Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие конструктивной деятельности у дошкольников посредством бумаги, бросового и природного материалов.
Поделки из бумаги
Автор: Быкова Жанна Евгеньевна   
15.08.2019 08:40

Развитие конструктивной деятельности у дошкольников посредством бумаги, бросового и природного материалов.Развитие конструктивной деятельности у дошкольников посредством бумаги, бросового и природного материалов.

Быкова Ж. Е. воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ № 193 «Серебряное копытце» города Новосибирска

Начиная с дошкольного возраста, ребёнок входит во все сферы общественной жизни, знакомится с миром природы, людей и предметов, усваивает общечеловеческие ценности (А. В. Петровский). Известно, что дошкольный период является сензитивным в становлении и развитии всех психических процессов, а также воображении, фантазии, творческих и практических умений. Этому в значительной степени способствует участие детей в изготовлении поделок, игрушек, панно, поздравительных открыток и т.д.

В конструировании из бумаги, природного и бросового материалов у дошкольников формируются многочисленные представления о качествах материалов, о пространственных отношениях и преобразованиях, происходит экспериментирование с данными материалами, что неоднократно подтверждается исследованиями многих педагогов и психологов, например: А. В. Запорожца, Н.Н. Подъякова, В. В. Давыдова и т. д.

 

Кроме этого в конструировании из выше сказанных материалов происходит формирование таких важных качеств личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство, при достижении цели, организованность, первоначальные навыки работы в коллективе.

Используя и анализируя многолетнюю практику работы воспитателем в ДОУ и опираясь на государственную программу «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А., изучая методическую литературу, то есть, выполняя социальный заказ, мы пришли к выводу, что конструктивная деятельность дошкольников с бумагой, природным и бросовым материалами является одним из эффективных средств, всестороннего развития детей, а значит и актуальной.

Прежде чем обозначить этапы работы с данными материалами, мы с детьми обобщили знания о том, что относиться к понятию: бумага:

  • белая и цветная
  • бархатная
  • гафрированная
  • меломная

к природному материалу:

  • шишки, желуди, мох, кора, мелкие веточки, камушки, ракушки
  • засушенные листья, цветы, семена
  • различные крупы

к бросовому материалу:

  • белые, цветные, с рисунком салфетки, коробочки пластмассовые и картонные, крышки
  • спички, картон, леска, цветная проволока и т. д.
  • кусочки, ткани, шерсть, нитки, бисер, пуговицы, катушки и т. д.

Вся работа выстраивалась поэтапно:

1этап: создание необходимых условий:

  • создан и оформлен художественно-творческий уголок
  • были прослушаны курсы повышения квалификации воспитателями, педагоги занимались самообразованием

2 этап: процесс реализации:

  • использованы разные формы взаимодействия с детьми: НОД, наглядные, словесные, практические, игровые, частично-поисковый (эвристический), исследовательский, репродуктивный.

Целенаправленную работу по данному направлению мы начали со средней группы.

Задачи по конструированию в средней группе:

  • знакомим детей со структурой бумаги на практике через совместное экспериментирование, игры, показ плоскостного театра, совместное с воспитанниками создание сказок с использованием героев (оригами)
  • формируем умение детей работать с бумагой: сгибать прямоугольный и квадратный лист пополам, совмещая углы и стороны. приклеивать к основной форме детали
  • сбор природного и бросового материалов, обогащение знаний дошкольников для практического изготовления поделок из них, умения использовать для соединения частей клей ПВА, пластилин и другой материал
  • создаём условия для возникновения у дошкольников к работе с данными материалами, стремимся вызвать у детей удивление, восторг от конечного результата.

Задачи по конструированию в старшей группе:

  • совершенствуем умение воспитанников сгибать бумагу в разных направлениях: диагональ, сгиб 4 раза, работать по готовой выкройке, формируем умение сравнивать между собой структуру некоторых видов разноцветной бумаги
  • продолжать обогащать знания дошкольников о свойствах природного и бросового материалов, продолжать поддерживать интерес к изготовлению поделок с использованием сюрпризного момента, но в незаконченном варианте, для частичной самостоятельности детей.

Задачи в подготовительной к школе группе:

  • расширять основные способы и приёмы построения образа
  • формировать умение воплощать замысел (создавать образ), учитывая:

а) общий сюжет, детализирующий и обогащающий образ;

б) специфику природного и бросового материалов и бумаги;

  • привлекать детей к изготовлению пособий для совместной деятельности.

Во всех возрастных группах стремимся создавать необходимые условия для развития речи: расскажи о внешнем виде, свойствах, практическом применении того или иного материалов. Обязательно используем принцип индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребёнку. При организации деятельности учитываем характер отношения ребёнка к действительности, его предпочтения в выборе средств выразительности. Кроме того одному ребёнку достаточно мотивировать задание, другой наоборот нуждается в постоянной поддержке.

Кроме выше сказанного осуществляются следующие формы работы с родителями, важная часть совместной работы, для более успешного развития воспитанников:

  • привлечение родителей к сбору материалов для создания уголка для творчества
  • индивидуальные и информационные консультации
  • проведение мастер-класса
  • поручения
  • индивидуальные беседы
  • выставки совместных работ детей и родителей
  • анкетирование

Предполагаемый итог развития конструктивных способностей у дошкольников на наш взгляд:

  • дети знают качество бумаги, её рациональное применение в изготовлении поделок, игрушек, панно, пособий, умеют скручивать (квилинг), сгибать бумагу в разных направлениях (оригами) по памяти и словесной инструкции педагога
  • знают название природного и бросового материалов, способы работы, соединения и сочетания между собой, сбора и хранения их, безопасное использование орудий труда
  • у воспитанников сформировался интерес к работе с разнообразными материалами, который выражается в творчестве, инициативе, самостоятельном изготовлении поделок, игрушек, коллажей и т. д.
  • воспитанники ДОУ поступят в школы, лицеи.

Предполагаемая нами, поэтапная работа с дошкольниками, по развитию конструктивных способностей с помощью бумаги, природного и бросового материалов, может быть использована не только в дошкольных учреждениях, но и в дополнительных центрах образования, а также родителями для совместных с детьми игр в домашних условиях.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (122) выйдет
1 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год