План работы по самообразованию на тему: «Сказка как средство духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
МБОУ Одинцовская СОШ №1 дошкольное отделение – детский сад №23
Воспитатель: высшей квлиф. категории Балаян Ж.А. Одинцово 2025 г.
«Сказка-это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений» В.А. Сухомлинский
Все дети любят сказки.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Скачать конспект
Духовно-нравственное воспитание- это формирование ценностного отношения к жизни обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта зависит от системы воспитания и образования. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка выступает как благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
Русская педагогика ещё более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом методе.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.
В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказки человек познает мир не только умом, но и сердцем». По мнению В.А. Сухомлинского сказка благодатный и ничем не заменимый источник любви к Родине.
Актуальность:
Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников.
Сказка –это среда для развития нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления о таких духовных и нравственных качествах как: доброта, милосердие, справедливость. Поэтомус самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эффективность сказки при работе с детьми выражается следующим образом:
- Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, с другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Цели:
- Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало;
- Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки;
- Формировать нравственные представленияо воспитании нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания);
- Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
- Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений;
- Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;
- Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям;
- Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту;
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
- Подобрать диагностические материалы;
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании ребенка.
Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний;
- Индивидуальные консультации и беседы с родителями;
- Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».
Образовательные области:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно – эстетическое;
- Физическое развитие;
- Социально-коммуникативное.
Перспективный план работы
по самообразованию на 2024–2025 гг. по теме:
«Сказка как средство духовно – нравственноговоспитания дошкольников»
Месяц
|
Совместная деятельность с детьми.
|
Взаимодействие с родителями.
|
Сентябрь
|
Подбор и изучение методической литературы.
Подбор материала необходимых для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.
|
Консультация для родителей:
«Как подружить ребенка с книгой».
Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту.
|
Октябрь
|
Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».
Методические приемы:
-Чтение детям и пересказ сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А.Н.Толстого; рассматривание иллюстрации.
Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
|
Консультация для родителей:
«Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».
|
Ноябрь
|
Создание картотеки сказок для работы с детьми.
2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.
Методические приемы:
- Чтение и пересказ детям сказки:
«Лиса изаяц» (в обр. А.Н. Толстого),
-Дидактическая игра:
«Угадай сказку».
|
Консультация для родителей:
«Особенности чтения сказок о животных».
|
Декабрь
|
Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»
Методические приемы:
- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
-Настольно – печатные игры по мотивам сказок
(разрезные картинки, лото).
|
В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях.
Темы:
«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».
|
Январь
|
1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».
Методические приемы:
-Чтение детям сказки: К.И. Чуковский. «Доктор Айболит»
-Прослушивание аудиозаписи сказки.
|
-Консультация для родителей:
«Почитай мне сказку».
-Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.
|
Февраль
|
Роль сказки в воспитании детей.
Методические приемы:
-Обустроить уголок ряженья.
|
- Консультация для родителей:
«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
|
Март
|
1. Изучение темы:
«Влияние сказок на психику ребенка».
Методические приемы:
-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».
-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.
|
-Консультация для родителей:
«Как выбрать полезную сказку для малыша».
|
Апрель
|
Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».
Методические приемы:
-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.
-Добавить материал в театральный уголок.
2. Театрализация сказки "Заяц-портной".
|
-В уголке для родителей поместить книжку –раскладку:
«О чем и как беседовать с детьми после чтения».
|
Май
|
Самоанализ плана по самообразованию.
Методические приемы.
-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.
|
Выставка работ детей и родителей:
«Наши любимые сказки».
|
- В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
- Сборник научно-методических статей. Орёл 2015 г. Под редакцией О. В. Бережнова.
- Ильин И. «Духовный мир сказки».
4. З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи» М: 2003-32.
5. Зинкевич- Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии»
6. Э. И. Иванов: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001 г.
|