Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие творческих способностей посредством пластилинографии.
Поделки из пластилина
Автор: Столбова Елена Николаевна   
11.09.2021 16:54

Развитие творческих способностей посредством пластилинографии.Развитие творческих способностей посредством пластилинографии.

Е. Н.Столбова, студент 5 курса НТГСПИ, факультет психолого-педагогического образования, психология педагогика дошкольного образования. Г.Нижний Тагил.

Развитие творческих способностей у дошкольников, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является важной задачей. Развивать творческие способности детей дошкольного возраста — одна из главных задач педагога.

Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей богатым потенциалом обладает нетрадиционная техника работы с пластилином — «Пластилинография».

Пластилинография — вид декоративно-прикладного искусства, представляет собой создание лепных картин, с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных обьектов на горизонтальной поверхности. Основной материал в пластлинографии — пластилин.

 

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. С помощью пластилинографии у дошкольников развиваются творческие способности, художественный вкус, умственные способности, мелкая моторика.

Основой для картины может служить картон, керамическая плитка или другая достаточно твердая горизонтальная поверхность. Особенность пластилинографии в том, что у ребѐнка появляется возможность сделать картинку рельефной, объемной, а значит, более выразительной и живой. Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Занятия пластилинографией способствуют:

  1. Развитию психических процессов: внимание, память, мышление;
  2. Развитию воображения, творческих способностей;
  3. Развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей;
  4. Развитию самостоятельности, произвольности поведения;
  5. Реализации впечатлений, знаний, эмоциональному состоянию в творчестве.

Существует несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином:

Прямая пластилинография, обратная пластилинография — витражная, контурная пластилинография, многослойная пластилинография, модульная, мозаичная пластилинография

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Пластилинография — один из техник декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно-пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Анализ комплексных образовательных программ дошкольного образования, такие как — «Развитие» А. И. Булычевой, «Детство»

Т. И. Бабаева, «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, в области «Художественно-эстетическое развитие» показал, что в разделе «Лепка» основное внимание уделяется формированию у детей умения передавать образы изображаемых объектов, их форму основной части и других частей, пропорции, передаче их характерных особенностей, а также умению создавать скульптурные группы из двух-трех фигур. А навык декоративной лепки ограничивается лишь на умении использовать такие способы, как налеп, углубленный рельеф и применение стеки.

В пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно пространственного восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста.

Существует ряд парциальных программ, которые помогают педагогам дополнительного образования в составлении собственных авторских программ по обучению декоративной лепке дошкольников в технике пластилинография в рамках кружковой работы. А использование художественного слова, игровых методов и приемов позволяет педагогам достичь успехов в работе по формированию у детей изобразительных умений и навыков, развитию творческих способностей.

И. А. Лыкова «Цветные ладошки». Парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет, нацеленная на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом индивидуальности; включает в себя систему календарно-тематического планирования для каждой возрастной группы по ознакомлению детей с произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Г. Н. Давыдова «Пластилинография». Разработан цикл пособий, для занятий с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с декоративной лепкой в технике — пластилинография.

В этих пособиях предлагаются конспекты занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В основу каждого занятия положено использование нетрадиционной техники работы с пластилином — пластилинографии: создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Представлен тематический цикл по ознакомлению детей с анималистической живописью. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных способностей детей всех возрастных групп. Использование художественного слова, игровых методов и приемов позволяет педагогам достичь успехов в работе по формированию у детей изобразительных умений и навыков, развитию творческих способностей.

Техника пластилиновой живописи уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумывают новые цвета и оттенки, используя пластилиновую палитру. Поиск цветов и оттенков сближает лепку с рисованием красками. Предметный материал художественно-творческой деятельности представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий.

Рассмотрим различные приемы пластилинографии:

  1. Раскатывание — кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
  2. Скатывание — кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.
  3. Оттягивание — слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.
  4. Заглаживание — требуется при изображении плоских и гладких поверхностей — выполняется кончиками пальцев.
  5. Сплющивание — наиболее применяемый приѐм — для этого шарик сдавливают до формы лепѐшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием — нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов — трубочек, зубчатых колесиков.
  6. Прищипывание — осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаѐтся новая деталь.
  7. Надавливание и размазывание — важно научить детей прилагать усилия пальчиками.

Овладев различными приемами пластилинографии, дети старшего возраста, уже самостоятельно смогут решать свою творческую задумку, расширятся возможности и творческий потенциал ребенка.

Выполнение специальных упражнений и творческих заданий будут способствовать появлению в работах детей оригинальности и новизны. Оригинальные работы получаются на мешковине, шероховатая поверхность деревоплиты, так же может послужить качественным основанием для пластилиновых картин. Новизна в лепных картинах появляется в использовании разного бросового материала, пластиковые бутылки, баночки из которых можно красочно оформить вазочки.

Перед детьми стоит задача научиться не выходить за контур рисунка, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина, уметь сочетать цвета, находить различные цветовые решения.

Для проявления оригинальности и новизны в работах в технике плстилинография у дошкольников. Применяют практические методы и творческие задания. На первых занятиях детям предлагается украсить шаблон дымковской игрушки пластилином, используя тоненькие жгутики, чтобы передать чувство ритма, особенность узора, колорита. По завершению работы детям выдается черный бисер для дополнительного украшения игрушки. Черный бисер в дальнейшем поможет в творческой работе, для глаз животных, для зернышек петушку. Специальное упражнение по передаче фактуры, так же будет способствовать оригинальности в работах у детей старшего возраста. Детям предлагают различные материалы: стеки с разной линией реза, детальки лего, карандаши, и ребята пробуют отпечатать все эти предметы по очереди на размазанном на плоскости пластилине. У каждого предмета остается свой отпечаток, который в дальнейшем может пригодиться дошкольникам для дополнения своего неповторимого образа. Использовать вспомогательные предметы косточки, перышки, горошки, бусинки, пайетки, разные пуговицы для придания большей выразительности и оригинальности.

Таким образом, можно отметить, что декоративная лепка в технике «пластилинография» способствует развитию творческих способностей дошкольников, умению находить оригинальные способы для создания художественного образа, вызывать у детей, яркие эмоциональные проявления, положительное отношение к природе и вызывать желание отразить их в своих работах. Пластилинография — позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, направленные на всестороннее развитие личности ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год