Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»
Развитие речи у детей
Автор: Соболева Наталья Павловна   
15.07.2018 09:48

Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи»

Дошкольное детство — уникальный период жизни человека, когда осуществляется развитие личности.
Речь одна из важных линий развития ребенка.
Речь — чудесный дар природы — не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Она выполняет в жизни человека самые разнообразные функции — общение, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности.

 

Все функции речи взаимосвязаны между собой: они формируются посредством друг друга. Речь ребенка проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребёнка-обогащение его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально — волевой сферы. Когда дошкольник меняет свой статус и становится школьником, взрослые начинают предъявлять ему более высокие требования.

Прежде всего, это касается уровня речевого развития. Поэтому педагоги и родители должны позаботиться о полноценном развитии речи ребёнка еще в дошкольном возрасте, чтобы в школе он не испытывал дискомфорта, тревожности, неуверенности в себе.

В настоящее время наблюдается резкое увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии, особенно заметен рост недостатков звукопроизношения. В современном мире немаловажными причинами являются постоянно включенные телевизор, компьютер. Ведь все осознают, что в последнее время многие родители стали уделять меньше времени общению со своим ребёнком, часто заменяя себя компьютером или откупаясь от него дорогими, но пустыми в плане развития игрушками.

В настоящее время проблема развития речи ребенка, является одной из актуальных. Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться на более высоком уровне. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте — ведущая деятельность детей, можно считать своей целью способствование активизации речи в разных видах деятельности посредством игры.

Задачи:

  • создать в группе развивающую речевую среду
  • развивать произносительную и связную стороны речи
  • активизировать словарь детей
  • формировать грамматический строй речи
  • развивать мелкую моторику рук.

Первоочередной задачей нужно считать постоянное пополнение и изменение предметной развивающей среды. Рациональное использование пространства группы позволяет создать в ней оптимальные условия для размещения различных игровых зон. Театральный уголок- любимая зона детей. Здесь дети перевоплощаются, фантазируют, входя в образ, ведь от лица героя говорить легче, чем от себя. Основная задача, которая решается в процессе театрализованных представлений — развитие диалогической и монологической речи, обогащение словарного запаса, закрепление правильного произношения звуков.

Лего — город «Юный конструктор» развивает у детей логическое мышление, учит анализировать постройку, способствует развитию связной речи.

Сюжетно-ролевые игры занимают ведущее место. Игра учит детей объединяться, договариваться. Происходит обогащение словарного запаса, развитие диалога и монолога.

Одним из эффективных средств развития, коррекции речи дошкольников является дидактическая игра, поскольку ребёнок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Одну и ту же игру можно использовать и подать детям по- разному, при этом получится разный результат.

Например, игра «Кому? Что нужно для работы?».

Можно раздать детям карточки с изображением профессий и попросить распределить инвентарь. Условие игры выполнено, но деятельности направленной на развитие речи нет…

А можно разделить детей на группы, раздать карточки с изображением профессий. Одному ребёнку дать изображение, другим перемешанные картинки с инвентарём. Дети по одному будут распределять инвентарь, при этом описывая его, и давать объяснение: для чего это предмет предназначен, как он используется и т.д.

Дидактические игры подбираются по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи.

В старшем дошкольном возрасте большое значение имеют игры на развитие фонетического слуха и зрительно-слухового анализа, на развитие мелкой моторики, это очень важно для подготовки пальцев к письму.

Работа с детьми по речевому развитию проводится в совместной деятельности, на прогулке, в режимные моменты, а также игры включены в занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, ФМП.

С переходом к ФГОС ДО перед педагогами стоит важная задача: во время игры нужно не только научить воспринимать программный материал в процессе игры, но и педагогу не управлять детьми, а заинтересовывать их, действовать, используя «принцип рыболова» — подводить детей к определённым выводам, к открытиям, которые ребёнок должен сделать сам.

Какие же открытия может сделать ребёнок в образовательной деятельности, направленной на развитие его речи?

Ребёнок должен усвоить определенные правила и каноны родного языка без формулировок этих правил. А вот здесь и нужна игра, игровая деятельность, которая даёт определённый речевой образец. Дети быстро включаются в речевую игру, сами не понимая, как у них так здорово это получается.

Обилие игровых методов и приёмов, наличие игровой мотивации на занятиях позволяет сделать процесс обучения комфортным для детей.

Особое значение в работе предаётся организации свободного времени дошкольников.

В трудах Н.П. Сакулиной, Т.М. Осокиной, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой отмечается, что продуманная организация свободного времени ребёнка имеет большое значение его всестороннее развитие.

В работе со старшими дошкольниками широко используются литературно- речевые досуги. По форме и организации это различные «путешествия», «приключения», например «путешествия в мир сказок», «в гостях у ребят Поиграйкин».

Интеллектуально- речевые игры.

К ним относятся викторины, конкурсы. По форме организации они напоминают телеигры «Что? Где? Когда?», «КВН», «Умники и умницы», «Поле Чудес».

Главная задача речевых праздников не только дарит радость, но и решает задачи речевого развития дошкольников.

Речевые игры в группе и на прогулке.

«Хорошо-плохо»

Для этой игры желательно нечётное число участников. Первый игрок говорит предложение, начинающееся со слова «хорошо», следующий за ним говорит предложение, начинающееся со слова «плохо».

«А у нас в квартире газ, а у вас?»

Смысл тот же, что и в стихотворении «А что у вас?» С. Михалкова. Игроки по очереди вставляют реплику, прибавляя в конце фразу «А у вас?»

Примеры.

А у нас сегодня лето, а у вас?

А у нас цветёт цветок, а у вас?

А у нас вода идёт, из трубы фонтаном бьет, а у вас?

Участникам задается слово (существительное). Первый участник даёт первое, следующий второе и т.д. Участник, давший пятое определение, задаёт новое слово- задание.

Примеры.

Полотенце — бумажное, махровое, цветное, кухонное, банное.

Крокодил — страшный, зелёный, зубастый и т.д.

«Чтобы — нужно»

В этой игре присутствует логическая цепочка. Последняя часть предложения — задание для следующего игрока.

Примеры.

Чтобы съесть конфету, нужно вымыть руки.

Чтобы вымыть руки, нужно открыть кран.

Чтобы открыть кран, нужно быть сильным.

Чтобы быть сильным, нужно хорошо кушать и т.д.

Хочется подчеркнуть, что игровая деятельность, направленная на развитие речи старших дошкольников даёт возможность вести работу интересно. При этом педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объёмом знаний: иметь чистую (в звуковом отношении), правильную, грамотную, образную речь, знать детскую литературу, уметь правильно, логично и увлекательно для ребёнка поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми.

Шаг за шагом, через игру, мы научим ребёнка размышлять, выражать свои мысли правильными и распространёнными предложениями.

Наиболее эффективных результатов в речевом развитии детей можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов.

А главное целенаправленно стремиться вызвать у родителей интерес к собственному ребёнку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребёнка осуществить формирование речевых умений.

Работу проводить по двум направлениям:

индивидуально (беседы, консультации, поручения родителям) и с коллективом родителей (родительские собрания, информация в уголок для родителей).

Примерные консультации для родителей: «Азбука общения с ребёнком», «Игры, которые помогут подготовить ребёнка к школе».

Памятки для родителей: «Речевое развитие детей», «Артикуляционная гимнастика», «Дидактические игры для развития речи».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 42 (358) выйдет
18 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год