Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возраста
Развитие речи у детей
Автор: Милеева Наталья Михайловна   
21.05.2018 22:48

Использование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возраста

Воспитатель высшей квалификационной категории Милеева Наталья Михайловна

Важнейшей предпосылкой для решений речевых задач в дошкольном

возрасте является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение. Поэтому, прежде всего надо помнить о необходимости создания в группе речевых условий.

Каждый педагог обязан знает, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, мы одновременно способствуем развитию его интеллекта и высших эмоций, готовим почву для успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности. И самое главное, о чём мы должны помнить, что задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована в последствии.

 

Надо помнить в первую очередь о создании гигиенических условий. Иногда приходится наблюдать на занятии, что дети начинают зевать. А происходит это вовсе не потому, что ребёнку скучно, а просто в группе стало душно и ребёнок испытывает кислородное голодание. Поэтому слежу за тем, чтобы была открыта форточка и ребёнок не испытывал дефицит кислорода. Напоминаю, чтобы дета следили за тем, как они говорят. Излишний шум утомляет детей, вызывает усталость, желание уединится.,,

Не надо забывать и о трёх средах, которые помогают в развитии речевых способностей детей:

  1. Естественная речевая среда, в которой ребёнок общается. Он бессознательно перенимает ту речь, которую слышит из уст окружающих. Он принимает даже её дефекты.
  2. Развивающая речевая среда — развивающий потенциал, в котором растёт ребёнок. Этот развивающий потенциал складывается спонтанно.
  3. Искусственная речевая среда — специально организует речевую таким образом, чтобы её развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени.

Раньше искусственная речевая среда обязательно создавалась только при обучении иностранному языку. Однако, опыт обучения детей родному языку, начиная с раннего возраста, подсказал необходимость организации искусственной речевой среды и для развития дара родной речи, ввиду особой важности её для развития, интеллекта. Поэтому так много в группе и других помещениях мы развешиваем экологические буквари, ” коромысла ”, картины, криптограммы сказок. Различные виды театров размешаем на£ стеллажах, книжки-малышки, книжки- гармошки, сделанные вместе с детьми, сказочные поляны и многое другое. Всё это даёт ребёнку возможность быть не только рассказчиком, а и слушателем, а это вызывает у детей большие трудности.

В формировании творческого рассказывания надо воспитывать у ребёнка осознанное отношение к выбору изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа.

Вот здесь важнейшими источниками являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).

Создать комфорт для ребёнка в группе может, только воспитатель. Поэтому каждый педагог должен представить ребёнку свободу самовыражения, что положительно влияет на психику детей. В.А. Сухомлинский говорил: ” Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он -”засушенный цветок ”.

Вот здесь-то и пришлось искать новые методы и приёмы, которые помогли бы ребёнку заговорить. Много стали говорить об инновационных методах в работе.

Что же такое инновация? Это новообразование, новое явление, возникшие в более позднюю эпоху развития.

К таким приемам относятся ТРИЗ и РТВ, которые способствуют кардинальному изменению подходов к ребёнку, который перестаёт быль лишь объектом приложения педагога и становится равноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса. Это позволяет строить работу по формуле — идти от ребёнка. Пусть гением будет ребёнок, лишённый всяческих стереотипов в своём познании мира.

В чём же инновационность ТРИЗ? Это — соединение техники и педагогики. Оказывается изобретательству можно учить так, как учат, скажем физике, химии или математике. Освоить теорию изобретательства можно в любом возрасте, но чем раньше начать обучение, тем лучше будут результаты.

Инженеров проще научить, школьников тоже, а как же в детском саду? Вот инженеры в конце 80 годов пришли в детский сад города Норильска (муж и жена Шустерман) и начали работу с детьми 5 лет. Они стали работать не с изобретательскими, а с игровыми задачами.

Что надо помнить, работая по системе ТРИЗ?

  1. Что на таких занятиях ребёнок не должен быть послушным, т.к. в этом случае он не проявит своей личности. Ему надо дать возможность высказать свои мысли. Надо всегда помнить формулу, что личность должна упражняться в том, чтобы быть личностью.
  2. Лучше заниматься с большим количеством детей, чем с малым или с одним ребёнком, т.к. в большой группе дети. заражаются идеями друг от друга. Представляю возможность большого воздействия друг на друга. Путём интенсивной работы и группа и личность получают результаты: все готовы справляться со сложностями: дети становятся критиками, но и доброжелательными по отношению друг к другу.
  3. Такие занятия призваны освободить и полностью использовать такие источники энергии детей, как творчество, самостоятельность. Всё это побуждает фантазию, способность к наблюдению, оценке действительности и самооценке.
  4. Нет темы, на которую нельзя беседовать. Только подача материала должна построена на живом интересе самого ребёнка.
  5. Давать предмету или явлению точное название ему соответствующее — не упрощать. Пусть истинное понимание термина придёт позже.
  6. Давать ребёнку ошибаться и ” ошибаться ” самим, чтобы вместе искать выход.
  7. Разговаривать с ребёнком, а не только говорить ему.
  8. Быть естественным в своём поведении в любых ситуациях. Пусть постоянным помощником мне будет юмор.
  9. Речь должна быть богатой и эмоциональной.
  10. В воспитательно-образовательной работе должно существовать равновесие между игрой и серьёзной работой. Надо было помнить, что учёба должна быть учёбой, а игра- игрой.
  11. Дети не должны долго быть в одном положении (стоять, сидеть). Они тратят так много усилий, чтобы усидеть на месте, что уже меня не слушают. Давайте им больше двигаться.
  12. Старшие дети всегда должны помогать младшим справиться с проблемами в других видах деятельности.
  13. Пересмотреть подходы в работе с родителями. Надо с каждой мамой и с каждым папой работать индивидуально по конкретной ситуации.
  14. При, всём этом особенно важно всерьёз заниматься самообразованием.

Чего следует ожидать от занятий ТРИЗ?

Это, прежде всего, стремление к свободе. Ведь именно в ней реализуется ребёнок. Ведь наша педагогическая система не запрограммирована на глубокие познания, не готовит людей мыслящих, творческих. Мы штамповали удобных одинаковых солдатиков.

Ведь и мы педагоги, и родители решаем за ребёнка как ему жить, что ему делать, по какой дороге идти. Мы расчищаем для него завалы, вырубаем леса, прокладываем мосты и велим двигаться по уготовленному пути.

Привычка к указаниям приходит быстро и незаметно. Расплата же за несвободу- рабское мышление. Ребёнок утрачивает самое главное — самостоятельность.

А почему, собственно, мы взрослые так спешим уподобить себе своих детей?

Разве мы сами так уж счастливы и довольны? Ведь те знания, которые навязываются, и которые выше его сегодняшних представлений, ребёнок воспринимает как посягательство на свою внутреннюю свободу и реагирует либо скукой, либо неадекватным поведением.

Пережить — осознать — суметь — вот три этапа творческого процесса.

Ведь не пережитое, не прочувственное эмоционально не может быть осознанно, не осознанное же не может быть воплощено.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год