Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
Развитие речи у детей
Автор: Сюрха Наталья Владиленовна   
11.03.2019 20:43

Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природойРазвитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его личности, мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется кругозор, совершенствуются мыслительные операции и умения, а значит, совершенствуется речь.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что мир, окружающий человека, это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как все, что есть в речи логического проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть ни что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

 

Начав свою работу, я убедилась в том, что речь людей находится на низком речевом уровне. Речевой опыт детей крайне ограничен, доступные им языковые средства несовершенны.

Многие дети не могли построить правильно грамматическую фразу, в речи детей наблюдались ярко выраженные аграмматизмы.

Помимо сильных речевых нарушений, дети моей группы отличались нарушением психических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения, логического мышления. Поэтому у детей отсутствовала тесная взаимосвязь речевого и умственного развития, которая является основой для овладения детьми навыками связного высказывания.

Свою коррекционную работу по развитию речи при ознакомлении детей с природой я старалась проводить полноценно и систематически в определенной последовательности, сочетая новое с уже знакомым, развивая понимание речи, стимулируя собственную речевую активность детей и логическое мышление.

Я разработала структуру этапов коррекционной работы.

1. Подготовительный этап (предварительная работа).

а) Параллельное развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания и речевого развития; понимание речи, словарной работы, классификация предметов, усвоение лексико-грамматических категорий языка.

б) Работа с фразой, текстом.

2. Основной этап. Формирование логической речи на занятиях при обучении составлению:

  • рассказов повествований (память)
  • пересказа текста (память, мышление)
  • рассказы рассуждения (все психические процессы).

3. Закрепление навыков связного высказывания.

В подготовительный этап структуры коррекционной работы, мною были включены задачи познавательного и психологического характера. Большое значение на этом этапе имеют наблюдения. Умения наблюдать вырабатывается у детей в процессе анализа и сравнения предметов во время экскурсий, целевых прогулок, демонстрации изучаемых предметов на занятиях. В обучении наблюдению: умение видеть и выделять части, элементы, признаки наблюдаемого объекта, замечать изменения, протекающие с отдельными явлениями огромную роль играет речь взрослых, так как без помощи взрослого ребенок сам не увидит того главного, что характерно для данного объекта или явления. При наблюдении использовала вопросы и указания, проводила рассматривание обследование объектов в определенной последовательности. Планируя экскурсию или целевую прогулку, выбирала объект для наблюдений, составила план проведения наблюдений, заранее намечала вопросы, беседы, сопровождающие

наблюдения, определяла, как провести обобщение того, что дети узнали в ходе наблюдений.

Готовясь к проведению экскурсии, заранее намечала работу по обогащению и активизации словаря детей. Во время экскурсий и наблюдений всегда акцентировала внимание детей на новых для них словах, старалась так ставить вопросы, чтобы, отвечая, дети употребляли новые слова, или знакомые слова в новом для них значений.

Уточняя высказывания детей, следила за использованием разнообразных определений, обобщающих признаки предметов или явлений, а также за правильностью грамматического строя речи. Например, на вопрос: «Кошка какая?» (мягкая, пушистая, большая, рыжая) Трудности в таких задания испытывали дети Петя, Вероника, Илья, особенно в начале обучения.

В процессе экскурсий и наблюдений старалась так организовать рассматривание объектов или явлений, чтобы у каждого ребенка эта деятельность вызывала интерес и стимулировала познавательную активность. Например: задание собирать опавшие листья дети обычно выполняют без интереса. В тоже время задание найти среди листьев самые большие и самые маленькие листья клена и сложить их чередуя по величине (большой — маленький), оказало большое влияние даже на малоактивных детей Диму и Рому. Такие задания несут развивающее влияние, так как заставляют ребенка думать, рассуждать, приходить к определенным выводам.

Таким практическим работам детей отводила значительное время. К примеру, экскурсия в парк ранней осенью, имеющая цель познакомить детей с деревьями, была организована мною следующим образом. До выхода на экскурсию я проводила с детьми беседу. При ознакомлении с 2-3 видами деревьев привлекала внимание детей к отдельным частям этих деревьев, показывая листок, предлагала найти такие же листья.

Для активизации познавательной деятельности детей использовала в своей работе дидактические игры. Так, при изучении темы «Деревья», предлагала детям игру «Подбери листок», «Найди дерево по описанию».

Во время наблюдения за цветами при изучении темы «Цветы» организовала с детьми игру «Садовник». Данная игра позволяла не только уточнить знания детей об отличительных признаках растений, но и припомнить, какими словами называл воспитатель те или иные признаки при описании цветка. Игровой интерес детей Коли, Антона усиливала введением элементов соревнования: «Кто больше? Кто быстрее?»

Сочетание непосредственных наблюдений с выполнением практических заданий вызывали у ребят познавательный интерес, что является основой развития наблюдательности.

Знания, полученные детьми в ходе наблюдений, экскурсий, целевых прогулок углублялись и обобщались на последующих занятиях.

Во время итоговых бесед особое внимание уделяла методике проведения беседы по вопросу. Формулировкой вопроса старалась заинтересовать даже крайне пассивных детей: Никиту, Олега и в большинстве случаев это получалось, так как я старалась чередовать вопросы: среди трудных вопросов задавала детям и легкие, а также всегда опиралась на накопленный детьми во время наблюдений словарь.

Достаточно богатый и разнообразный словарь — основа развития связной речи, состоящей из правильно построенных предложений. Опираясь на конкретно — образное мышление детей предложения сначала составляли об овощах, фруктах, животных и т.д.

Образец воспитателя в это время был на первом месте. Например: «Это яблоко. Оно круглое, румяное, ароматное, растет на дереве в саду. Его кушают». Я старалась, чтобы были задействованы все анализаторы

С таких рассказов — описаний я начинала работу и в старшей группе. При рассказах — описаниях важно, чтобы дети описали предмет полно и последовательно. В этом мне очень помогали схемы. Очень трудно обучение давалось Илье, Олегу, Никите.

Рассматривание картин, побуждает ребенка к речевой активности. Картина доступна ребенку, если научить его видеть и понимать главное.

В обучении детей рассказыванию по картине сначала ставила себе задачу пополнить словарь детей во время наблюдений в природе, активизироваться, научить их рассматривать картинку и отвечать на вопросы, а потом уже самостоятельно составлять рассказы.

При рассматривании картины главное было поставить вопрос так, чтобы он заставил задуматься и решать поставленную задачу: «Что делает собака? Самое сложное, но важное для ребенка вопросы: «Отчего птичка грустить?» в течение года, с детьми рассмотрели картины: «Ежи», «Зайцы», «Лисица», «Грачи прилетели» и другие.

В начале трудно было детям Пете, Веронике, Никите, но постепенно речь детей стала приходить в норму, речевая активность детей значительно увеличилась. Значительное место при обучении детей занимали знания по пересказу произведений. При пересказе совершенствуется структура речи, ее выразительность, произношение углубляется умение строить предложения и текст в целом.

За этот период были проведены занятия по пересказу Толстого «Косточка», Чарушина «Лисята», Катаева «Грибы», Пришвина «Золотой луг» и другие.

Многим детям без зрительного подкрепления было трудно с этой задачей справиться. Я использовала иллюстративное панно, схемы, которые помогали учиться составлять план пересказа. Пересказы с использованием наглядности были доступны всем детям. Лучше получалось у Димы, Леры, Ани, затруднялись Петя, Денис.

Гораздо труднее давались детям рассказы с сюжетным повествованием о природе. В работе с детьми обучала составлению рассказов из личного опыта. Рассказы из личного опыта являются первым этапом творческого рассказывания. Нужно отметить, что, рассказывая о виденном, дети испытывали речевые затруднения, не знали с чего начать, что рассказать. В течение года были проведены занятия «Как мы играем зимой на участке», «Лето» и другие.

Наиболее трудным, но важным является обучению детей составлению творческих рассказов и сказок. Творческое рассказывание играет важную роль в психическом развитии детей. В основе этих рассказов лежит опыт, те знания, которые дети накопили и логическое мышление, без которого построение сюжета невозможно. Поэтому эти рассказы я брала только второй половине года.

Свою работу я проводила при взаимодействии учителя-логопеда, музыкального руководителя. Вместе с учителем-логопедом был разработан план работы. Таким образом, при взаимодействии всех специалистов работа по развитию речи при ознакомлении детей с природой, которая в итоге дала неплохие результаты.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 27 (148) выйдет
19 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год