и сравнительных рассказов. Отличия описываемых объектов указываются в кругах, сходства – в пересечении колец.

С целью формирования связной речи, освоение способом сравнительного описания на логопедических занятиях с детьми, имеющими ОНР, применяются предварительно нарисованные схемы, круги Эйлеры.

Круги Эйлера дают возможность дошкольникам заметить более значительные свойства предмета, то, что может помочь получать информацию и делать сравнения. У детей формируется конкретный алгоритм построения рассказа.

Применение кругов Эйлера с целью формирования связной речи даст возможность наиболее благополучно научить дошкольников составлению сравнительно описательных рассказов, увеличить заинтересованность к этому типу работы и достичь существенных результатов в коррекции речи дошкольников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год