Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.
Развитие речи у детей
Автор: Батищева Елена Ярославовна   
03.04.2020 13:35

Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.Нестандартные приёмы для развития речи и творческого мышления детей.

«…Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи». Л. С. Выготский

Последнее время учителя не смотря на активную дошкольную подготовку, отмечают, что всё большее количество детей идут в школу психологически не готовыми. Даже если внешне дети выглядят подготовленными и владеют навыками письма, счёта, базовыми знаниями об окружающем мире, зачастую этого оказывается недостаточно для того, чтобы успешно овладеть учебной программой

Основные жалобы учителей:

- умение слушать.

Наблюдение за первоклассниками показывает, что более 70% не умеют слушать учителя, не просто долгое объяснение новой темы, а порой и небольшие словесные инструкции.

- понимание учебной задачи

 

Скачать конспект

Это умение напрямую связано с умением слушать учителя. Около 60 % учеников не понимают учебную задачу, не могут следовать инструкции, сбиваются и т.д.

- коммуникативные навыки, эмпатия, умение играть

Только 40% детей стараются избегать конфликтов. Большинство детей при анкетировании указывают, что не могут простить обидчика и удержаться, чтобы не дать сдачи.

60% учеников не проявляют эмпатию. Не могут различить интонацию в голосе, не чувствуют эмоциональное состояние собеседника. При работе с текстом не могут описать чувства героя, не простраивают цепочки причинно-следственной связи переживаний персонажа.

20% учеников не включаются в игру или игровую ситуацию на уроке. И лишь 20% могут включиться и поддержать коллективную игру на перемене. Остальным детям для этого не хватает навыков самоконтроля, воображения, устойчивой эмоционально-волевой сферы, развития речи, умения излагать свои мысли, идеи.

Даже дети без речевых патологий зачастую приходят с бедным словарным запасом, не проявляют любопытства встречаясь с незнакомым словом, с трудом рассуждают на заданную тему.

А если мы обратимся к навыкам будущего, то увидим, что развитие речи, коммуникативной компетентности идёт в тесном соприкосновении с другими навыками.

Рассмотрим методы и приёмы, которые могут помочь не только в развитии речи детей, но и развития творческого, вариативного, гибкого нестандартного мышления, формирования будущих УУД и как следствие успешной подготовке к школьному обучению.

Кубик Бенджамина Блума.

«Кубик Блума» – это метод, при котором на грани кубика наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение всех аспектов темы. Этот приём был предложен американским психологом и педагогом Бенджаменом Блумом, автором теории таксономии, предполагающей разделение целей обучения на три блока: когнитивную, то есть «знаю»; психомоторную (или «творю»); аффективную — «умею».

Отталкиваясь от вопросов на грани куба ребёнку, можно сформулировать вопросы к любой теме сначала с помощью взрослого, затем самостоятельно.

Карты Проппа.

Владимир Яковлевич Пропп был известным филологом, фольклористом. Он занимался изучением русских народных сказок. В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт). При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

«Волшебные имена»

Перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным. «Кто на свете всех злее (милее, умнее) — выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.

«Хороший-плохой»

В этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества-он ленивый, положительные — добрый и отзывчивый.

«Что в дороге пригодится?»

Вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и

зарубежных. (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)

«Волшебные или чудесные вещи»

В этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

В данной таблице представлены возможные варианты по тому или иному свойству, но это электронный вариант. В реальности таблица представляет собой панно со множеством прозрачных кармашков. Можно добавлять изображения своих волшебных предметов, материалов, действий, звуков, запахов, выбранных вместе с детьми по их желанию. С помощью кубика мы выберем карточки участвующие в игре. Обозначение на кубике от 1 до 4, еще две грани кубика представлены в виде смайлика. Смайлик обозначает возможность выбора любой клетки по желанию ребенка.

Какие ещё приёмы для развития связной речи и творческого мышления вы можете использовать:

  • добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;
  • составление рассказа, аналогично данному, с изменением времени или результата действия;
  • составление рассказа с включением (исключением) объектов;
  • составление рассказа по комплекту игрушек;
  • рассказывание по частично закрытой сюжетной картине;
  • придумывание рассказа о знакомом герое;
  • составление рассказа по его названию;
  • придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

Подробнее рассмотрим некоторые из них.

Метод противоречий. Один из элементов диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) – наличие двух противоречивых качеств в одном объекте. В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; будешь много кушать – растолстеешь, будет тяжело; драться плохо – сделаешь больно; дерись, чтобы защитить слабого, обиженного. Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного смысла» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) – когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное.

Используем игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот» — это игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали». Например, игра «Хорошо – плохо». Дети делятся на две команды. Одна – «хорошо», другая — «плохо». Они передают игрушку (собачку) как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества: хорошо, что песик пушистый; но плохо, что быстро сбивается шерсть.

Игра «гирлянда»

Мяч находится у ведущего. Ведущий называет стартовое слово и задаёт вопрос: «Котенок какой?» Ребенок отвечает: «Пушистый.» Ведущий катит ему мяч и от слова, которое назвал ребёнок, вновь ставит вопрос. К примеру, он может звучать так:» Кто еще бывает пушистым?» Другой ребенок отвечает: «Цыпленок.» После этого он получает мячик. Далее игра продолжается в том же духе.

— Цыпленок какой?

— Желтый.

— Что еще бывает желтым?

— Солнце.

— А что солнце делает?

— Светит, греет.

И т.д.

Рекомендации: не употребляйте переносных значений слов (круглый год, время бежит, платье идет), так как маленькие дети еще не готовы к этому, они мыслят предметно.

Если мы говорим о признаках-прилагательных, будьте готовы, что ребенок вернет вам в ответе предыдущий объект:» Котенок пушистый – кто пушистый?» Он ответит: «Котенок…» Спросите доброжелательно: «Да, это так. А кто еще?» Или чередуйте в вопросе признак и действие объекта, тогда малыш, скорее всего, не вернется по гирлянде слов назад. Дети постарше уже сами формулируют вопросы отталкиваясь от первого слова.

Метод решения проблем или «дерево решений». Сначала нужно выбрать проблему, которая не имеет однозначного решения (эпизоды из сказок, ситуации из жизни), например: «Что нужно цветочку для счастья?».

Затем рассматриваем схему – «дерево решений». Ствол «дерева» обозначает проблему, крона – пути ее преодоления, а листочки – ее решение. Предлагаем детям разбиться на подгруппы и, общаясь между собой, найти решение данной проблемы нарисовать его на листе бумаги и прокомментировать. Дети, достигнув взаимной договоренности путем обсуждения, находят свое решение: бабочку, пчелку, солнышко, дождик и тому подобное. Затем каждая группа размещает свой рисунок на дереве решений и объясняет свой выбор.

Нужно учить детей выслушивать каждого, кто хочет высказаться. Воспитатель оценивает детей только положительно. При оценивании, желательно, не называть слово «правильно», а говорить: «интересно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Придумывание рассказа по логически стройной цепочке высказываний.

Чем выше интеллект, тем интереснее рассказ. Например, что можно рассказать о бабе Яге? Кодируем информацию в пиктограммы и составляем рассказ. Сам процесс создания пиктограмм является творческим, т.к. ребёнок может пользоваться не только готовыми пиктограммами, но и придумывать и зарисовывать их самостоятельно. Один из вариантов рассказа:

Придумывание рассказа с продолжением.

Например, воспитатель говорит, что ему на глаза попался рассказ «Прогулка в лес», но он не закончен: «Папа с Димой пошли на прогулку в зимний лес. Погода была хорошая, слегка пощипывал морозец, светило солнце. Снег блестел на солнце и поскрипывал под ногами. Вдруг Дима увидел чьи-то следы на снегу…»

Попробуем придумать:

  • радостный, веселый конец рассказа;
  • поучительный;
  • фантастический вариант.
  • Рассказ-зарисовка по опорным словам.

Сейчас вы будете художниками и нарисуете две картины. Я назову только слова-действия.

Скрылось, набежали, подул.

Закачались, сверкнула.

Согнулись, ударил, и полил.

Прошла, выглянуло.

Распрямились, зазеленело, запели.

Вышли погулять.

А теперь, глядя на свои рисунки, составьте рассказ.

Рассказы – небылицы.

Они учат детей фантазировать, развивают ассоциативную память, внимание, воображение, чувство юмора.

  • Небылица может начинаться с предложения: «На окне стоял цветок, в лепестках цветка жили крошечные человечки…».
  • Небылица возможна по заданной теме ( «Если бы я был волшебником», «Фантастические страны», «Винегрет из сказок»).
  • По множеству предложенных картинок, по силуэтам, фигуркам.
  • Небылицы могут быть и в стихах.

Сочинение сказок «наизнанку». Использовать этот приём можно в различных вариантах:

«Свойства наоборот». Берётся любая знакомая сказка, и её героям приписываются прямо противоположные свойства. Или меняются духовные свойства, внешность. Это даёт возможность крупному стать маленьким, но ловким и незаметным, а маленькому и слабому – великим и могучим. Например, сказка «Красная шапочка». Волк в ней будет маленький и добрый, а Красная шапочка большая и злая.

«Задом наперёд». Этот вариант предлагает рассказывать сказки не с начала, а с конца. Это довольно сложная задача, поэтому первоначальное использование приёма предполагает опору на картинки или иллюстрации. Постепенно можно переходить к рассказыванию без наглядного материала.

«Из собственного опыта». Предложите ребёнку пофантазировать. Пусть он попробует придумать сказку или рассказ, в котором обязанности, поступки, мысли взрослых и детей поменялись местами.

Модификация сказок. Ребёнок изменяет знакомые сюжеты сказок. Использовать этот приём также можно в различных вариантах:

«Введение в название сказки нового объекта». В название хорошо знакомой ребёнку сказки добавляется слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Колобок и воздушный шарик», «Волк, семеро козлят и компьютер», «Теремок и паровоз».

Салат из сказок – создание новой сказки на основе эпизодов, выбранных детьми из разных сказок.

Продолжение сказки – каждый придумывает продолжение сюжетной линии сказки.

«Я – герой сказки». Предложить ребёнку представить, если одним из героев сказки станет он сам, или герои сказки придут к нему в гости.

«Смена места действия». Сюжет сказки перемещается в другое место и пространство. Например, жили-были старик со старухой в наши дни, Красная шапочка в космосе.

Умение ребёнка придумывать разные истории, сказки, загадки, считалки поможет ему в дальнейшем. Например, писать сочинения в школе. Возможно, кто-то из них станет писателем или поэтом.

Развитие речи через творческие задания.

Большое значение имеет в работе с детьми слово воспитателя и речь самих детей. Важно, чтобы ребёнок не только видел цвет, но и слышал его обозначение. Воспитателю следует чаще пользоваться сравнениями, восхищаться и проявлять эмоции при рассказе, при рассматривании картин, иллюстраций художественной литературы. Ведь благодаря этому ребенок также проявляет эмоциональное отношения к окружающему миру.

Ведущими средствами в развитии цветового восприятия детей являются дидактические игры. Через дидактическую игру развивается речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В процессе игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, дифференцировать по основному цвету и оттенкам.

Давай те познакомимся с рядом игр и упражнений по цветовидению, которые благоприятно воздействуют на все компоненты речи:

Знакомство с цветами радуги!

Вопросы к игре:

Ты когда-нибудь видел радугу?

Расскажи, где ты ее видел?

Из каких цветов она состоит?

Покажи и назови, какие цвета ты знаешь?

Соедини название цвета с капелькой такого же цвета.

Каких цветных капелек не хватает?

Дорисуй эти капельки.

Что же происходит во время цветовых игр и упражнений?

  • Закрепление знания цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый) и их оттенков (голубой, розовый).
  • Сравнение одинаковых и разных предметов по цвету. Восприятие цвета в целом предмете или его части.
  • Выбор (системный поиск) игрушек по заданному цвету.
  • Подбор пар предметов по признаку цвета
  • . Классификация предметов по признаку цвета. Составление двух групп (например, предметы красные и синие).
  • Систематизация предметов по признаку цвета (составление групп из трёх и более предметов).
  • Комплектование игрушек по признаку цвета (в одну группу определить три игрушки, разные по цвету).
  • Построение цветового ряда в заданной последовательности.
  • Активизация словаря – включение прилагательных, обозначающих цвет, в связную речь. Описание игрушек по цвету. Составление загадок-описаний с использованием прилагательных на обозначение цвета.

Для формирования словаря и грамматического строя речи, можно использовать игры: «Сосчитай рыбок, раков и сорок», «Сосчитай сколько красных, желтых, синих шаров», «Солдаты на параде»

Игра «Сосчитай рыбок, раков и сорок»

Например: ребенок считает рыбок и выкладывает столько красных кругов, сколько получилось рыбок (можно нарисовать)

Для развития связной речи, интересным игровым упражнением будет рассказывание сказки с использованием цвета и формы.

Где ребенок может выкладывать определенного цвета фигуру или рисовать. Фигура определенного цвета, размера и формы, будет ассоциироваться с героем сказки. Ребенок, выкладывая соответственную фигуру, рассказывает сказку.

При ознакомлении детей с цветовой гаммой, можно применить игру «Цветик-семицветик», «Какой предмет?», «Приготовим сок». Эти игры пополняют словарь детей прилагательными.

Дидактические игры, по изобразительной деятельности, готовят детей и к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Самым сложным и самым интересным этапом в цветовосприятии детей является освоение ими цветового спектра радуги и смешения цветов для получения новых.

При смешивании цветов, ребенок называет цвет, который выбрал, а затем цвет, который получил в результате. Ребенок рассказывает о том, как он это сделал, поэтапно. В процессе данного приема, ребенок сам не подозревая развивает монологическую речь.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, создаёт фундамент для развития мышления. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений.

Развитие речи детей должно быть комплексным, системным, задания и игры разнообразными. Чем более творческий подход будут демонстрировать родители, педагоги тем больший толчок это даст для всестороннего развития ребёнка.

Авторы:

Батищева Елена Ярославовна педагог-психолог МАДОУ дс 158 г Тюмени стаж 9 лет

Шадрина Татьяна Николаевна воспитатель МАДОУ дс 158 г Тюмени стаж 16 лет

Суворова Татьяна Михайловна воспитатель МАДОУ дс 158 г Тюмени стаж 14 лет

Используемая литература:

1. Большева Т. В. Учимся по сказке.

  1. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
  2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.
  3. Рудик О. С. Развитие речи детей в свободной деятельности.
  4. Филатова н. А. Моделирование в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
  5. https: //www. pedopyt. ru/
  6. От рождения до школы. Приметная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год