Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План работы по самообразованию на тему: «Сказка как средство духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Конспекты планов в детском саду
Автор: Балаян Жанна Артюшовна   
10.02.2025 21:25

План работы по самообразованию на тему: «Сказка как средство духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста»План работы по самообразованию на тему: «Сказка как средство духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

МБОУ Одинцовская СОШ №1 дошкольное отделение – детский сад №23

Воспитатель: высшей квлиф. категории Балаян Ж.А. Одинцово 2025 г.

«Сказка-это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений» В.А. Сухомлинский

Все дети любят сказки.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

 Скачать конспект

Духовно-нравственное воспитание- это формирование ценностного отношения к жизни обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта зависит от системы воспитания и образования. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка выступает как благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Русская педагогика ещё более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом методе.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказки человек познает мир не только умом, но и сердцем». По мнению В.А. Сухомлинского сказка благодатный и ничем не заменимый источник любви к Родине.

Актуальность:

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников.

Сказка –это среда для развития нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления о таких духовных и нравственных качествах как: доброта, милосердие, справедливость. Поэтомус самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эффективность сказки при работе с детьми выражается следующим образом:

  • Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, с другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Цели:

  • Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало;
  • Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки;
  • Формировать нравственные представленияо воспитании нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания);
  • Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

  • Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений;
  • Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;
  • Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям;
  • Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту;
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
  • Подобрать диагностические материалы;
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании ребенка.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

  • Проведение родительских собраний;
  • Индивидуальные консультации и беседы с родителями;
  • Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

Образовательные области:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое;
  • Физическое развитие;
  • Социально-коммуникативное.

Перспективный план работы

по самообразованию на 2024–2025 гг. по теме:

«Сказка как средство духовно – нравственноговоспитания дошкольников»

 

   Месяц

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Сентябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор материала необходимых для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

Консультация для родителей: 

«Как подружить ребенка с книгой».

Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту.

Октябрь

Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».

Методические приемы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А.Н.Толстого; рассматривание иллюстрации.

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Консультация для родителей: 

«Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

Ноябрь

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Методические приемы:

- Чтение и пересказ детям сказки: 

«Лиса изаяц»   (в  обр.  А.Н. Толстого),  

 -Дидактическая игра: 

«Угадай сказку».

Консультация для родителей: 

 «Особенности чтения сказок о животных».

Декабрь

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

Методические приемы:

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок 

(разрезные картинки, лото).

В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. 

Темы: 

«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».

Январь

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы:

-Чтение детям сказки: К.И. Чуковский.  «Доктор Айболит»

-Прослушивание аудиозаписи сказки.

-Консультация для родителей: 

«Почитай мне сказку».

-Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.

Февраль

Роль сказки в воспитании детей.

Методические приемы:

-Обустроить уголок ряженья.

- Консультация для родителей:

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Март

1. Изучение темы: 

«Влияние сказок на психику ребенка».

Методические приемы:

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

-Консультация для родителей:

 «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Апрель

Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приемы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Добавить материал в театральный уголок.

2. Театрализация сказки "Заяц-портной".

-В уголке для родителей поместить книжку –раскладку: 

«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

Май

Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приемы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

Выставка работ детей и родителей: 

«Наши любимые сказки».

  1. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
  2. Сборник научно-методических статей. Орёл 2015 г. Под редакцией О. В. Бережнова.
  3. Ильин И. «Духовный мир сказки».

     4. З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи» М: 2003-32.

     5. Зинкевич- Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии»

     6. Э. И. Иванов: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001 г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год