Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи) с использованием мнемотехники.
Развитие речи у детей
Автор: Устян Елена Борисовна   
29.01.2020 22:19

Конспект НОД. Коммуникация (развитие речи) с использованием мнемотехники.

Тема: Пересказ сказки «Волк и белка» (по Л.Н. Толстому) по ролям.

Цель: Формирование навыков связного последовательного рассказа с опорой на графический план.

Основные задачи:

  1. Развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста.
  2. Формировать навыки планирования развернутого высказывания и составление плана рассказа.
  3. Закреплять умение подбирать глагольный словарь, словарь признаков и употреблять обогащенную лексику в активной речи.
  4. Закреплять умение согласовывать слова в предложно – падежных конструкциях, используя предлоги.
  5. Учить детей понимать схематичное изображение слов.
  6. Расширять, закреплять знания о животном мире.
  7. Воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них.
  8. Развивать память, внимание, воображение.
  9. Развивать мелкую моторику, формировать умение соотносить слова с движением пальцев.

Оборудование: магнитная доска, картинки – дупло, белка с бельчатами, схемы слов – признаков, слов – действий, схемы предлогов НА, В, ПОД, ЗА, ЧЕРЕЗ, С, ИЗ;

полоски с кругами для составления рисованного плана рассказа на каждого ребенка и образцы рисунков для показа, простые карандаши, схема рассказа «Белка и волк».

Ход занятия:

1. Вводная часть (организация детей).

Создание эмоционального фона занятия.

- Сегодня мы пойдем на прогулку. Отгадайте загадку и узнаете, где мы будем гулять. (загадка о лесе)

- Что мы увидим в лесу? (загадка о дереве, затем о желудях).

- Что за дерево перед нами? (дуб)

- На дереве мы увидели отверстие. Что это? (дупло)

Думаю, там кто-то живет. Отгадайте, кто живет в дупле? (загадка о белке)

Весной одевается, осенью раздевается. (Лес)

Его весной и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели. (Дерево)

Все детки на ветках С рожденья в беретках. С дерева упадут – Береток не найдут. (Желуди)

Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой И в рыжей шубке летом. (Белка)

 

2. — Белка не выглядывает из дупла, прячется. Попробуем ее выманить. Мне кажется, белке понравится, если она поймет, что мы многое о ней знаем.

А) Расскажите, белка какая? Этот знак обозначает слово, которое отвечает на вопрос Какая? (слово – признак) – рыжая, маленькая, шустрая, быстрая, длиннохвостая, ловкая, лёгкая, забавная, симпатичная, красивая, пушистая, прыгучая …

Б) — Я слышу, как белка замерла и прислушивается к вашим словам. Давайте подберем слова — действия. Что белка делает? Этот знак обозначает слово – действие. Белка что делает? – спит, ест, прыгает, сидит, слушает, смотрит, прячется, убегает, заботится, запасает, линяет…

В) — Белка еще внимательнее прислушивается. Думаю, она скоро уже выйдет из своего дупла. Предлагаю рассказать ей, где она может находиться на своем дубе. Мы будем использовать короткие слова, которые называются слова – предлоги.

Мы можем рассказывать не только о самой белке, но и о ее детенышах. Как они называются? (бельчата, бельчонок)

Логопед показывает схему предлога, дети называют, какой это предлог и составляют предложения типа:

Белка сидит на еловой ветке.

Белка спряталась в дупло.

Бельчата укрылись от дождя под еловой лапой.

Белка спрыгнула с дерева за шишкой.

Бельчонок перепрыгнул через ветку.

Белка выглядывает из дупла.

За деревом мы увидели беличий хвост.

3. – Молодцы, ребята. Нашей белке очень понравилось, что вы много о её семье знаете. Она с удовольствием выйдет из дупла, да не одна, и послушает вас еще. (Логопед выставляет картинку Белка с бельчатами).

- А мы сейчас расскажем еще больше о ней. Чтобы ничего не забыть сказать, мы нарисуем подсказку. Перед вами лежат полоски с кругами. В них мы нарисуем схемы слов, которые нужно не забыть.

- Сначала нужно рассказать, это домашнее животное или дикое, и как называется ее дом. (Дети отвечают и рисуют ёлку с дуплом).

- Затем мы расскажем, какие части тела есть у белки. (Дети отвечают и рисуют белку упрощенно из овалов).

- Чем белка питается? (Дети называют орешки, шишки, желуди, грибы и рисуют схематично их).

- Как называются ее детёныши? (Дети называют и рисуют 2 овала разных размеров).

-Теперь мы можем составить маленький рассказ, ни о чем не забыв. Прослушивание 3 – 4 рассказов детей по схемам.

4. – Сейчас мы с белочкой поиграем и научим ее играть с пальчиками.

- Мальчик с пальчик, где ты был?

 - Долго по лесу бродил!

 Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

 Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

 Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

4 раза сгибать большой палец правой руки.

4 раза сгибать большой палец левой  руки

 

Большой палец правой руки поочередно соприкасается  с остальными пальцами.

Большой палец левой  руки поочередно соприкасается  с остальными пальцами

4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.

5. – Белке очень понравилось с вами, и она решила вам сделать подарок – рассказать сказку. А чтобы вы ее не забыли, она принесла подсказку. Рисовать ей трудно лапками, поэтому вместо рисунков у неё схемы – изображение того, о чем говорится в сказке. Я вам буду показывать схемы.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала на волка. Волк хотел её съесть.

- Пусти меня, — просит белка.

- Отпущу, если скажешь, почему белки такие весёлые. А мне всегда скучно.

- Тебе оттого скучно, что ты злой. Злость тебе сердце жжёт. А мы весёлые оттого, что добрые и никому зла не делаем.

Вопросы к детям по содержанию сказки с показом схемы:

- Как белка очутилась в лапах волка?

- О чем попросила белка волка?

- Что хотел узнать у нее волк, прежде, чем отпустит?

- Белка сказала: «Тебе злость сердце жжёт». Чем можно обжечься? (огнём, кипятком, горячим чаем, паром) Это очень больно. А когда больно, хочется веселиться или плакать?

Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжёт.

6. Повторное чтение сказки.

7. Пересказ сказки детьми по ролям.

8. Итог. Поощрение детей. Прощание белки с детьми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год