Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Рабочая программа кружковой работы «Поделки в технике квиллинг»
Поделки из бумаги
Автор: Лунева Ольга Владимировна   
22.02.2022 11:46

Рабочая программа кружковой работы «Поделки в технике квиллинг»Рабочая программа кружковой работы «Поделки в технике квиллинг»

Составил программу: Лунева Ольга Владимировна г. Чапаевск, 2021 г. 

Актуальность. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.

В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Изучением мелкой моторики детей дошкольного возраста занимались многие как зарубежные, так и отечественные педагоги: — М. Монтессори, Е. Косённова, В. Солнцева, В. Елкина, Л. Левина и многие другие.

Скачать конспект

Инновационная направленность программы. Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу в этом направлении. Для этого в работе использую – игры с палочками и цветными спичками, пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, штриховки разной сложности, лепку с природным материалом, различные виды аппликации, графические диктанты и т. д... Все эти виды работ, их техники уже давно известны и мне хотелось найти, что-нибудь новое, необычное, интересное. Работая с литературой, познакомилась с такой техникой обработки бумаги, как бумажная филигрань – «квиллинг».

На мой взгляд, эта техника удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие «тонкую кружевную паутинку», за одну две минуты из радуги полос корейской бумаги можно создать двух — трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь, и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Приемы работы в данной технике очень просты и детям доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера. Техника квиллинга заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (шила, зубочистки…), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров, а затем, при помощи полученных форм, создавать самые различные композиции.

Цель программы — научить различным приёмам в работе с бумагой и технике выполнения в свободное от занятий время.

Задачи программы сформулированы в соответствии с ФГОС ДО:

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • Формировать умения следовать устным инструкциям;
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место;
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

«Познавательное развитие»:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
  • Обучать различным приемам работы с бумагой;
  • Развивать пространственное воображение;

«Речевое развитие»

  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами;

«Физическое развитие»

  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер;

«Художественно-эстетическое развитие»

  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга
  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга;

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 6-7 лет.

Данная программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста рассчитана на один год обучения.

ООД по решению задач дополнительного образования детей по программе «Поделки в технике квиллинг» проводится во вторую половину дня 1 раз в неделю (среда), 4 раза – в месяц.

Продолжительность ООД по реализации программы дополнительного образования детей – 1 академический час длительностью не более 20-25 мин.

Форма предоставления услуги — подгрупповая.

Структура ООД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть – создание эмоционального настроения у детей и объяснение нового материала.

Основная или практическая часть – творческая работа детей; по мере необходимости помогаю советом и провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть – в ней анализируется результат детского художественного творчества.

Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игровые мотивации (путешествия, превращения, встречи с героями и т.д.).

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения

К концу учебного года, дошкольники:

  1. научатся различным приемам работы с бумагой; познакомятся с искусством бумагокручения;
  2. будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
  3. научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  4. будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
  5. разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  6. овладеют навыками культуры труда;
  7. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

В сентябре проводится вводная диагностика детей группы с целью выявления уровня развития творческих и эстетических знаний и умений. В мае проводится итоговая диагностика с целью определения динамики развития.

Методы диагностики: Тестовое задание. Воспитатель просит ребенка скрутить заранее подготовленную тонкую полоску бумаги в спираль. Полученные результаты можно интерпретировать следующим образом:

0 баллов – ребенок не способен ни самостоятельно, ни с помощью взрослого выполнить тестовое задание – низкий уровень освоения программы.

  1. балл – ребенок с помощью взрослого способен выполнить указанное задание – средний уровень освоения программы.
  2. балла – ребенок самостоятельно способен выполнить задание – высокий уровень освоения программы.

На основании диагностических данных дается заключение, корректируется план работы.

  • Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставка работ детского творчества.

Методические условия реализации программы включают в себя комплекс следующих условий:

  1. Благоприятная предметно-развивающая среда, созданная с учетом возрастной и полоролевой специфики, на основе принципа интеграции образовательных областей, способствующая полноценному развитию воспитанников и соответствующая требованиям СанПина.
  2. Оснащение необходимым материалом: художественной литературой, наглядным материалом, развивающими играми, коррекционно-развивающими материалами и др.

Для проведения ООД необходимы разноцветные бумажные полоски одинаковой ширины, клей ПВА, картон белый и цветной, зубочистки, стержень ручки, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

3. Информационное обеспечение, которое позволяет в электронной форме создавать тексты и презентации, интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы, проводить мониторинг и фиксировать ход психолого- педагогического процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

4. Учебно-методическая и научная поддержка всем участникам образовательного процесса. Для этого в дошкольной образовательной организации создано методическое объединение.

Авторский подход. Заключается в простоте изготовления подобранных для занятия композиций в технике квиллинга для воспитанников данной возрастной группы; в подборе очень простой, на первый взгляд, методике сформированности навыка создания композиции в технике квиллинга: умении ребенка скрутить необходимую для работы полоску. 

Этапы работы ООД «Виноград»

Учебно тематический план:

Тема Количество часов

Сентябрь

Беседа о технике квиллинг 1

Волшебные полоски 1

Веселая семейка улиток 1

Яблонька 1

Октябрь

Барашек под яблонькой 1

Виноград 1

Фрукты (коллективная работа) 1

Простой цветок 1

Ноябрь

Под зонтом 1

Осенняя березка 1

Рябинка 1

Кленовый лист 1

Декабрь

Зимнее дерево 1

Мороз рисует нам узоры 1

Снежинка 1

Маленькой елочке холодно зимой 1

Январь

Снеговик 1

Семья снеговиков 1

Снегирь (1 часть) 1

Снегирь (2 часть) 1

Февраль

Аквариум (1 часть) 1

Аквариум (2 часть) 1

С Днем Защитника Отечества 1

Зоопарк (коллективная работа) 1

Март

Открытка для мамы 1

Цветочек 1

Ваза для конфет (коллективная работа) 1

Верба 1

Апрель

Черепаха на острове 1

Пальма 1

Мотивы Гжели (1 часть) 1

Мотивы Гжели (2 часть) 1

Май

Тюльпан 1

Цветы в вазе 1

Ромашка 1

Весенняя полянка (коллективная работа) 1

Содержание программы дополнительного образования:

Название темы Краткое описание темы

Сентябрь

Беседа о технике квиллинг Знакомство детей с новым видом обработки бумаги – квиллингом. Показать готовые работы, необходимое оборудование. Познакомить с элементами (формами) квиллинга.

Волшебные полоски Научить вырезать полоски для квиллинга. Делать разметку. Учить конструировать основные формы квиллинга.

Веселая семейка улиток Учить детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера. Обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.

Яблонька Учить выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

Октябрь

Барашек под яблонькой Закреплять умение детей выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, скручивать элементы (формы) квиллинга – «свободная спираль».

Учить детей составлять композицию.

Виноград Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закреплять умение детей складывать полоску пополам и разрезать на 2 одинаковые части.

Фрукты (коллективная работа) Продолжать учить обводить трафарет (яблоко, груши) и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», познакомить с новой формой «капелька». Учить детей работать в коллективе, воспитывать доброжелательность, ответственность.

Простой цветок Продолжать учить детей скручивать элементы (формы) «свободная спираль», «глаз». Знакомить детей с конструированием цветка из форм.

Ноябрь

Под зонтом Учить детей скручивать новый элемент (форму) «завиток»; закреплять умение скручивать форму – «капелька». Продолжать учить составлять композицию.

Осенняя березка Продолжать учить детей скручивать элемент (форму)«капелька».

Рябинка Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и «капелька».

Кленовый лист Учить детей делать новый элемент (форму) квиллинга – «глаз»; продолжать учить детей скручивать элемент (форму) квиллинга – «свободная спираль», «капелька».

Декабрь

Зимнее дерево Закреплять умение детей скручивать элементы «завиток». Составлять из этих элементов композицию.

Мороз рисует нам узоры Закреплять умение детей скручивать элементы «завиток». Составлять из этих элементов композицию.

Снежинка Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и «капелька».

Маленькой елочке холодно зимой Продолжать учить детей делать объемные предметы, складывать лист пополам, обводить трафарет и вырезать по контуру. Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

Январь

Снеговик Продолжать учить приему скручивания бумаги, развивать мелкую моторику рук. Развивать творческие способности, пожеланию украшать изделия мелкими дополнительными деталями.

Семья снеговиков Закреплять умения детей скручивать роллы и конструировать из них объемные полусферы; создавать игрушку из элементов техники

Снегирь (1 часть) Закреплять умения детей скручивать элементы «капелька», длинные сложенные полоски бумаги. Создавать из элементов композицию.

Снегирь (2 часть) Закреплять умение детей дополнять композицию новыми деталями. Закреплять умение конструировать рябину в технике квиллинга.

Февраль

Аквариум (1 часть) Учить детей скручивать новый элемент (форму) «полукруг».

Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «капелька», «глаз».

Аквариум (2 часть) Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией; вызвать интерес в работе в технике квиллинга. Развивать детское творчество; мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость.

С Днем Защитника Отечества Закреплять умение детей скручивать элементы – «спираль», «изогнутая капелька». Учить скручивать новый элемент – «звезда». Развивать воображение, творчество, умение создавать композиции.

Зоопарк (коллективная работа) Закреплять знания детей об основных элементах (формах) квиллинга, умение создавать из знакомых элементов композиции. Продолжать воспитывать в детях коммуникабельность и радость от совместной деятельности.

Март

Открытка для мамы Закреплять умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «стрелка». Продолжать учить детей составлять из элементов композицию.

Цветочек Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «капелька». Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (цветок).

Ваза для конфет (коллективная работа) Учить детей делать объемные предметы. Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «глаз».

Верба Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «капелька».

Апрель

Черепаха на острове Учить детей скручивать новый элемент (форму) «треугольник», продолжать учить обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру.

Пальма Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «треугольник», «глаз».

Мотивы Гжели (1 часть) Познакомить детей с гжелью. Учить составлять эскиз, подбирать бумагу. Учить детей выполнять ажурные элементы «тугая спираль», «глаз», «капля», «полусфера», «изогнутая капля». Закреплять умение оформлять композиции.

Мотивы Гжели (2 часть) Закреплять умения детей составлять эскизы, подбирать бумагу; выполнять ажурные элементы «тугая спираль», «глаз», «капля», «полусфера», «изогнутая капля», «листик». Оформлять композиции.

Май

Тюльпан Учить детей скручивать новый элемент (форму) «изогнутая капля», составлять объемные предметы. Продолжать учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (цветок).

Цветы в вазе Закреплять умение детей выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, продолжать учить детей скручивать элементы (формы) квиллинга – «стрелка», «капелька», «свободная спираль». Учить детей составлять композицию.

Ромашка Продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и «капелька».

Весенняя полянка (коллективная работа) Закрепить все элементы квиллинга. Развивать воображение.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования:

ООД по решению задач дополнительного образования детей проводится в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей, стенды с образцами, шкафы для хранения образцов, поделок, выставочных работ и материалов для работы. Одно из важнейших требований – соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах, правил пожарной безопасности. Я постоянно знакомлю обучающихся с правилами по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Для проведения НОД необходимы разноцветные бумажные полоски одинаковой ширины, клей ПВА, картон белый и цветной, зубочистки.

Инструменты: зубочистка, стержень ручки, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Дидактический материал:

  • Использование учебных пособий и книг
  • Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом.
  • Творческие работы, стенды и т. д.

Список использованной литературы

  1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.
  2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: «КОНТЭКТ», 2010. – 48 с.
  3. 3. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
  4. Синицина, Е. Умные пальчики: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998. – 32 с.
  5. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
  6. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей: пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
  7. Хелен, У. Популярный квиллинг. — И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
  8. Чиотти, Д. Оригинальные поделки из бумаги. – И.: Мир книги, 2008. – 96 с.
  9. Уолтер Х. Цветы из бумажных лент. Москва: Издательство «Ниола – Пресс», 2008. – 104 с.
  10. Уилсон Д. Цветы из бумажных лент. Москва: Издательская группа «КОНТЭКТ», 2009.
  11. http: //stranamasterov. ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год