Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

План работы по самообразованию на тему: «Сказка как средство духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Конспекты планов в детском саду
Автор: Балаян Жанна Артюшовна   
10.02.2025 21:25

План работы по самообразованию на тему: «Сказка как средство духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста»План работы по самообразованию на тему: «Сказка как средство духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

МБОУ Одинцовская СОШ №1 дошкольное отделение – детский сад №23

Воспитатель: высшей квлиф. категории Балаян Ж.А. Одинцово 2025 г.

«Сказка-это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений» В.А. Сухомлинский

Все дети любят сказки.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

 Скачать конспект

Духовно-нравственное воспитание- это формирование ценностного отношения к жизни обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта зависит от системы воспитания и образования. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки. Сказка выступает как благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Русская педагогика ещё более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом методе.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

В.А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказки человек познает мир не только умом, но и сердцем». По мнению В.А. Сухомлинского сказка благодатный и ничем не заменимый источник любви к Родине.

Актуальность:

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила своё предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников.

Сказка –это среда для развития нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской агрессивности по отношению друг к другу и к близким людям. Под влиянием современных мультфильмов у детей искажены представления о таких духовных и нравственных качествах как: доброта, милосердие, справедливость. Поэтомус самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эффективность сказки при работе с детьми выражается следующим образом:

  • Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, с другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Цели:

  • Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало;
  • Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки;
  • Формировать нравственные представленияо воспитании нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания);
  • Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

  • Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений;
  • Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор;
  • Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям;
  • Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту;
  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других;
  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
  • Подобрать диагностические материалы;
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании ребенка.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

  • Проведение родительских собраний;
  • Индивидуальные консультации и беседы с родителями;
  • Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

Образовательные области:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно – эстетическое;
  • Физическое развитие;
  • Социально-коммуникативное.

Перспективный план работы

по самообразованию на 2024–2025 гг. по теме:

«Сказка как средство духовно – нравственноговоспитания дошкольников»

 

   Месяц

Совместная деятельность с детьми.

Взаимодействие с родителями.

Сентябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор материала необходимых для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»: постановка целей и задач по данной теме.

Консультация для родителей: 

«Как подружить ребенка с книгой».

Консультация родителей о том, с какими сказками необходимо ознакомить детей по возрасту.

Октябрь

Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».

Методические приемы:

-Чтение детям и пересказ сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» русская народная в обр. А.Н.Толстого; рассматривание иллюстрации.

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Консультация для родителей: 

«Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

Ноябрь

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Методические приемы:

- Чтение и пересказ детям сказки: 

«Лиса изаяц»   (в  обр.  А.Н. Толстого),  

 -Дидактическая игра: 

«Угадай сказку».

Консультация для родителей: 

 «Особенности чтения сказок о животных».

Декабрь

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

Методические приемы:

- Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»

-Настольно – печатные игры по мотивам сказок 

(разрезные картинки, лото).

В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. 

Темы: 

«Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».

Январь

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы:

-Чтение детям сказки: К.И. Чуковский.  «Доктор Айболит»

-Прослушивание аудиозаписи сказки.

-Консультация для родителей: 

«Почитай мне сказку».

-Беседа индивидуальная с родителями на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.

Февраль

Роль сказки в воспитании детей.

Методические приемы:

-Обустроить уголок ряженья.

- Консультация для родителей:

«Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Март

1. Изучение темы: 

«Влияние сказок на психику ребенка».

Методические приемы:

-Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

-Консультация для родителей:

 «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Апрель

Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Методические приемы:

-Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

-Добавить материал в театральный уголок.

2. Театрализация сказки "Заяц-портной".

-В уголке для родителей поместить книжку –раскладку: 

«О чем и как беседовать с детьми после чтения».

Май

Самоанализ плана по самообразованию.

Методические приемы.

-Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

Выставка работ детей и родителей: 

«Наши любимые сказки».

  1. В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
  2. Сборник научно-методических статей. Орёл 2015 г. Под редакцией О. В. Бережнова.
  3. Ильин И. «Духовный мир сказки».

     4. З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи» М: 2003-32.

     5. Зинкевич- Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии»

     6. Э. И. Иванов: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001 г.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 5 (367) выйдет
16 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год