Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Семинар – практикум для родителей «Как предупредить нарушение осанки и плоскостопия?»
Здоровье
Автор: Гончарик Татьяна Анатольевна   
24.10.2021 20:14

Семинар – практикум для родителей «Как предупредить нарушение осанки и плоскостопия?»Семинар – практикум для родителей «Как предупредить нарушение осанки и плоскостопия?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Нягань «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №8 «Росинка» (МАДОУ МО г. Нягань «Д/с №8 «Росинка»)

Подготовила и провела: инструктор по физкультуре Гончарик Т.А. Нягань 2020

Цель: Формирование у родителей практических умений и представлений о способах и физических упражнениях для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями «нарушение осанки» и «плоскостопие», показать отличительные особенности плоскостопия и плоско-вальгусных стоп.
  2. Познакомить родителей с упражнениями корригирующей гимнастики для контроля за правильным выполнением упражнений детьми дома.
  3. Познакомить с пособиями для профилактики плоскостопия.
  4. Дать родителям рекомендации правильного выбора обуви для детей.
  5. Привлечь родителей к участию в мастер-классе «Йога в игре».

I часть:

 

Инструктор по физкультуре (ИФК): Тема нашей встречи «Как предупредить нарушение осанки и плоскостопия?».

Специалисты ЛФК в детской поликлинике работают с уже существующими отклонениями в осанке и деформации стопы у детей. Но чтобы количество отклонений не увеличивалось, педагоги в детском саду работают над профилактикой этой проблемы на занятиях по физкультуре, во время утренней гимнастики, пробуждающей гимнастики, в свободное от занятий время. Мы с детьми выполняем упражнения, играем в игры, которые способствуют укреплению разных групп мышц. Для здоровья наших детей мы хотели бы, дорогие родители, чтобы наша работа продолжалась и дома.

Сегодня мы расскажем, что такое нарушение осанки и плоскостопие и покажем с детьми вам упражнения, которые способствуют укреплению стопы. А с вами проведем практическое занятие по профилактике нарушения осанки.

Вопросы родителям:

  1. Вы знаете, что такое плоскостопие и нарушение осанки?
  2. Что нужно делать для того, чтобы избежать таких недугов?
  3. Знаете и выполняете ли вы дома упражнения и игры для того, чтобы у детей не было плоскостопия и нарушения осанки?

Ответы родителей.

II часть:

ИФК: Приглашенный нами специалист детской поликлиники, познакомит вас с такими понятиями как «нарушение осанки» и «плоскостопие», расскажет в чем отличие плоскостопия и плоско-вальгусных стоп.

Выступление врача-ортопеда детской поликлиники.

III часть:

Игровое занятие с детьми с показом упражнений по профилактике плоскостопия (Приложение №1)

ИФК: Кроме физических упражнений в лечении плоскостопия широко применяется массаж как классический, так и рефлекторных зон стопы.

Хочу познакомить вас с пособиями для профилактики плоскостопия

Для восприятия родителями информации используется Презентация.

  1. Массажеры различной конфигурации с массажными роликами.
  2. Коврики массажные
  3. Корригирующие дорожки
  4. Ребристые дорожки
  5. Сухой бассейн
  6. Мешочки с камешками
  7. Мешочки с песком
  8. Массажные мячики
  9. Шнуры, косички
  10. Гимнастические палки

Детям с плоскостопием Противопоказано!

 Много стоять или ходить

 Ходить на внутренней стороне стопы

 Соскоки, прыжки, бег, особенно по асфальту

 Интенсивно заниматься спортом или физическими играми, которые оказывают сильные нагрузки на свод стопы:

футбол

танцы

балет

бег на коньках

поднятие гирь

ходьба на степах

фигурное катание

плавание кролем.

Какой спорт полезен при уплощенном своде?

Специалисты считают полезным при плоскостопии:

 конный спорт

 восточные единоборства

 плавание свободным стилем

 умеренную ходьбу на лыжах при умеренных нагрузках на нижние конечности

Впрочем, не столько опасен сам спорт, сколько чрезмерные физические нагрузки на нижние конечности при ежедневных тренировках.

Рекомендации родителям правильного выбора обуви для дошкольников. Презентация.

ИФК: Выбор обуви для ребенка – очень важное и ответственное мероприятие.

Выбирая детскую обувь, ориентируясь только на свой вкус и размер ноги ребенка, вы очень рискуете его здоровьем, ведь по мнению специалистов, главной причиной плоскостопия является именно неправильно подобранная обувь.

Как ни странно, дети не чувствуют боли, если ходят в тесной обуви. Связано это с тем, что в их стопах находится достаточное количество жировой ткани, которая притупляет боль. А ведь для растущей ножки имеет огромное значение правильный подбор обуви.

Самая подходящая обувь у малышей до трех лет – невысокие ботиночки со шнуровкой на небольшом (примерно 0,5 см) каблучке. В них стопа получает поддержку со всех сторон, правильно формируются ее своды, вырабатывается хорошая походка. Такая походка оберегает от вывихов и растяжений. Обратите внимание: обувь для детей ясельного возраста обязательно должна быть на подкладке.

Чтобы ботиночки были легкими и «дышали», их делают из тонкой натуральной кожи с перфорацией или из ткани, а также из комбинированных и смесовых материалов. После 4 лет можно носить босоножки с вырезом сзади, но, чтобы ремешок был обязательно не уже 2 см.

Для домашней обуви в силе те же требования: закрытая плотная пятка, гибкая подошва, небольшой (0, 5-1 см) каблучок, легкие воздухопроницаемые материалы – ведь в ней ребенок ходит каждый день по несколько часов. А вот мягкие шлепанцы или тапочки в виде забавных зверюшек – плохой подарок малышу. Они не «держат» ножку и не только не помогают, а иногда мешают ей правильно формироваться. Никогда не покупайте и тяжелых башмачков, в них трудно бегать, устают ноги, портится походка и форма стопы.

Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы.

Подошва должна быть гибкой, не должна быть высокой и не слишком мягкой. У внутреннего края подошвы должен быть бугорок – супинатор, который помогает формировать правильный свод стопы, предупреждая развитие плоскостопия. При косолапии (носки при ходьбе направлены внутрь) супинатор противопоказан, быть его не должно.

Не допустима не только покупка товаров секонд-хенд, но и использование в одной семье детской обуви, доставшейся по наследству от старших братьев и сестёр.

Это связано с тем, что даже при отличных внешних качествах, у ношеной обуви всегда происходит индивидуальная деформация, и функции по удержанию стопы в правильном положении обувь на должном уровне не выполняет.

Выбирая обувь:

Попробуйте согнуть подошву. Получилось – прекрасно! Ведь жесткая, негнущаяся подошва способствует развитию плоскостопия, нога в такой обуви «едет» вперед, пальчики упираются в носок, деформируются, сбиваются. Ходить в ней неудобно и вредно;

Традиционный подошвенный материал – натуральная кожа, легкая, гигиеничная. Надо лишь помнить: промокнув, она становится жесткой, теряет гибкость. Сандалии на кожаной подошве годятся только для сухой погоды, а на полу они скользят (учтите это обстоятельство, выбирая туфельки для яслей и детского сада);

Обратите внимание на застежку. Очень удобны «липучки» — быстро застегиваются и расстегиваются, с ними без труда справятся даже крохи. Проверьте, чтобы застежка была достаточно большой и надежно держалась. Если приглянутся сандалии с пряжками, рассмотрите, как они сделаны, не поцарапают ли ноги;

Проведите рукой внутри башмачка: нет ли грубых швов, торчащих жестких ниток, смятой подкладки – всего, что может натереть или поранить нежную детскую кожу;

Дошкольникам абсолютно не годятся туфельки с изящным узким носком. Пальчики стопы в этом возрасте расположены веерообразно. Чтобы их не стискивать, не деформировать, «носы» обуви должны быть широкие, округлые, лучше закрытые или из плотно переплетенных широких ремешков, защищающих пальцы, особенно мизинчик.

Самые лучшие способы для определения размера детской закрытой обуви:

Достать стельку и поставить ножку ребенка на нее, проконтролировав положение пятки. Так вы сможете понять, не поджал ли малыш пальчики, в отличие от других способов.

Если стелька не достается, поставить ножку на лист картона или плотной бумаги и обвести ее карандашом. Важно держать карандаш вертикально, чтобы не увеличить и не уменьшить этот «след». Затем вырезать след и вложить его в ботинок или туфлю, совместить носок в обуви (прощупав пальцами) и оценить расстояние между следом и пяткой обуви.

Когда малыш стоит, попробуйте нащупать на носке обуви край большого пальца.

Ошибки в подборе размера детской обуви:

  1. Оценивание «запаса», засовывая палец между задником и пяткой малыша – ребенок при давлении на пятку может подогнуть пальчики.
  2. Примерка обуви на сидящего или лежащего ребенка – под весом тела стопа удлиняется на 3-6 мм.
  3. Измерение стопы сидящего или лежащего ребенка сантиметровой лентой или линейкой.

Экспресс-оценка детской обуви

Взяв в руки понравившуюся пару с полки, посмотрите на нее и если:

  • Цена Вас устраивает,
  • Фирме-производителю Вы доверяете,
  • Внутри и снаружи натуральная кожа или текстиль,
  • Подошву согнули – гнется, где нужно,
  • Носок шире пятки,
  • Задник сжали – жесткий,
  • Супинатор есть,
  • После этого можно применять по полноте, подъему и размеру:
  • Запас 0,5-1 см, ножка входит в обувь без лишних усилий, пузырей, хорошо зафиксирована или нет.

Большое значение для предупреждения деформации стопы имеют закаливающие процедуры, в том числе использование гидромассажных ванночек, а также использование тренажеров для стоп.

IY часть:

Практический мастер-классе с родителями «Йога в игре». Выполнение по показу инструктора по физкультуре упражнений из китайских оздоровительных методик, которые способствуют развитию гибкости суставов, укреплению определенных мышц шеи, рук, живота, спины, улучшают кровообращение развивают координацию и осанку. (Приложение№2)

ИФК: Проводить профилактику нарушения осанки можно и при помощи тренажеров, как простейших, так и сложного устройства. Простейшие тренажеры: диск «здоровья», гимнастический ролик, различные эспандеры и массажеры. Тренажеры сложного устройства: велотренажер, гребной, жим ногами, тяга нижняя и верхняя, скамья наклонная, брусья опорные.

Противопоказания для использования тренажеров:

- хронические и острые заболевания почек, органов дыхания

- большинство пороков сердца, значительная близорукость с изменением глазного дна.

Гимнастика, подвижные игры на свежем воздухе, лечебная физкультура, массаж, отказ от односторонних нагрузок, а в случае необходимости и специальные упражнения для укрепления мускулатуры спины и стопы – с помощью этих средств можно ликвидировать уже имеющиеся дефекты осанки и плоскостопие, предотвратив тем самым непоправимый ущерб организму в будущем.

На этом наша встреча закончена. Берегите себя и своих детей. Будьте здоровы!

Приложение№1

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Показ детей 5-7 лет.

По музыку дети выполняют:

1. Ходьбу:

- в колонне по одному на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.

- с перекатом с пятки на носок.

- «Гусиным» шагом (пружинящим)

- Боковая прогулка – подняться на носки, пятки опустить вправо, перекатиться на пятки, поднять носки, опустить их вправо. Идти в одну сторону, затем в другую. Туловище держать прямо.

- приставным шагом по гимнастической палке.

- по ребристой дорожке.

- по рейкам лестницы.

2. Бег, высоко поднимая колени, носки тянуть вниз.

3. Дыхательное упражнение «Насос»

4. Упражнения, сидя на стуле:

  • перекаты с пятки на носок и обратно, одновременно и попеременно

- имитационные подгребания песка пальцами, пятки стоят на полу. Движения выполняют все пять пальцев. Темп средний.

  • стопы «склеены» вместе внутренним сводом, поднимать и опускать пятки. Темп средний

- «Малая гусеница» — сгибая пальцы, плавно подтягивать пятку, передний и задний отделы стопы от пола не отрывать. Выполнять движение вперед и назад.

- «Большая гусеница» — максимально согнуть стопы, носки на себя, перекатиться на носки и подтянуть пятки. Темп медленный.

5. Упражнения с массажным мячом:

  • надавливание на массажный мяч правой и левой ногой
  • надавливание на мяч стопой, прокатывание вперед, назад

- круговое движение стопой.

Выполнять поочередно правой и левой ногой. Темп медленный.

- зажать мяч между стопами, поднять ноги как можно выше.

6. Упражнения, лежа на полу:

- «Строим мост» – согнуть правую ногу и пальцы стопы, поставить на пол с опорой на пятку и пальцы. Средний отдел стопы не касается пола. Тоже левой ногой.

- «Ловись рыбка» — руки вдоль туловища, правый носок на себя, согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и.п., тоже левой (велосипед в обратную сторону).

- «Маятник часов» — стопы касаются стоп партнера, одновременно повороты стоп вправо-влево. Стопы держать стопы вертикально.

- «Чей шарик больше?» — лежа на правом боку, правая нога согнута, левая прямая. Не отрывая пятки от пола рисовать круг в одну, затем в другую сторону только передним отделом стопы.

- «Я на солнышке лежу» — лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки под подбородком, попеременно сгибать и разгибать стопы.

7. Игры, закрепляющие коррекционное воздействие:

- «Ловкие ноги» — Дети сидят на полу, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. Справа у палки носовой платок. Необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки и не уронив платка. Правая нога возвращается в и.п. То же левой ногой. Выигрывает тот, кто не задел платком палки и не уронил платок.

Ребенок говорит слова при выполнении упражнения:

Я платок возьму ногой,

поднесу его к другой,

И несу, несу, не сплю.

Палку я не зацеплю.

- «Кто быстрей?» — из обруча в обруч перенести маленькие предметы (киндеры) пальцами ног по одному.

8. Расслабляющие упражнения:

  • ходьба с правильной установкой стоп
  • ходьба на носках, на пятках

- стоя, встряхнуть правую (левую) ногу.

Приложение №2

Мастер-класс с родителями «Йога в игре»

Инструктор: Наблюдающаяся у детей неправильная осанка чаще всего является результатом слабости мышц плечевого пояса, спины и живота.

Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения.

Упражнения в основных движениях с точки зрения формирования правильной осанки: во время ходьбы дети не должны опускать голову, необходимо двигаться с развернутыми плечами; для выработки ощущения правильной осанки можно положить мешочек с наполнителем на голову ребенка, придав голове правильное положение.

Целесообразно применять специальные упражнения корригирующего характера. Многие упражнения позаимствованы из китайских оздоровительных методик, в частности из системы Хатха-йоги. Эти упражнения вы можете применять в утренней гимнастике вместе с детьми, в свободное время, выполнять их нужно на ковре. Ряд упражнений требует физического напряжения в течение определенного времени, что может вызвать у детей ощущение рутинности физических тренировок. Поэтому все упражнения имеют названия, символизирующие на время его исполнения подражания каким – либо действиям различных персонажей и предметов. Это позволяет детям лучше запомнить и качественнее выполнять упражнения.

Эти упражнения способствуют развитию гибкости суставов, укреплению определенных мышц шеи, рук, живота, спины, улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки.

Выполнение родителями упражнений по показу инструктора.

Разминка:

Ходьба в колонне

Ходьба на носках, руки за головой

Ходьба на пятках, руки на поясе

Ходьба, высоко поднимая колени

Прыжки поочередно на одной ноге, на двух.

Бег в колонне.

  1. «Цапля» — Стоя на правой ноге, согните левую ногу в колене, руки чуть в стороны, и постойте так немножко. Тоже, на левой ноге. Для мышц ног; координации.
  2. «Поза дерева» — стоя прямо, пятки и носки соединены вместе, руки опущены. Поднять правую ногу, прижав ее подошвой к внутренней поверхности левого бедра. С вдохом поднять руки вверх, соединив ладони. Дыхание глубокое. Удерживать равновесие на левой ноге. Представив себя в образе дерева: ноги как корни, глубоко уходящие в землю, руки и ладони как ветки и листья дерева. Тоже на правой ноге.
  3. «Стойкий оловянный солдатик»

Плывет по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик.

Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно отважному солдатику. Хотите стать таким же стойким и сильным, как оловянный солдатик? Для этого встаньте на колени, руки плотно прижмите к туловищу. Дует сильный ветер. Наклонитесь назад, как можно ниже, держите спину прямо, а потом выпрямитесь. Повторите 3 раза. А теперь можно сесть на пятки и отдохнуть.

4. «Поза ролик» — На лесной полянке играли медвежата, смешно покачиваясь на спине. Давайте попробуем, и мы так же покачаться! Лягте на спину, ноги вместе. Сгибая ноги, прижмите колени к груди и обхватите колени руками. Покачайтесь на спине вперед и назад. Когда устанете — отдохните. Повторить 3 раза. Для мышц спины, живота, ног.

5. «Поза кошки» — Стоя на четвереньках, ладонями упереться в пол возле груди, опустить голову между рук и выгнуть спину вверх, вдохнуть через рот. Колени и носки прижаты к полу. Вдохнув, прогнуть позвоночник как можно глубже, поднять голову и посмотреть вверх.

6. «Половинная поза саранчи» — Лежа на животе, руки вытянуть вдоль тела, ладони на полу. Поднять правую ногу, стараясь не сгибать в колене, затем опустить. Поднять левую ногу, опустить. По мере укрепления мышц ягодиц и спины поднять обе ноги вместе, опираясь на пол двумя руками.

7. «Поза кобры» — лежа на животе, руки поставить около плеч ладонями на пол, очень медленно поднять голову и, отрывая грудную клетку от пола, прогнуться, смотря вверх (как кобра), задерживаясь в конечном положении, можно пошипеть. Медленно вернуться в и.п.

8. «Поза лука» — лежа на животе, согнуть ноги в коленях, захватить пальцами лодыжки, оторвать бедра от пола, стараясь прогнуться в спине.

В этом положении задержаться несколько секунд, покачиваясь вперед и назад.

9. «Лодочка» — Предлагаю отправиться в морское путешествие. Но сначала построим «лодочки». Ляжем на живот, руки и ноги немного разведем в стороны. Поднимите голову, руки и ноги вверх. Вот вы все — разные лодочки. Покачайтесь на волнах. Для мышц живота, спины, ног, рук; гибкости.

10. «Морская звезда» — Лежа на животе, поднимите руки и ноги в стороны. Вы — морская звезда! Покачайтесь на волнах. Для мышц рук, ног, спины; гибкости.

11. «Велосипед» — Лежа на спине. Крутим педали велосипеда со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). Улучшает кровообращение в ногах, улучшает работу кишечника

12. «Маленький мостик» — Шли ежата по лесу. Перед ними — ручей. Как им перебраться через него? Давайте поможем им: построим мостики через ручей. Лягте на спину. Не отрывая плеч и ступней ног от пола, приподнимите туловище. Ладонями рук, согнутых в локтях, поддерживайте спину. Держите, держите спинку, пока ежата не перебегут на другой берег. Вот ежата и перебрались, а мы отдохнем. Повторить 3 р

13. «Экскаватор» — Давайте попробуем превратиться «в экскаватор». Лягте на спину, руки вдоль туловища, ладони на полу, ноги согнуты в коленях. Экскаватор к работе готов! Начинаем поднимать ноги за голову, постепенно выпрямляя их. Удерживаем позу, пока из «ковша» земля высыпается в кузов машины. И так несколько раз.

14. «Самолет» — Сидя, ноги вместе, руки на полу. Поднимите ноги вверх, руки разведите в стороны «полетели самолеты». Удерживать позу 5-10сек., затем отдохнуть. Повторить 3 раза.

15. «Покачай малышку» — Сидя, поднимите к груди стопу ноги, обнимите ее руками. Укачивайте «малышку», касаясь лбом колена и стопы ноги. Развивает гибкость суставов ног, дает чувство радости от гармонического движения ног.

16. «Ловкий чертенок» — В маленькой шкатулке сидит чертенок, скрестив ноги. Стоит приоткрыть крышку, как он ловко встает во весь рост без помощи рук, быстро поднимая их вверх. Давайте попытаемся встать так же, как он. Сядьте на пол, скрестив ноги. А теперь встаньте без помощи рук несколько раз.

17. «Поза священной коровы» — Хотите быть стройными и иметь красивую осанку. Тогда встаньте прямо и, заведя руки за спину, соедините ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника. Локти приподнять, спину выпрямить, плечи отвести назад. Медленно опустите руки вниз, встряхните кистями рук и спокойно вздохните.

18. «Поза ребенка» — И.п. — сесть на пятки, колени вместе, спина прямая. Спокойно на выдохе наклониться вперед и лбом коснуться пола. Руки расположить вдоль тела, ладонями вверх. Расслабить плечевой пояс. Находиться в позе 5—10 с. Дыхание спокойное, произвольное. Поза улучшает кровообращение, снимает головную боль, переутомление.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год