Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогический совет на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Развитие речи у детей
Автор: Новикова Светлана Юрьевна   
28.11.2014 23:53

Педагогический совет на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»Педагогический совет на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность: Анализ усвоения программного материала детьми дошкольного возраста показывает, что  на протяжении последних трёх лет наблюдается снижение такого параметра речевого развития детей, как «развитие словарного запаса». Вместе с тем, у детей старшего дошкольного возраста наблюдается недостаточный уровень развития общей осведомлённости, имеются трудности в выражении своих мыслей. Анализ показывает, что это обусловлено рядом причин:  
    недостаточный уровень кругозора,
    низкий уровень развития памяти, мышления, а без определённого уровня развития речи обучение не просто затруднено, но порой практически невозможно,
    несформированность  речи дошкольников (как правило, это нарушение  звукопроизношения),
    низкий уровень социально – коммуникативной компетентности (бедный словарный запас,  неумение вести диалог, составлять рассказ).

Скачать конспект

По результатам тематического контроля, ежегодно проводимого в прогимназии, можно сделать вывод о том, что проблемы, связанные с развитием речи детей, наряду с объективными факторами, такими как ухудшение здоровья детей, на фоне неблагоприятной экологической ситуации, недостаточность интеллектуальных и эмоциональных впечатлений в семейном воспитании, связаны с недостаточным уровнем профессиональной подготовки педагогов в данной области, а так же с недостаточным соответствием современным требованиям методического обеспечения образовательной деятельности учреждения в области развития речи детей дошкольного возраста.   
Цель:
•    совершенствование методического обеспечения образовательной деятельности учреждения в области развития речи детей дошкольного возраста, повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов в данной области.
Задачи:
•    разработка методического и дидактического инструментария к разделу речевого развития воспитанников;
•    обогащение предметно-развивающей среды играми, способствующими развитию речи детей,
•    повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов.

 

План подготовки к педагогическому совету:
1.    Анкетирование родителей «Развитие словаря дошкольника»
2.    Просмотр непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Коммуникация» в старших и подготовительных группах.
3.    Просмотр организации предметно-развивающей среды по речевому развитию  с учетом новых технологий.
4.    Организация конкурса – выставки «Дидактические игры, развивающие речь дошкольника».
5.    Разработка буклета «Как развивать речь дошкольника».

Повестка дня:
1.  Выполнение решений предыдущего педсовета.
Заместитель директора по УВР
2. Вступительное слово
Директор МБУ прогимназии
3. «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни».
Старший воспитатель
4. «Составление речевого портрета воспитанника прогимназии на этапе перехода   от дошкольной ступени к школьной».
Заместитель директора по МР
5. «Приемы речевой активизации и обучения рассказыванию».
Воспитатель старшей группы
6. Деловая игра «Речевичок».
Педагог - психолог
7.Подведение итогов Педагогического совета.  Решение педсовета. Рефлексия (картинка «Чемодан», «Мусорная корзина»).

 
Ход педсовета:

1. Выполнение решений предыдущего педсовета
     2.Вступительное слово директора МБУ прогимназии № 208 «Веста»
Оглашение повестки дня.

3. Выступление старшего воспитателя «Речевая активность детей на занятиях и в повседневной жизни»
Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем. Мы начинаем приобщать детей к книге: читая им сказки, стихотворения, рассказы. Но, чтобы речь детей стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения недостаточно. Ребенок дошкольного возраста обладает удивительными способностями в овладении речевыми навыками и умениями.
Работа по развитию речи включает в себя:
    Работу над звуковой культурой речи;
    Формирование грамматических навыков;
    Расширение словарного запаса слов;
    Развитие речевого творчества;
    Развитие связной речи.
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения.
Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется. Связная речь – построение связных высказываний разных типов – рассуждения, повествования; умение структурно выстраивать текст, развивать сюжет по серии картин, соединять части высказывания разными способами связей грамматически правильно и точно. Развитие связной речи: решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания.
Овладение монологической речью имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школе и, как отмечают многие учёные и педагоги, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Речь развивается в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и дает дошкольнику прекрасные образы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию:
• в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова,
• в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи;
• народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача - каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

4. Выступление заместителя директора по МР «Составление речевого портрета воспитанника прогимназии на этапе перехода   от дошкольной ступени к школьной».
Речевой портрет воспитанника Прогимназии № 208 на этапе перехода на школьную ступень
•    фонетически и грамматически правильно владеет родным языком и основными формами речи (диалог, монолог);
•    четко произносит все звуки родного языка;
•    может выделить звук в начале, середине и в конце слова;
•    обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него;
•    правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения;
•    может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картине;
•    в речи нет незаконченных предложений, несвязанных между собой;
•    передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова);
•    осознает смысл произносимых слов, предложений;
•    умеет задавать вопросы и давать полный ответ на простые вопросы;
•    умеет оценивать речевое поведение - свое и другого, употреблять в речи отдельные формы речевого этикета.
5. Выступление воспитателя старшей группы  «Приемы речевой активности и обучения рассказыванию».
Приемы речевой активизации детей на занятиях и в повседневной жизни:
•    звуковой, слоговой аукцион;
•    словесные соревнования по рядам, командам, между девочками и мальчиками и пр.;
•    поощрение правильного ответа атрибутом (фишкой, игрушкой и т.п.), перемещением на    другой участок комнаты;
•    просьбы дополнить ответ товарища, сказать по-другому;
•    речевые и логопедические  пятиминутки в режиме дня;
•    речевые традиции группы;  
•    вопросы, подразумевающие разнообразные варианты ответа;
•    проблемные, поисковые вопросы;
•    речевые игры типа «Снежный ком», «Эстафетная палочка».
Приемы обучения рассказыванию:
•    образец рассказа;
•    частичный образец рассказа;
•    дублер образца;
•    разбор образца рассказа;
•    план рассказа;
•    воспроизведение плана  рассказа детьми;
•    коллективный разбор плана;
•    коллективное составление рассказа;
•    составление рассказа по частям;
•    окончание детьми рассказа, начатого воспитателем;
•    подсказ вариантов;
•    вопросы, указания, пояснение;
•    оценка.
6. Деловая игра «Речевичок»
Педагоги  разбиваются на 3 группы.
Конкурс №1«Расположи задачи в порядке возрастания» В каждой возрастной группе решаются свои задачи по речевому развитию, которые указаны в программе. Педагоги после обсуждения должны соотнести предложенные им задачи с возрастными группами и доказать правильность своего решения.
Конкурс №2«Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой» Каждой группе нужно выбрать свой метод ознакомления детей с литературой и подобрать к нему приемы. После этого команды рассказывают, как выбранные ими приемы можно использовать в работе с детьми.
Конкурс №3«Оформи книжный уголок»
Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков (команды по очереди отвечают):
    рациональное размещение в группе
    соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы
    соответствие интересам детей
    постоянная сменяемость
    эстетическое оформление
    востребованность.

 7 Проект решения педагогического совета:

•    Разработать методический и дидактический инструментарий к разделу речевого развития воспитанников (Раздел «Словарь»).
Ответственные: старший воспитатель.
Срок исполнения:
•    В группах старшего дошкольного возраста создать копилки играм, способствующих развитию речи детей.
Ответственные:  воспитатели старших и подготовительных к школе групп.
Срок исполнения:
•    Разработать методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр по развитию речи детей дошкольного возраста (В разделе «Словарь»).
Ответственные: руководитель методического объединения воспитателей детского сада.
Срок исполнения:

Подведение итогов Педагогического совета.  Рефлексия (картинка «Чемодан», «Мусорная корзина»).

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год