Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие речи у детей
Автор: Вишнякова Ольга Евгеньевна   
11.10.2021 20:50

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 313», г.Н. Новгород О.Е. Вишнякова

В дошкольном возрасте происходит интенсивный рост и развитие ребенка. Это период овладения речью как средством взаимодействия с миром и окружающими его людьми. Получая новые впечатления и обогащая свой опыт, ребенок усваивает родную речь, происходит развитие его умственных способностей. Речь одно из самых ценных приобретений ребенка, и для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, необходимо приложить немало усилий родителей и других взрослых, окружающих малыша. Поэтому одним из главных направлений работы детского сада является организация работы по развитию речи детей. Статистика последних лет показывает увеличение количества дошкольников с нарушением речи. Недоразвитие связной речи, недостаточный словарный запас, создают значительные трудности в овладении детьми общей речевой культуры.

 

Речевое развитие дошкольника в дошкольном учреждении (в соответствии с ФГОС ДО включает в себя:

  1. Владение речью, как средством культуры
  2. Обогащение активного словаря
  3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
  4. Развитие речевого творчества
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Во ФГОС ДО определено, что образовательная деятельность осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ.

Взаимодействие детского сада и семьи являются необходимым условием для полноценного речевого развития ребенка. Для того, чтобы достичь наилучших результатов в работе мы организовали различные формы помощи родителям по речевому развитию детей, вооружили их конкретными знаниями по методике развития речи, создали условия для привлечения родителей к участию в образовательном процессе ДОУ.

В условиях современного общества, в связи с нехваткой времени, занятостью, родители перекладывают ответственность за развитие ребенка на педагогов. Дети дома мало времени общаются с родителями, редко слушают сказки, все больше играют с игрушками или проводят время у телевизора. Часто родители убеждены, что дети самостоятельно научатся излагать правильно свои мысли и не уделяют внимания речевому общению с ребенком. Но именно родители играют большую роль в формировании речи ребенка. Овладение речью идет успешнее тогда, когда с ребенком занимаются не только в детском саду, но и в семье. Систематическая и целенаправленная помощь родителям по развитию речи ребенка в сочетании с использованием рекомендаций специалистов и педагогов детского сада способствует более эффективному формированию речи дошкольников.

В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения сотрудников детского сада с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями повышение компетентности в области речевого развития детей.

Внедряя новые интерактивные формы сотрудничества с родителями, мы предлагаем диалог, направленный на организацию индивидуальной работы с семьями воспитанников, обогащаем их педагогическими знаниями по развитию речи ребенка.

Нетрадиционными формами взаимодействия с родителями в ДОУ являются:

Родительская конференция Её задача — пропагандировать лучший семейный опыт по развитию речи ребенка в семье. Конференции включают обмен опытом родителей, например, по темам "Речь на кончиках пальцев", "Артикуляция и речь" и т.д. Родители делятся своим личным опытом по организации речевого развития детей. На конференцию приглашаются специалисты (логопеды, дефектологи, психологи). В ходе конференции заслушиваются выступления родителей, задаются вопросы к специалисту. Также используются наглядные материалы, презентации. Во время конференции работает выставка детских работ, педагогической литературы.

Особой популярностью у родителей пользуются мастер классы. Задачами данной формы с родителями являются — знакомство с нетрадиционными технологиями, используемыми в речевом развитии, привлечение родителей к взаимодействию с ДОУ, повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития дошкольника. Родителя являются непосредственными участниками мероприятия, они делятся своими «достижениями» по развитию речи ребенка дома. Родители предоставляют свой материал н-р: «Развиваем пальчики с помощью крупы», «дидактические игры своими руками» и др.

Следующую коллективную форму сотрудничества с родителями мы проводим в виде "Аукциона", главной задачей которого является повышение информированности родителей по речевому развитию детей. Родителям предлагается назвать наиболее эффективные игровые приемы, которые они используют для развития детей. Каждый совет-"Лот" записывается на доске и выставляется на "аукцион"- продажу. Лот, набравший наибольшее количество родительских голосов отправляется в "копилку родительских советов".

Чтобы стимулировать желание родителей активно участвовать в обсуждении актуальных тем, мы используем "Мозговой штурм", на котором обсуждается общая проблема, являющаяся личной для группы детей, например, нежелание ребенка слушать сказки и.т. д. Родители получают рекомендации по данной проблеме, обсуждаются совместно со специалистами психологические проблемы детей безоценочных действий. Родители предлагают различные ситуации выхода из данной проблемы, рассматривая их с разных точек зрения, совместно выделяя причины и отвечая на вопросы по данной проблеме, например, "сколько слов должно быть в словарном запасе ребенка4-5 лет?", "сколько минут в день нужно читать ребенку книги?"

Методом коллективной мыслительной деятельности родители решают ряд насущных вопросов. Наиболее эффективной формой обмена мнениями среди родителей мы считаем "Семинар — практикум". На нём определяется тема, а ведущим может быть, как педагог, так и родитель. Совместно с родителями обыгрывается проблемная ситуация. Педагоги подготавливают теоретическое сообщение по теме семинара, например, "Роль семьи в речевом в развитии детей". Затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети могут играть совместно с родителями дома. Подумать, как данные игры помогают детям в развитии речи. Научить родителей в совместной игровой деятельности устранять те или иные недостатки в речи своего ребенка.

В неформальной обстановке мы организуем собрание по мотивам телевизионных игр: "Устами младенца", "Поле чудес" "КВН" и другие, где родители отгадывают слова, объяснение которых проговаривают дети.

Используя разнообразные методы активации родителей, мы проводим "Литературные вечера" посвящённые, например, творчеству М. Горького. Подготавливаем вопросы для родителей по произведениям и биографии писателя. Родители выбирают любое произведение (или отрывок) писателя для чтения по ролям или драматизации совместно с детьми. Важно чтобы, дети принимали участие совместно с родителями, обсуждали дома тему вечера, выбирали произведение, тем самым активизировали речевое развитие.

В настоящее время широкое распространение получили "Дни открытых дверей, на которых родители воспитанников имеют возможность ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок играет, общается со сверстниками и взрослыми. Родители могут сами поучаствовать в играх, в образовательной или другой совместной деятельности с ребенком. Наблюдая за ребенком вне дома, родители видят проблемы в общении из — за недоразвития речи ребенка и стараются решить их совместно с педагогами.

Но не все родители воспитанников хотят обсуждать проблемы своего ребенка в коллективе, для них мы приготовили "Почтовый ящик». Проблемы ребенка родители записывают на листочке и опускают в "Почтовый ящик". Через два дня получают ответ на интересующий их вопрос от специалиста или педагогов. Эта форма "заочных" консультаций получила отклик у наших родителей.

Чтобы вопросы развития речи были актуальны для родителей мы организуем «Вечера вопросов и ответов." На них родители могут уточнить свои знания и применить их на практике, узнать о чем- то новом, обсудить проблемы развития речи детей, пополнить знаниями и опытом других.

В настоящее время мы используем новую форму взаимодействия — "Электронная информационная почта", представленная на CD дисках, USB — накопителях в виде обучающих презентаций и электронных буклетах по развитию речи дошкольников.

Только во взаимодействии с семьей мы можем создать оптимальные условия для развития речи дошкольника.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год