Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация работы по предупреждению и коррекции речевых расстройств.
Развитие речи у детей
Автор: Умецкая Екатерина Владимировна   
22.07.2018 18:33

Организация работы по предупреждению и коррекции речевых расстройств.Организация работы по предупреждению и коррекции речевых расстройств.

Автор:

Умецкая Екатерина Владимировна ГБОУ Школа №709, учитель — логопед высшей квалификационной категории, Россия, г.Москва,

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме ранней профилактике и диагностике задержки речевого развития. Выделяются и описываются характерные особенности работы по предупреждению и коррекции речевых расстройств.

Annotation: this article refers to practical aspects of early diagnostics and prevention of delayed speech development with special attention to methods of prevention and correction of speech impairments.

Ключевые слова: профилактика речевых нарушений; диагностика и коррекция речевых нарушений.

Key words: prevention, diagnostics, prevention of delayed speech (or language) development

 

Специалисты, работающие с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, обращают внимание на проблему роста количества нарушений, связанных с патологией речи. При поступлении малышей в дошкольное учреждение, педагоги выявляют низкий уровень развития речи, вплоть до ее отсутствия.

Хотелось бы отметить, что становление речи тесно связано с развитием сенсорных функций, психики, интеллекта, моторики (в значительной степени тонкой), и любая задержка речи может негативно повлиять на нервно-психическое развитие ребенка и его способность к полноценному овладению дошкольной, а впоследствии и школьной программой.

Отсюда возникают серьезные противоречия между требованиями и возможностями речевого развития предъявляемых к ребенку: с одной стороны, на момент поступления в школу речь ребенка должна быть полноценным средством общения и культуры, а с другой стороны, дети, имеющие речевые расстройства в полной мере не могут овладеть языковой нормой.

Причины речевых расстройств многообразны и традиционно делятся на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). От того насколько правильно установлена этиология расстройства, в дальнейшем будет зависеть эффективность коррекционного воздействия.

Система работы по развитию речи должна быть комплексной, строиться на основе многоуровнего подхода и начинаться с профилактики речевых нарушений. На данном этапе важной задачей является стимуляция речевого развития в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза.

В этой работе очень важным элементом является взаимодействие специалистов дошкольного учреждения с семьёй воспитанников.

Обычно, к 2-3 годам родители сравнивают речь своего ребенка с уровнем развития речи его сверстников. Конечно, их начинает беспокоить тот факт, что малыш отстает в речевом развитии и они пытаются найти пути выходы из этой ситуации. Если ребенок начинает посещать дошкольное учреждение, мамы в первую очередь обращаются к логопеду детского сада. И здесь могут получить квалифицированную консультацию по профилактике речевых нарушений.

Традиционно работу по профилактике речевых расстройств принято планировать по следующим направлениям:

  • развитие речевого дыхания
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие артикуляционной моторики
  • развитие понимания речи
  • развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Следующий этап комплексной работы — диагностический, который также имеет несколько ступеней (блоков):

Работа на этом этапе начинается со сбора анамнестических данных, изучая медицинскую документацию, беседуя с родителями, выявляя индивидуальные особенности развития ребенка, анализируя данные о семье, специалист должен установить факторы, определившие тот или иной путь речевого и нервно-психического развития.

Далее следует непосредственно процесс обследования ребенка, в который входит не только изучение речи ребенка, но и состояние неречевых психических функций (зрительного и слухового восприятия, восприятие пространственных представлений, исследование мышления). Также необходимо отметить состояние мелкой и общей моторики, сформированность навыков самообслуживания, навыков общения, наличие зрительного контакта, особенности темпа работы и отвлекаемость.

Процедура изучения уровня речевого развития ребенка включает в себя обязательные исследования состояния артикуляционного аппарата, сформированность фонематических процессов, отмечаются нарушения звукопроизношения, состояние лексико-грамматического строя речи.

В заключение необходимо дать интерпретацию полученных данных, провести общий анализ структуры речи. На основе этого заполнить речевую карту и составить коррекционно-развивающий маршрут ребенка.

Коррекционный этап направлен на своевременное преодоление имеющихся недостатков в речевом развитии. Непосредственно методика коррекционных занятий в каждом конкретном случае определяется индивидуально с учетом выявленных нарушений и возраста ребенка. Логопедическое воздействие строится на основе онтогенетического принципа, с учетом закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи у детей. Кроме того, логопедическая помощь носит дифференцированный характер в зависимости от ряда факторов: ведущих механизмов и симптомов речевых нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

На всех этапах сопровождения ребенка с речевой патологией, необходима комплексность воздействия всех специалистов дошкольного учреждения: логопеда, дефектолога, психолога и воспитателя.

Полноценная комплексная система профилактической и коррекционной работы — это важная задача воспитательно-образовательного процесса ДОУ, которую очень сложно решить без включения родителей ребенка в этот процесс. Они должны занимать активную позицию и расцениваться, как полноправные партнеры.

Список использованных источников:

  • Бадалян Л.О. Невропатология. — Москва, «Академия», 2000. — 382 с.
  • Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. 3-е издание. – Москва, «Владос», 1999. – 678 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (358) выйдет
18 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год