Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста
Здоровье
Автор: Соколова Светлана Вячеславовна, Морева Маргарита Васильевна   
22.10.2021 23:55

Роль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возрастаРоль здоровьесберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В. А. Сухомлинский

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

Перед дошкольными работниками стоит сложная и ответственная задача воспитания здорового ребенка. Основой этой работы является правильная организация и методика физического и гигиенического воспитания.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.

 

Гигиеническое воспитание не может проводиться от случая к случаю, так как это непрерывный и планомерный процесс.

С раннего детства надо прививать детям гигиенические умения и навыки (мытье рук, умывание, чистка зубов и т. д.), тогда к 6 годам они перейдут в привычку. Это возможно потому, что дети дошкольного возраста наблюдательны, любознательны и очень любят подражать.

Обязательным условием выработки гигиенических навыков и превращения их в привычку является систематическое повторение всех гигиенических правил. Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, игре, учебе, во время физкультурных и трудовых занятий. Поэтому необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными в дошкольных учреждениях и в семье.

Воспитывать привычку к чистоте и аккуратности нужно педагогически тонко, ненавязчиво, избегая поучительного тона и назиданий, используя игровые формы как основные средства воспитания. При этом важно учитывать возрастные, физиологические особенности ребёнка и степень его самостоятельности.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; воспитание культурно-гигиенических навыков.

Технологии будут относиться к здоровьесберегающим, если:

  • учитывается возраст ребенка, особенности его здоровья
  • индивидуально-психо-физиологические особенности ребенка (тип высшей нервной деятельности, особенности работы центральной нервной системы)
  • учитывается особенности личности ребенка (интересы, притязания, способности)
  • есть возможность выбирать оптимальный темп обучения, с учетом работоспособности, настроения ребенка
  • занятия составлены с оптимальной насыщенностью и хорошим эмоциональным фоном.

В работе дошкольного учреждения активно внедряются такие здоровьесберегающие технологии как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая, дыхательная и артикуляционная гимнастика, дорожки здоровья, гимнастика для глаз, фитбол, ритмика, стретчинг, динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры и т. д.;
  • коррекционные технологии: арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, психогимнастика, и т. д.

Главным критерием результативности здоровьесберегающих технологий считается их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Мы работаем в коррекционной группе. Последнее время активно используем в своей работе «Дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой». Сегодня хотим поделиться с вами своим опытом.

В нашу группу приходят дети часто болеющие, с низким уровнем физического развития. Родители не имеют достаточный уровень знаний о методике формирования привычки здорового образа жизни.

В связи с этим, в нашей группе проходит проект «Расти здоровым – малыш".

Проект представляет собой комплекс мероприятий, которые включают обширный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Преимуществом проекта является формирование представлений о здоровом образе жизни на уровне знаний, умений и стойких привычек.

Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (речевого, спортивного и т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.

В своей работе мы используем:

методы:

  • Наглядная пропаганда – сочетание различных видов наглядности, оформление тематических выставок, стендов.
  • Консультирование родителей специалистами ДОУ (инструктор по ФИЗО, медицинские работники).
  • Организация досугов, посвященных здоровому образу жизни.

формы работы:

1. Сотрудничество с семьёй:

  • анкетирование
  • консультирование
  • беседы
  • показ
  • объяснение
  • индивидуальные беседы
  • фотовыставки
  • конкурс рисунков
  • развлечения, досуги
  • папка передвижка «Чтобы быть здоровым»

2. Взаимодействие с сотрудниками ДОУ:

Разработка комплексов гимнастики, включая упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки совместно с инструктором ФИЗО.

3. Работа с детьми:

  • беседы
  • консультации
  • рекомендации
  • показ
  • дыхательные упражнения
  • дни здоровья
  • дидактические игры
  • непосредственно — образовательная деятельность
  • самостоятельная деятельность детей
  • совместная с взрослым деятельность

В результате проектной деятельности у детей формируется навык «активного просыпания» (дети легче просыпаются, активнее включаются в деятельность после дневного сна).

У детей повышается интерес к физическим упражнениям, управлению собственным телом.

Проект способствует сближению с семьями воспитанников: родители принимают активное участие в проводимой работе.

Все проводимые мероприятия положительно влияют на общее здоровье детей:

анализ заболеваемости детей позволяет отметить тенденции к её снижению.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

  • Морева Маргарита Васильевна
  • Соколова Светлана Вячеславовна

воспитатели коррекционной группы ГБДОУ детский сад № 56 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год