Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Обучение воспитанников творческому рассказыванию с опорой на картинки и без них»
Развитие речи у детей
Автор: Фатима Кудряшова   
06.10.2014 20:34

«Обучение воспитанников творческому рассказыванию с опорой на картинки и без них»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №18 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей»
«Обучение воспитанников творческому рассказыванию с опорой на картинки и без них».
Составила воспитатель: Кудряшова Ф. И. г. Нефтеюганск 2014г.
Работая  над обучением  детей творческому рассказыванию я поставила перед собой такие задачи:
*формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец);
*развитие умения раскрыть тему и основную мысль высказывания;
*озаглавить рассказ;
*обучение построению высказываний разных типов: описаний, повествований, рассуждений;
*составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности;
*использование соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста. 
Для решения этих задач я использую следующие варианты работ: придумывание рассказа или сказки  по плану воспитателя, например, на занятии дети придумывали сказку «Как ежик выручил зайца». Я сначала детям дали план, намечающий последовательность рассказывания, в свободной форме:
(сначала опишите главных героев, затем, что могло случиться с зайцем, и как ежик выручил своего друга т.е. чем закончилась история). Детям, испытывающим трудности задавались вопросы.
К своей работе я подключили и родителей, они вместе с детьми изготовили книжки-малышки. В итоге мы устроили выставку, где дети презентовали свои работы.
В дальнейшем планирую включить  в работу придумывание рассказов и сказок на тему, предложенную воспитателем без плана, т.к. наши дети пока испытывают трудности в этом.
А также использую такой вариант, как придумывание продолжения и завершения рассказа, я сообщаю детям начало, завязку истории или рассказа, а главные события и приключения придумывают дети.
Также начали вести работу на придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. Для того чтобы заинтересовать, привлечь  детей я изготовила волшебный колпак: если раньше не все дети проявляли желание к творческому рассказыванию, то сейчас значительная часть детей проявляют инициативу выйти и рассказать свою сказку или рассказ.
Формы организации работы я использую разные: дети придумывают рассказы индивидуально, в паре, по двое-трое детей, сразу несколько человек. Это позволяет ребятам активно общаться друг с другом, обсуждать предложенные варианты, договариваться о последовательности действий и развитие сюжета.
В рассказывании по картинкам я начала формировать у детей умение составлять текст коллективно (командами). При этом каждый раз изменяю варианты показа картин: сначала детям показываю только одну картинку, остальные закрыты. Затем, когда первая группа детей составила рассказ, открываю следующую картину и составляет рассказ другая группа детей. И, наконец, открываю все картины, и дети составляют коллективный рассказ по всем картинам. В дальнейшем планирую менять варианты показа картин, например, открывать последнюю картину (дети увидят, чем заканчивается сюжет), а затем открывать все остальные.
Также использую такой прием: предлагаю детям нарисовать недостающие структурные части к предложенной картине, например, они рисуют начало или конец предложенного сюжета. А также, предлагаю нарисовать на нескольких маленьких листочках весь задуманный сюжет, а после этого прошу последовательно рассказать нам свое высказывание. Такие упражнения помогают ребенку выстраивать сюжет, связывать между собой части текста.
При обучении  рассказыванию я изготовила схемы в виде поезда с тремя вагончиками разного цвета, начало – первый вагончик – зеленого цвета; середина – второй вагончик – красного цвета; конец – третий вагончик – синего цвета. С помощью этих схем дети договариваются, кто будет рассказывать начало, середину, или конец.
Также,  в своей работе я использую такие игры и упражнения  как «Кто скажет по-другому».  Цель этой игры: расширять и активизировать образную лексику детей, формировать умение подбирать слова и выражения, наиболее подходящие по смыслу;
словесная игра «Выбери концовку рассказа», где  формирую умение детей находить наиболее подходящую концовку для рассказов;
игра «Играем со сказкой», цель: развивать речетворческие способности детей, умение придумывать несколько вариантов окончания сказки;
игра «Рисуем картину словами». Цель: развивать воображение, умение использовать в описании подобранные по смыслу слова и образные выражения,  игра «Ждем гостей», «Составь предложения» и ряд других игр.
К своей работе привлекаю  и родителей: вместе с детьми они изготавливают книжки-малышки, рисуют рисунки для составления творческих рассказов. Для них я в этом году выпустила постоянную страничку в газете «Наши дети рассказывают…» в которой, они могут прочитать рассказ своего ребенка на различные темы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (158) выйдет
27 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год