Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие конструктивной деятельности у дошкольников посредством бумаги, бросового и природного материалов.
Поделки из бумаги
Автор: Быкова Жанна Евгеньевна   
15.08.2019 08:40

Развитие конструктивной деятельности у дошкольников посредством бумаги, бросового и природного материалов.Развитие конструктивной деятельности у дошкольников посредством бумаги, бросового и природного материалов.

Быкова Ж. Е. воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ № 193 «Серебряное копытце» города Новосибирска

Начиная с дошкольного возраста, ребёнок входит во все сферы общественной жизни, знакомится с миром природы, людей и предметов, усваивает общечеловеческие ценности (А. В. Петровский). Известно, что дошкольный период является сензитивным в становлении и развитии всех психических процессов, а также воображении, фантазии, творческих и практических умений. Этому в значительной степени способствует участие детей в изготовлении поделок, игрушек, панно, поздравительных открыток и т.д.

В конструировании из бумаги, природного и бросового материалов у дошкольников формируются многочисленные представления о качествах материалов, о пространственных отношениях и преобразованиях, происходит экспериментирование с данными материалами, что неоднократно подтверждается исследованиями многих педагогов и психологов, например: А. В. Запорожца, Н.Н. Подъякова, В. В. Давыдова и т. д.

 

Кроме этого в конструировании из выше сказанных материалов происходит формирование таких важных качеств личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство, при достижении цели, организованность, первоначальные навыки работы в коллективе.

Используя и анализируя многолетнюю практику работы воспитателем в ДОУ и опираясь на государственную программу «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., изучая методическую литературу, то есть, выполняя социальный заказ, мы пришли к выводу, что конструктивная деятельность дошкольников с бумагой, природным и бросовым материалами является одним из эффективных средств, всестороннего развития детей, а значит и актуальной.

Прежде чем обозначить этапы работы с данными материалами, мы с детьми обобщили знания о том, что относиться к понятию: бумага:

  • белая и цветная
  • бархатная
  • гафрированная
  • меломная

к природному материалу:

  • шишки, желуди, мох, кора, мелкие веточки, камушки, ракушки
  • засушенные листья, цветы, семена
  • различные крупы

к бросовому материалу:

  • белые, цветные, с рисунком салфетки, коробочки пластмассовые и картонные, крышки
  • спички, картон, леска, цветная проволока и т. д.
  • кусочки, ткани, шерсть, нитки, бисер, пуговицы, катушки и т. д.

Вся работа выстраивалась поэтапно:

1этап: создание необходимых условий:

  • создан и оформлен художественно-творческий уголок
  • были прослушаны курсы повышения квалификации воспитателями, педагоги занимались самообразованием

2 этап: процесс реализации:

  • использованы разные формы взаимодействия с детьми: НОД, наглядные, словесные, практические, игровые, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, репродуктивный.

Целенаправленную работу по данному направлению мы начали со средней группы.

Задачи по конструированию в средней группе:

  • знакомим детей со структурой бумаги на практике через совместное экспериментирование, игры, показ плоскостного театра, совместное с воспитанниками создание сказок с использованием героев (оригами)
  • формируем умение детей работать с бумагой: сгибать прямоугольный и квадратный лист пополам, совмещая углы и стороны. приклеивать к основной форме детали
  • сбор природного и бросового материалов, обогащение знаний дошкольников для практического изготовления поделок из них, умения использовать для соединения частей клей ПВА, пластилин и другой материал
  • создаём условия для возникновения у дошкольников к работе с данными материалами, стремимся вызвать у детей удивление, восторг от конечного результата.

Задачи по конструированию в старшей группе:

  • совершенствуем умение воспитанников сгибать бумагу в разных направлениях: диагональ, сгиб 4 раза, работать по готовой выкройке, формируем умение сравнивать между собой структуру некоторых видов разноцветной бумаги
  • продолжать обогащать знания дошкольников о свойствах природного и бросового материалов, продолжать поддерживать интерес к изготовлению поделок с использованием сюрпризного момента, но в незаконченном варианте, для частичной самостоятельности детей.

Задачи в подготовительной к школе группе:

  • расширять основные способы и приёмы построения образа
  • формировать умение воплощать замысел (создавать образ), учитывая:

а) общий сюжет, детализирующий и обогащающий образ;

б) специфику природного и бросового материалов и бумаги;

  • привлекать детей к изготовлению пособий для совместной деятельности.

Во всех возрастных группах стремимся создавать необходимые условия для развития речи: расскажи о внешнем виде, свойствах, практическом применении того или иного материалов. Обязательно используем принцип индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребёнку. При организации деятельности учитываем характер отношения ребёнка к действительности, его предпочтения в выборе средств выразительности. Кроме того одному ребёнку достаточно мотивировать задание, другой наоборот нуждается в постоянной поддержке.

Кроме выше сказанного осуществляются следующие формы работы с родителями, важная часть совместной работы, для более успешного развития воспитанников:

  • привлечение родителей к сбору материалов для создания уголка для творчества
  • индивидуальные и информационные консультации
  • проведение мастер-класса
  • поручения
  • индивидуальные беседы
  • выставки совместных работ детей и родителей
  • анкетирование

Предполагаемый итог развития конструктивных способностей у дошкольников на наш взгляд:

  • дети знают качество бумаги, её рациональное применение в изготовлении поделок, игрушек, панно, пособий, умеют скручивать (квилинг), сгибать бумагу в разных направлениях (оригами) по памяти и словесной инструкции педагога
  • знают название природного и бросового материалов, способы работы, соединения и сочетания между собой, сбора и хранения их, безопасное использование орудий труда
  • у воспитанников сформировался интерес к работе с разнообразными материалами, который выражается в творчестве, инициативе, самостоятельном изготовлении поделок, игрушек, коллажей и т. д.
  • воспитанники ДОУ поступят в школы, лицеи.

Предполагаемая нами, поэтапная работа с дошкольниками, по развитию конструктивных способностей с помощью бумаги, природного и бросового материалов, может быть использована не только в дошкольных учреждениях, но и в дополнительных центрах образования, а также родителями для совместных с детьми игр в домашних условиях.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год