Конспект «Я леплю свою игрушку» |
Поделки из пластилина | |||
Автор: Чертыгашева Татьяна Вениаминовна | |||
26.01.2025 18:35 | |||
Конспект «Я леплю свою игрушку» Может показаться странным, но это факт: в руководствах и программах по изобразительной деятельности тема игрушек представлена очень и очень скромно – очевидно, потому. Что тем эта никак не вписывается в установленную систему и сетку, а образ любимой игрушки слишком индивидуален и не терпит «валового» подхода. У каждого ребенка своя любимая игрушка. У кого мишка, у кого кукла, у кого лошадка, а у кого-то лошадка, а у кого-то робот-трансформер или человек-паук. И желание создать образ любимой игрушки не может появиться только потому, что в режиме дня воспитателю подошло время выполнять свой календарный план. И все же попытаюсь я дать самые общие рекомендации. Запечатлеть образ любимой игрушки нужно предлагать только для самостоятельного творчества или в крайнем случае на занятии по замыслу, а тему «игрушки вообще» — в качестве близких и знакомых предметов окружающего мира – раскрывать на занятиях по изобразительной деятельности при составлении коллективных композиций (выставок, стенгазет, альбомов). Для наглядности приведу примеры образовательной деятельности, в процессе которых решаются задачи общего художественно-эстетического развития.
«Зайчики в трамвайчике»: предметная лепка с элементами конструирования Для работы в средней группе Цель. Учить составлять коллективную композицию – трамвайчики с зайчиками в окошках; показать способ деления бруска пластилина стекой на примерно равные части (вагончики); инициировать поиск возможностей сочетания пластилина с другими материалами (колеса из пуговиц, труба из колпачка фломастера); развивать чувство формы и пропорций, желание отражать свои впечатления об окружающем мире пластическими средствами в лепных поделках и композициях. Предварительная работа. Рассматривание на рисунках изображений трамвая, сравнение с другими видами общественного транспорта; подвижная и сюжетно-ролевая игра в путешествие; конструирование транспорта из кубиков и кирпичиков. Материал. Бруски пластилина разного цвета (по два у каждого ребенка); стеки, пуговицы для колес; колпачки фломастеров или авторучек для трубы паровоза; салфетки (бумажные и матерчатые). Содержание Прочитав четверостишие из «Путаницы» К. И. Чуковского (Зайчики в трамвайчике, жаба на метле. Едут и смеются – пряники жуют…), педагог предлагает слепить из брусков пластилина трамвайчики, из окон которых выглядывают зайчики: «Посмотрите, бруски пластилина похожи на трамвайчики, только без колес. Разделим брусок пополам, чтобы получилось два вагончика. Вот стека (пластиковый или деревянный нож), кладу брусок на дощечку (или клеенку) и разрезаю точно пополам, чтобы получились одинаковые вагончики. Как можно сделать колеса? (Ответы.) Правильно, раскатаем шарики пластилина и сплющим. Но есть еще одна возможность. Посмотрите, не найдется ли на столе что-нибудь подходящее по форме и размеру? Молодцы! Конечно, пуговицы». Воспитатель показывает, как лучше прикрепить пуговицы, чтобы они располагались попарно, советует посмотреть на вагончик со всех сторон; просит подумать, как слепить зайчиков, которые выглядывают из окошек. Напоминает: у пассажиров из окошек видна только верхняя часть туловища; показывает способ лепки; оформляет на трамвайчике одно – два окошка. Подводит к мысли: отдельные вагончики трамвая можно соединить, чтобы получился состав; показывает способ крепления – катает шарик пластилина и с его помощью соединяет вагончики. Если дети справляются с заданием, воспитатель советует добавить окошки и слепить новых пассажиров. После занятия. Оформление композиции «Зайчики в трамвайчиках» — рисование рельсовой дороги цветными карандашами или фломастерами.
|