Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Дополнительная общеобразовательная программа сенсорного развития детей 3-4 лет «Пластилиновая радуга»
Поделки из пластилина
Автор: Дубровская Татьяна Владимировна   
19.03.2020 00:57

Дополнительная общеобразовательная программа сенсорного развития детей 3-4 лет «Пластилиновая радуга»Дополнительная общеобразовательная программа сенсорного развития детей 3-4 лет «Пластилиновая радуга»

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1. 1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая радуга» — художественной направленности ориентирована на решение задач сенсорного развития посредством пластилинографии.

Актуальность. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Развитие навыков мелкой моторики особенно важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Поэтому развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте является одним из наиболее актуальных направлений.

 

Скачать конспепект

Скачать презентацию

Художественно – творческая деятельность выполняет и терапевтическую функцию: снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, то есть ручным трудом.

Так же в данной программе большое значение уделено развитию цветовосприятия. Ведь знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь. Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотические цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего станут неврозы.

При работе над цветовосприятием и цветоразличением надо учитывать, что в дошкольном возрасте лети, как правило, связывают цвет с конкретным предметом: зеленый — трава, елочка; желтый — солнышко, цыпленок; синий — море и т. п. Поэтому при работе по развитию цветовосприятия главное — использование естественных форм.

Также актуальность программы определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"), а именно:

  • с п.1. 6. ФГОС ДО программа направлена на "обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей";
  • п.2. 6. "Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности";
  • п.2. 7. "экспериментирование с материалами и веществами (пластилин).

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая радуга» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», ориентирована на удовлетворение индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формировании общей культуры воспитанников ДОО. В процессе освоения программы воспитанники приобщаются к познанию окружающего мира,

Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая радуга», составленная с опорой на положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразования будет способствовать интеграции дошкольного и дополнительного образования, как необходимого условия достижения новых образовательных результатов.

Программа «Пластилиновая радуга» разработана с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [14];
  • Распоряжение Правительства РФ от 4.09. 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [16];
  • Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 10. 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [13];
  • Письмо Минобрнауки России от 11. 12. 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» [17];
  • Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [18];
  • Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» [19];
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее — СанПиН 2.4. 1. 3049-13) [20];

Отличительные особенности программы.

  1. Доступность в работе с материалом, пошаговые усложнения, раннее овладение приемам пластилинографии, доступность в восприятии детьми всех разделов программы, за счет элементарности построения занятия, смена видов деятельности обеспечивает интегрированный характер обучения.
  2. Акцент в работе с детьми направлен на усовершенствование тонкой моторики пальцев рук, зрительного восприятия и произвольного внимания. Для удержания и сохранения внимания и живого интереса детей подбирается интересный материал, разнообразные игры и игровые упражнения. Игровые моменты стимулируют желание заниматься определённым видом деятельности в течении продолжительного времени.

Методологической основой для разработки занятий, используемых в программе являются:

  • Опыт работы И.О. Шкицкой по теме «Аппликации из пластилина».
  • Авторская программа Лыковой И.А «Цветные ладошки».
  • Изобразительные методики О.Ю. Тихомировой, Г.А. Лебедевой «Пластилиновая картина.
  • Д.Н. Колдина «Лепка с детьми 3 – 4 года».

Возрастные особенности дошкольников.

Обычно с трёх лет у ребёнка совершенствуется навык движений, параллельно улучшается их координация тонкая и грубая моторика. Поэтому ребёнок 3-4 лет готов к успешной заинтересованности деятельности. Ребёнок должен легко действовать с предметными материалами, перевоплощая их. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. Эти представления только начинают формироваться, графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики младших дошкольников имеет лепка. Они активно осваивают сенсорные эталоны формы, цвета, величины. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов.

Техника – пластилинография, — доступна детям младшего дошкольного возраста и позволяет быстро достичь желаемого результат, внося определенную новизну в творчество детей, делая его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на один учебный год (сентябрь-май), общее количество учебных часов для освоения программы – 36 часов.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса – групповая работа в одновозрастном постоянном составе.

Режим занятий — 1 раз в неделю, периодичность — с сентября по май включительно; продолжительность – 15 минут

1. 2 Цели и задачи программы.

Цель программы: Решение задач сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  • Овладение основными приемами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  • Формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать познавательную активность, творческое мышление, фантазию.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  • Воспитывать эмоциональное сопереживание, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

1. 3 Содержаниепрограммы.

Сюжетная основа занятий построена с использованием книги С. Могилевской «Семь разноцветных сказок». Каждому цвету будет уделено 4 занятия (1 месяц). На 1 занятии дети будут знакомиться с определенным цветом слушая соответствующую сказка и участвуя в ее обсуждении. А на последующих – выполнять практические задания с использованием приемов пластилинографии и с применением конкретного цвета.

Сентябрь — «Красная сказка»

Октябрь – «Оранжевая сказка»

Ноябрь – «Белая сказка»

Декабрь – «Голубая сказка»

Январь – «Синяя сказка»

Февраль – «Фиолетовая сказка»

Март – «Желтая сказка»

Апрель – «Зеленая сказка»

Май – «Разноцветная сказка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 27 (148) выйдет
19 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год