Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Развитие речи у детей
Автор: Шаповалова Татьяна Анатольевна   
15.05.2020 14:38

Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Выполнила: воспитатель Шаповалова Т. А Новосибирск 2020 г.

Введение

Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления — самый благородный;
Путь подражания — самый лёгкий;
Путь личного опыта — самый тяжёлый путь.

Конфуций.

Проблема нарушение речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания.

 

Скачать конспект

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией сложившейся в современном обществе. Чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.

Как сказал Альберт Эйнштейн – «Дети сами любят искать, сами находить. В этом их сила. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектную деятельность, на основе которой была создана система работы.

Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.

Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.

Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи дошкольников представлено в работах И. Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проекти-рование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы про-дуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Для развития речи детей в дошкольном учреждении могут исполь-зоваться разные варианты проектов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В. С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Как вариант интегрированного метода обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т.А. Данилина, М.Б. Зуйкова, Л.С. Киселева, Т.С. Лагода и др.

Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная прак-тическая деятельность по достижению поставленной цели.

По мнению Т. П. Жуйковой, проектирование можно рассматривать как:

специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как особого вида продукта; научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);

форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;

управленческую процедуру.

Важнейшим направлением работы педагога в новых условиях с целью развития общения и речи детей является организация разновозрастного взаимодействия детей. О.Н. Сомкова отмечает, что «это становится возможным в условиях организации детской проектной деятельности при реализации единого проекта для всех групп детского сада и совместного проекта с начальной школой». Проект дает возможность решать множество педагогических задач: показать детям способы поиска новой информации, научить планировать коллективную деятельность, проводить исследование (выдвигать предположения, проверять их, обобщать результаты), применять свои знания и умения в различных, в том числе и новых ситуациях, развивать умение презентовать полученный продукт. Участие в проекте предполагает сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, что воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе, проявляя при этом индивидуальные способности и творчество.

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Нами на практике активно применяется метод проектов, как одно из эффективных средств познавательно-речевого развития детей. В ходе проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного их развития.

Мыслительная деятельность не возможна без речи. В своих исследованиях М.М. Алексеева, В.И. Яшина справедливо отмечают: овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать.

Метод проектов — одно из инновационных направлений в современной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее внимание.

Дошкольное воспитание как первая ступень образования за последнее время прошло сложный путь вписывания в новые реалии. Одной из приоритетных задач, провозглашенных реформой образования, является массовый переход образовательных учреждений к использованию новых технологий обучения и воспитания, а также к управлению этим процессом.

Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.

По рекомендациям педагогов-практиков Л.С. Киселёвой, Т.А. Данилиной, Т.С. Лагоде, М.Б. Зуйковой метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей,

Как показывают результаты современных исследований (Ожиганова Г., 1999), в процессе проектирования дошкольники не только подражают взрослым, но и передают опыт сверстникам. Участвуя в педагогическом процессе наравне с взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность. Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых.

Фундамент исследований психологических основ проектного обуче-ния заложен в работах выдающихся отечественных ученых (П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский и др.). Запросы педагогической практики на современном этапе вновь возвращают к проблематике проектного метода обучения, но на иной теоретической базе (П. Р. Атутов, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев и др.).

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми дошкольного возраста полезны и проектные методы, и методы исследовательского обучения. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработки реальных гипотез, их проверки в соответствии с планом.

Метод проектов использовала в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Я провела обследование детей 3-4лет, используя методику обследования Ушаковой О.С.

Анализ результатов показал, что низкий уровень речевого развития у 28, 6% воспитанников; средний уровень у 57, 1%, а высокий уровень у 14, 3% детей.

Дети испытывали затруднения при употреблении слов-обобщений, слов, обозначающих действия и при использовании определений

Я предлагала детям различные игры и упражнения на формирование умений:

  1. Использование в речи обобщающих слов — Д/и: «Назови одним словом», «Продолжи ряд слов», «Что лишнее и почему?».
  2. Использование в речи слов, обозначающих действия — Д/игры: «Узнай животное по действиям», «Что делает кошка?», «Отгадай, кто это?».
  3. Использование в речи определений -Д/игры: «Найди и назови», «Подбери посуду для куклы», «Назови какой».

В течение учебного года разработала и внедрила педагогические мини- проекты: «Овощи», «Повар», «Моя любимая игрушка».

В летнее время работала над проектом «Хочу все знать о летних видах спорта», который я оформила в презентацию.

Проводила работу с родителями: в марте 2016 года провела родительское собрание на тему «Речь младшего дошкольника»

В течение года постоянно обновляла уголок для родителей, где размещала рекомендации и памятки для родителей ( «Как обогатить словарь ребенка 3-4 лет», «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»).

С сентября 2016 года я продолжила работу с детьми средней группы. Начала с обследования дошкольников, в котором приняло участие 16 детей. Для обследования мною была использована методика того же автора.

Анализ результатов показал, что дети испытывали затруднения при использовании в речи определений к предметам, объектам, явлениям, обозначающим их действия, а также в использование в речи наречий.

В течение года формировала у детей умения:

  1. Использовать в речи обобщающие слова — Д/и «Что лишнее и почему?», «Назови одним словом», «Я знаю много названий», «Я знаю пять названий».
  2. Использовать в речи слова, обозначающие действия — Д/игры: «Отгадай, кто это?, «Кто может совершать эти действия?».
  3. Использовать слова — определения — Д/игры: «Узнай на ощупь», «Найди и назови».
  4. Использовать слова — наречия — Д/игры: «Скажи наоборот», «Ответьте на вопрос».

Также в течение года работали с детьми над педагогическими проектами: «Птицы наши друзья», «Транспорт», «Домашние животные». Создала презентацию: «Домашние животные».

В течение года проводила работу с родителями. Было проведено родительское собрание «Игра – путешествие по стране «Развитие речи». В уголке для родителей систематически размещала рекомендации, консультации и папки-раскладушки ( «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях»).

Мною была подготовлена папка — передвижка «Давайте поиграем» с описанием игр на обогащение словаря, которую я предлагала родителям.

В мае 2016 года я провела повторное обследование детей средней группы, используя ту же методику, что и в начале года.

Анализ данных показал, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:

Использование слов обобщений пришло к норме;

Уменьшился низкий уровень при использовании слов-действий на 12, 5%; увеличился высокий на 49, 9%;

Увеличился высокий уровень при использовании слов-определений на 18, 7%;

Уменьшился низкий уровень при использовании слов-наречий на 25%.

С сентября 2017года я продолжила работу с детьми старшей группы. В начале учебного года провела обследование дошкольников, в котором приняло участие 16 детей.

Анализ результатов показал, что у некоторых детей еще вызывает затруднение использование в речи наречий, синонимов, а также подбор слов с противоположным значением (антонимов).

Для формирования словаря синонимов и антонимов, грамотного использования наречий я начала предлагать детям следующие игры: «Назови нужное слово», «Говори наоборот», «Скажи по-другому», «Все наоборот» и др.

С сентября 2017 года работали с детьми над педагогическими проектами «Мамочка, солнышко мое», «Они сражались за Родину». В течение года для родителей подготовила несколько консультация, которые разместила на сайте образовательного учреждения: «Речевые игры в развитии детей», «Роль семьи в развитии речи ребенка», «Речевые игры по дороге домой для детей старшего дошкольного возраста».

В конце марта 2018 года провела родительское собрание «Развиваем речь!».

В мае 2018 года я провела повторное обследование детей старшей группы, используя ту же методику, что и в начале года.

Анализ данных показал, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:

Появился высокий уровень при использовании слов-наречий на 12, 5% высокий уровень при использовании слов –антонимов на 12, 5%

высокий уровень при использовании слов-синонимов12, 5%.

С сентября 2018 года я продолжила работу с детьми подготовительной группы.

В подготовительной к школе группе продолжала работу по данному направлениюусложняла виды заданий; активизировала имеющийся словарь; использовала игры с усложнением, провела родительское собрание «Играя, развиваем речь!».

В подготовительной группе был разработаны и реализованы краткосрочные проекты: «Какого цвета осень»; «Здравствуй, сказка»; «Волшебные пуговки»; «Мир часов».

Большое значение для развития речи детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. В ходе работы мною была собрана картотека дидактических игр и игровых упражнений, направленных на обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста. Картотека игр составлена для всех возрастных категорий дошкольников, что является несомненным подспорьем в планировании и организации работы по развитию речи. В мае 2019 года я провела заключительное обследование детей подготовительной группы.

Анализ данных показал, что в результате проведенной работы произошли позитивные изменения у детей, а именно:

Увеличился высокий уровеньпри использование слов обобщений на 84, 5%;

При использование в речи слов, обозначающих действия на 87, 5%;

При использование слов-определений на74, 5%;

Высокий уровень при использовании слов-наречий на 48%;

при использовании слов –антонимов на 64, 5%

при использовании слов-синонимов на 25%.

Таким образом в результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У детей пополнился словарный запас. Речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта. Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что проектная деятельность является эффективным средством в развитии речевой активности и творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Результативность опыта:

Анализируя проделанную работу, пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.

В результате работы по реализации проектов обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой, грамматически правильной, выразительной. Дети стали проявлять инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками, с интересом стали относиться к аргументации, доказательству и широко ими пользоваться.

У детей сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год