Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«ГРАЖДАНЯТА ИЗ ДЕТСКОГО САДА»
Правовая информация
Автор: Тумашева Мария Петровна   
30.10.2020 20:46

«ГРАЖДАНЯТА ИЗ ДЕТСКОГО САДА»«ГРАЖДАНЯТА ИЗ ДЕТСКОГО САДА»

/Из цикла «Моё самообразование» — воспитатель ВК Тумашева М.П. МБДОУ детский сад №77 город Иркутск/

Основы гражданской идентичности закладываются в условиях дошкольного детства, так как дошкольное детство благоприятно для накопления социально-нравственного опыта по мнению Р.С. Буре, А.В. Запорожца, Н. Н. Подъякова.

Патриотическое воспитание в ДОУ – это процесс освоения отечественной и региональной культуры. Для этого необходимо определить объём представлений детей о ближайшем окружении, отношение и интерес детей к природе, истории и культуре Отчизны и малой родины / согласно возрасту/. Воспитание гражданской идентичности способствует формированию чувства любви к Родине, гордости за свою малую родину, чувство сопричастности к родному краю, уважение к его прошлому, настоящему и будущему; чувства собственного достоинства «Я – россиянин». В старшем дошкольном возрасте происходит формирование системы представлений о себе, то есть «Я – концепция».

Формирование гражданской идентичности ребенка имеет большое значение для образования, потому что в образовательной организации сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная, социальная и культурная жизнь детей, где проходит накопление социального опыта. Мы знаем, что миссия образования сегодня – это всестороннее развитие, подготовка каждого человека к успешной жизни и деятельности в наш высокотехнологичный цифровой век. Дошкольники пытаются самоутвердиться в обществе сверстников и получить признание со стороны взрослых. А нам, взрослым, надо сформировать у подрастающего поколения критическое мышление, которое поможет находить правильный выбор в решении проблем; креативность, чтобы наши дети стали творцами и умели чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах; коммуникативность, чтобы умели общаться, договариваться и налаживать контакты; кооперацию, то есть умению объединяться и работать в команде. Никакой искусственный интеллект не научит человека мыслить нестандартно, креативно и творчески, не научит лидерству, работе в команде, этике взаимодействия в цифровой среде.

К. Д. Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души», так как у такого народа приоритетом становятся материальные ценности, а не духовность и нравственность. Поэтому так важно с дошкольного детства способствовать развитию духовно-нравственных ценностей, то есть формировать понятия о гражданском долге, гражданской ответственности, знания о истории своей родины/согласно возрасту/, воспитывать стремление и желание быть активным членом общества, то есть быть гражданином —а это значит — быть свободным человеком, признавать и уважать интересы и права других людей. Для старших дошкольников важно показать красоту истории родного края, дать элементарные знания о народных промыслах нашего региона, дать понятие о значимости труда их родителей для всего народа. Родители служат примером и образцом для подражания. Их поведение и отношение к памятникам истории, традициям и культуре народов копируют наши дети, и свои наблюдения переносят в игры, в общение со сверстниками. Известно, что культура человека проявляется в его идеалах, ценностях, отношениях с другими людьми, нормами поведения, а также, в его материальных творениях: в научной, промышленной, аграрной, художественной сферах. Поэтому желательно, чтобы родители рассказывали о своих профессиях, подчеркивали значимость и ценность своего труда для других. Только родители способны приобщить ребенка к наследию своей семьи, её традициям, семейным обычаям, только в семье хранится память о её предках… Именно мама с папой обеспечивают чувственный опыт ребенка, приобщая его и к природе родного края – это происходит во время совместных поездок, походов, экскурсий.

Мир развивается стремительно, современные дети растут в совершенно другом мире, другом окружении. Гражданская идентичность наделяет личность чувством «мы», позволяет преодолеть страх и тревогу, обеспечивает уверенность в разных социальных условиях. При познании нравственных ценностей у детей развивается любознательность, жизненная активность, происходит формирование патриотических чувств к дому, семье, д/саду, малой родине; появляется чувство ответственности, которое способствует вхождению ребенка в социум, развитию его самосознания. Старший дошкольник способен уже оценить самого себя, у него уже возникает критическое отношение к поведению сверстников; он уже может регулировать своё поведение… Отношение ребенка к своим успехам и провалам во многом зависит от родителей, родительской оценки их поведения. Для формирования положительной самооценки ребенку очень важно найти область деятельности /при помощи взрослых/, в которой он будет достаточно успешен. Возникающее в этом возрасте оценочное отношение к себе и другим позволяет дальнейшее развитие идентичности.

Воспитание, обучение и развитие – взаимосвязанный процесс, в ходе которого человек приобретает определенные знания, осваивает систему культурных ценностей, овладевает опытом социальных отношений. В дошкольном возрасте ребенок осваивает огромное информационное пространство, а сориентироваться в нем помогаем мы, взрослые: воспитатели и родители.

Поэтому важно расширять круг представлений о родном городе, дать о нём доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято берегут люди, — это значит, раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в душу ребенка искорку любви к Родине. Чтобы любить свой родной город, его надо хорошо знать. Развивая познавательный интерес к истории и культуре родного города, воспитываем любовь и привязанность к родному краю. Очень хочется, чтобы каждый ребенок проявлял интерес к знаниям о родном городе, уважал труд взрослых, бережно относился к историческим памятникам, к природе, тогда можно считать, что я на правильном пути в формировании гражданской идентичности. Ведь, опыт общения со взрослым является для ребенка главным источником оценки, под влиянием которых у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другим людям.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год