Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.
Развитие речи у детей
Автор: Иоша Алла Степановна   
24.07.2018 11:44

Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности.

В настоящее время вопрос развития речи дошкольников стоит весьма остро. Вероятнее всего, что это связано с тем, что сейчас дети, ровно как и взрослые, стали проводить больше времени за компьютерами, планшетами и другими средствами современной коммуникации, чем друг с другом.

Дети, которые не получили в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, весьма трудно наверстывают развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребенка, приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные процессы. Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи, а так как основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, то необходимо использовать развивающие игры. Данный возрастной период является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда складывается воля и произвольное поведение, инициативность, развиваются творческие наклонности, воображение, возникают основы личности.

Но все мы знаем, что эти качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей деятельности дошкольника — игре. Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в дошкольных образовательных учреждениях стали меньше и хуже играть, в особенности в сюжетно-ролевые игры. Это объясняется банальной нехваткой времени на игру. Действительно, в связи с обучающими занятиями, большим количеством документации у педагогов, в большинстве детских садов режим дня перегружен и на свободную игру остаётся не более часа. Однако, даже в этот час, по наблюдениям педагогов, большинство детей не могут содержательно и спокойно играть — они возятся, дерутся, толкаются — поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом можно с уверенностью сказать, что большинство детей просто не хотят играть, т.к. они не привыкли к такому времяпровождению. Но и ведь действительно так. Оглянитесь, игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения другому — от старших к младшим. В настоящее время данная связь детских поколений прервана: дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да еще и некоторые из них просто не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то стараются поучать. Ведь образование в нашей жизни играет немаловажную роль. В результате мы замечаем, что игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней, кстати говоря, уходит и само детство. Сокращение игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психологическом и личностном развитии детей. Ведь не секрет что логическое мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка начинают интенсивнее развиваться в игровом процессе. Ведь в игре ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём это доставляет ему максимальное удовольствие, что помогает сделать поведение ребенка осознанным. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность, научиться контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и действовать правильно.

Сейчас же педагоги стали замечать, что у большинства из детей не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А так как мы знаем, что дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно пребывать в иллюзиях о том, что все эти качества разовьются в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.

Игра

  • это один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Теоретические представления о сущности детской игры, в основном трактуются как: «игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте». Именно в процессе игры возникают основные психические новообразования данного возраста:
  • игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью
  • развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

Общество в жизни ребенка — это коллектив детей, в котором он живет, растет и развивается.

Основной вид деятельности — это игра.

Соответственно и значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждое действие — свой глагол. Слово является для ребенка частью действительности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том,, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык. Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитатель должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре и в языке, своих положительных, лучших сторон.

Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей можно свести к следующему:

  • Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
  • Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
  • Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
  • Содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих.
  • Рекомендуется включать в игру малышей старших детей.
  • Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.

Играющий ребенок постоянно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Собака, котенок или медвежонок, с которыми играет ребенок, для него — живые существа.

Взрослые уделяют недостаточно внимания свободным, но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей. В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр, прежде всего в интересах развития языка детей. Особого внимания к себе требуют подвижные игры, которые обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3-4-летним детям трудно. Толковое и понятное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие. Вначале, предлагая новую игру, воспитатель сам четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.

Итак, какую роль играет взрослый человек, используя слово для ознакомления ребенка с миром вещей? Он является посредником между предметом и ребенком, способствует последовательному выделению отдельных предметов сознанием ребенка из окружающей сложной среды; знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в общении с представленными в ней вещами.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 20 (141) выйдет
31 мая 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год