Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии детей.
Развитие речи у детей
Автор: Веселова Надежда Васильевна   
12.04.2020 13:06

Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии детей.Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии детей.

Подготовила: воспитатель Веселова Н. В. 2016 г.

Использование мнемотаблиц в познавательно — речевом развитии дошкольника.

Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.

Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

 

Скачать конспект

Возможности запоминания с помощью методов мнемотехники в десятки раз превышают возможности обычной памяти. Так, для человека практически невыполнима задача запоминания двухсот цифр. Овладевшие методами мнемотехники запоминают такой объем точных сведений всего за 10 -15 минут.

Объем запоминаемых с помощью мнемотехники сведений ограничен низкой скоростью запоминания (норматив — 6 секунд на запоминание одного образа) и утомлением, возникающим в процессе запоминания. Однако, как показывает практика, такой скорости более чем достаточно для запоминания сведений, встречающихся в учебном процессе и в повседневной жизни.

Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:

  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составлению рассказов
  • при пересказах произведений художественной литературы
  • при отгадывании загадок
  • при заучивании стихов.

Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по — своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.

Цель обучения мнемотехнике

  • развитие психических процессов — памяти, мышления, воображения, внимания, — ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи.

  • Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи.
  • Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразования символов в образы.
  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом во спроизведении.
  • Развитие творческие творческих способностей, фантазии.
  • Совершенствование лексико — грамматических средств языка, звуковой стороны речи: произношения, восприятия и выразительности.

Схема описания игрушки.

Мой мяч синего цвета, он круглый, среднего размера.

Мой мячик резиновый. Его можно подбрасывать и ловить, можно ударять о пол и тогда он будет прыгать.

Схема составление рассказов. (Животные.)

Воробей — небольшая птица серо — коричневого цвета. Спинка у него коричневая с черными пятнышками, грудка светло-серая. Воробьев, проще всего встретить в городе. Эта птичка всегда живет рядом с человеком. Воробьи питаются растительной пищей: всевозможными зернышками, весной почками. Только птенцов они выкармливают насекомыми. Воробьи не улетают зимовать на юг, Воробьи селятся и по отдельности, и стаями. Когда их много собирается на одном дереве, они могут поднять невообразимый шум. Иногда воробышки устраиваются под крышами домов, иногда в брошенных ласточкиных норках. Воробышки часто драчливы и задиристы.

Этапы работы над стихотворением.

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Сообщение о том, что это стихотворение дети будут учить наизусть.

Повторное чтение с опорой на мнемотаблицу.

3. Вопросы по содержанию стихотворения, цель которых — помочь детям уяснить основную мысль.

4. Выявление и объяснение значения непонятных детям слов.

5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. (Дети повторяют с опорой на мнемотаблицу.)

6. Рассказывание детьми стихотворения с опорой на мнемотаблицы.

Точки крестики кружочки. Под окном и на снегу Мне понятны эти строчки Прочитать я их могу Это мне письмо прислали На заре мои друзья С «Добрым утром!» — написали

непоседы воробьи.

Кто рассыпал на снегу Длинные цепочки Кто рассыпал на снегу крестики и точки Это птицы на бегу о ставляют на снегу Длинные цепочки крестики и точки.

Проговаривание чистоговорок.

Проговаривание скороговорок.

Пересказывание художественных текстов.

Пересказ рассказа.

  1. Чтение текста и демонстрация опорных картинок.
  2. Ответы на вопросы по содержанию.
  3. Повторное чтение рассказа с установкой на перессказ.
  4. Перессказ текста ребенком своими словами.

Весна.

Весной ярко светит солнце.

Весной тает снег.

Весной появляются почки, вырастает травка.

Весной просыпается еж и медведь.

Линяют животные.

Весной у диких животных появляются детеныши.

Вывод.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей.

[~ж~| Не удается отобразить рисунок. Возможно,

рисунок поврежден или недостаточно памяти для его открытия. Перезагрузите компьютер, а затем снова откройте файл. Если вместо рисунка все еще отображается красный крестик, попробуйте удалить рисунок и вставить его заново.

Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать использовать мнемотехнику для развития речи, легкого заучивания стихов и запоминания рассказов. Также эта техника может использоваться для изучения природных явлений, углубленных знаний о животных разных стран, изучения географии. Благодаря мнемотаблицам, детям не нужно будет специально что -то запоминать и заучивать. Когда нам говорят слово «стол», в нашем мышлении сразу же встает образ.

Нам не приходится вспоминать, что это такое. Также с помощью мнемотехники возможно изучение иностранных языков. Здесь мнемотехника тоже может помочь. Например, чтобы ребенок легче запомнил какое-то иностранное слово необходимо подобрать русское слово похожее по звучанию на то, которое ему нужно запомнить. Этот метод в последнее время широко используется и дает очень хорошие результаты. Замечено, что детки, которые учились по мнемотаблицам и схемам, становятся более общительными, коммуникабельными. Они преодолевают застенчивость, свободно держатся перед аудиторией, что немаловажно для подготовки к школе. Ведь там ребенку придется отвечать у доски перед всем классом.

Но использование мнемотехники не заменяет самый известный и популярный в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год