Месяц/
неделя
|
Тема
|
Программное содержание
|
Материалы и оборудование
|
Методические приемы
|
Сентябрь
1
неделя
|
Беседа
«Мы в Мордовии живем»
|
Познакомить с территориальным расположением Мордовии, с городами и населенными пунктами Мордовии. Расширять представления детей о республике Мордовии, ее столице -Саранске, достопримечательностях города Саранска. Воспитывать чувство гордости за свою республику, за родной город
|
Карта Мордовии и Саранска, набор цветных открыток «Мордовия», альбом «Мой Саранск», ИКТ, аудиозаписи
|
Организационный момент, чтение стихотворения, беседа, рассматривание карт, альбома, открыток, дидактическая игра, подвижная игра, пословицы и поговорки о Родине
|
П/и «В волков»
|
Продолжать знакомить детей с мордовскими подвижными играми, развивающими двигательную активность, физические качества – выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
|
Маска волка, серпы (палочки)
|
Словесные:
организационный момент, объяснение правил игры, Наглядные: показ действий, Практические: подвижная игра
|
2
неделя
|
Беседа о столице Мордовии - Саранске
|
Формировать устойчивый интерес к родному городу, чувства патриотизма, чувство быть гражданином Саранска, России;
Обогащать детей новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях – почетных жителях родного города;
Воспитывать уважение к труду взрослых
|
Презентация «Достопримечательности города Саранск», компьютер, портреты знаменитых и выдающихся личностей г.Саранск
|
Чтение, беседа, рассказ воспитателя, викторина, физкультминутка.
|
П/и «В гусей и волка»
|
Продолжать знакомить детей с мордовскими подвижными играми, развивающими двигательную активность, физические качества – выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
|
Маска волка.
|
Словесные:
организационный момент, объяснение правил игры, Наглядные: показ действий, Практические: подвижная игра
|
3
неделя
|
Беседа «Мордовский орнамент».
|
Познакомить детей с мордовским орнаментом, разнообразием форм; приобщить детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства; воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре мордовского народа; воспитать в детях чувства радости и гордости за свою малую родину.
|
Кукла – мордовочка, мордовские игрушки, элементы мордовского орнамента, предметы быта (салфетки, полотенца), одежда с мордовским орнаментом; рассматривание книг «Мордовская народная вышивка», «Мордовский национальный костюм», дидактическая игра «Мордовский узор»,
|
Словесные:
беседа, рассказ воспитателя,
художественное слово.
Наглядные: рассматривание.
|
ООД «Украшение салфетки»
|
Учить детей изображать элементы мордовского узора («крест», «галочка», «елочка», «ромб»), ритмично располагать их. Познакомить с цветовой гаммой, характерной для мордовских узоров (красный – черный – белый). Учить гармонично сочетать цвета. Развивать чувство композиции и ритма.
|
Карандаши, листы (на каждого ребенка)
|
Словесные:
беседа, художественное слово.
Наглядные: рассматривание.
Практические: рисование.
|
4
неделя
|
Мордовская народная игрушка матрешка-мордовочка
|
Продолжать ознакомление детей с мордовским прикладным искусством, народной игрушкой;
- учить выделять элементы и колорит мордовского орнамента
|
Матрешки с русским и мордовским узором, иллюстрации с изображением мордовских матрешек, схема основных элементов мордовского орнамента
|
Словесные: загадка, рассказ воспитателя, вопросы;
наглядные: показ матрешек, иллюстраций, схем орнамента, Игровые: игра-приветствие, пальчиковая игра «Мы – красавицы матрешки».
|
П/и «В петушка»
|
Продолжать знакомить детей с мордовскими подвижными играми, развивающими двигательную активность, физические качества – выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
|
Маска петушка.
|
Словесные:
организационный момент, объяснение правил игры, Наглядные: показ действий, Практические: подвижная игра
|
Октябрь
1
неделя
|
Беседа «Растительность Мордовии»
|
Расширять представления детей об особенностях природы родного края, о многообразии растительного мира.
Воспитывать любознательность, познавательный интерес, бережное отношение к природе
|
Презентация «Мордовский государственный заповедник им.Смидовича», набор предметных картинок «Деревья»
|
Рассматривание, беседа, загадывание загадок, подвижная игра, ЧХЛ
|
ООД Мордовская народная сказка «Диль-диль, дедынька»
|
Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.
|
Книга с иллюстрациями
|
Словесные:
Беседа, чтение
Наглядные: рассматривание иллюстраций
|
2
неделя
|
Составление описательного рассказа на тему «Осень в Мордовии»
|
Развивать связную речь детей посредством составления рассказа.
Продолжать знакомить с мордовским языком.
Воспитывать умение видеть и описывать красоту осени
|
Цветные иллюстрации с видами осени
|
Рассматривание иллюстраций, чтение примет, поговорок, пословиц об осени. Коллективное рассказывание, рефлексия
|
Слушание: «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А.Громыхина
|
Продолжать знакомить с произведениями композиторов Мордовии. Учить определять характер инструментальных произведений. Учить различать «на слух» русскую, мордовскую пляску.Формировать представление о мордовской народной музыке.
|
Аудиозапись.
|
Словесные:
Беседа о различных музыкальных жанрах
Слуховой: слушание музыки
|
3
неделя
|
Беседа о правилах безопасного поведения в природе
|
Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать элементарные экологические представления.
|
Знаки: «Не сорить в лесу! », «Не оставлять непотушенный костёр в лесу», «Не шуметь в лесу! »; предметы: рюкзак, предметы для д/и «Что возьмём с собой в поход»: коробок спичек, мешок для мусора, аптечка, зелёнка, лейкопластырь, бутылка с водой, кубики, утюг, «мусор»: коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков; картинки с изображением растений леса и огорода; картинки по безопасности на природе.
|
Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.
|
Заучивание стихотворения
Р. Федькина «Грибок»
|
Учить выразительно читать стихотворение наизусть.
|
Книга с иллюстрациями
|
Словесные:
Беседа, чтение
Наглядные: рассматривание иллюстраций
Практический: заучивание.
|
4
неделя
|
ООД «Украшение полотенца мордовским орнаментом»
|
Учить детей изображать элементы мордовского узора «крест» и «ромб», ритмично располагая их. Учить подбирать цвета и гармонично сочетать их. Развивать интерес к мордовскому декоративно-прикладному искусству.
|
Листы бумаги белого цвета, гуашь.
|
Словесные:
беседа, художественное слово.
Наглядные: рассматривание.
Практические: рисование.
|
Слушание: «Земля моя любимая» муз. А.Аверкина, сл. П.Черняева
|
Продолжать знакомить с произведениями композиторов Мордовии. Учить определять характер инструментальных произведений. Учить различать «на слух» русскую, мордовскую пляску. Формировать представление о мордовской народной музыке.
|
Аудиозапись.
|
Слушание: «Земля моя любимая» муз. А.Аверкина, сл. П.Черняева
|
5 неделя
|
Беседа «Символика Мордовии»
|
Продолжать знакомить детей с гербом, флагом и гимном Мордовии. Воспитывать гражданско-патриотические чувства
|
Плакаты с изображением государственной символики республики Мордовия, аудиозапись гимна
|
Рассматривание, беседа. Слушание, заучивание наизусть, дидактическая игра, подвижная игра, продуктивная деятельность.
|
ООД Чтение рассказа Л.Земсковой «Кто нужнее»
|
Знакомить с жанром рассказа; учить понимать тему и содержание рассказа; закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.
|
Книга с иллюстрациями
|
Словесные:
Беседа, чтение
Наглядные: рассматривание иллюстраций
|
Ноябрь
1
неделя
|
Беседа «День народного единства»
|
Закрепить знания об истории происхождения мордвы, о вхождении в состав России.
Углубить представления о народах, проживающих в Мордовии.
Воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей, их культуре и обычаям.
|
Куклы в национальной одежде, цветные иллюстрации, детские раскраски «Костюмы народов России»
|
Дидактическая игра, рассматривание, беседа, показ, рассказ воспитателя, подвижная игра, ЧХЛ
|
Прибаутка «Давай. друг, помиримся»
|
Продолжать знакомить с мордовским фольклором. Формировать представление о мордовской народной культуре.
|
Книга с иллюстрациями, «чудесный» мешочек, игрушки - белочка, лиса, мышка, мишка, зайчик, куклы.
|
|
2
неделя
|
ООД Мордовская народная сказка «Как собака друга искала»
|
Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки; учить понимать и оценивать характер и поступки героев; подвести к пониманию жанровых особенностей сказки.
|
Книга с иллюстрациями
|
Словесные:
Беседа, чтение
Наглядные: рассматривание иллюстраций
|
П/и «В гусей и волка»
|
Продолжать знакомить детей с мордовскими подвижными играми, развивающими двигательную активность, физические качества – выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
|
Маска волка.
|
Словесные:
организационный момент, объяснение правил игры, Наглядные: показ действий, Практические: подвижная игра
|
3
неделя
|
Беседа о народах населяющих Мордовию
|
Познакомить детей с историй возникновения народов мокша и эрзя, местами расселения;
способствовать формированию понятия «мордовский народ»; воспитывать у детей уважение к своей культуре.
|
Альбомы: «Мордовская национальная одежда» (эрзя, мокша), «Мой край- Мордовия моя». Изображение рек: Сура и Мокша на карте.
|
Словесные:
Беседа, чтение
Наглядные: рассматривание иллюстраций
|
П/и «Раю, раю»
|
Продолжать знакомить детей с мордовскими подвижными играми, развивающими двигательную активность, физические качества – выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
|
|
Словесные:
организационный момент, объяснение правил игры, Наглядные: показ действий, Практические: подвижная игра
|
4
неделя
|
ООД Чтение рассказа Я. Пинясова «Вредная бочка»
|
Учить понимать тему и содержание рассказа; закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.
|
Книга с иллюстрациями
|
Словесные:
Беседа, чтение
Наглядные: рассматривание иллюстраций
|
Беседа «Национальные блюда мордовского народа»
|
Познакомить детей с новыми мордовскими словами, закрепить знания о национальных блюдах
|
Набор открыток «Мордовская кухня», иллюстрации, фотографии
|
Беседа, рассматривание, словарная работа
|
Декабрь
1
неделя
|
Беседа «Животный мир Мордовии»
|
Расширять представления детей о диких животных Мордовии.
Воспитывать бережное отношение к живой природе родного края
|
Картинки «Животные наших лесов», набор игрушек «Животные», карта Мордовии
|
Постановка проблемной ситуации, рассматривание, беседа, д/и, п/и, продуктивная деятельность, ЧХЛ
|
П/и «В зайчиков»
|
Продолжать знакомить детей с мордовскими подвижными играми, развивающими двигательную активность, физические качества – выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
|
|
Словесные:
организационный момент, объяснение правил игры, Наглядные: показ действий, Практические: подвижная игра
|
2
неделя
|
ООД Мордовская народная сказка «Серебряный зубок»
|
Учить понимать образное содержание и идею сказки, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать творческое воображение.
|
Книга с иллюстрациями
|
Словесные:
Беседа, чтение
Наглядные: рассматривание иллюстраций
|
Слушание «Веселое настроение», муз. Н. Кошелевой
|
Продолжать знакомить с произведениями композиторов Мордовии. Учить определять характер инструментальных произведений. Учить различать «на слух» русскую, мордовскую пляску. Формировать представление о мордовской народной музыке.
|
Аудиозапись.
|
Словесные:
Беседа о различных музыкальных жанрах
Слуховой: слушание музыки
|
3
неделя
|
Знакомство с деревянной скульптурой мастеров села Подлесная Тавла
|
Продолжать знакомить детей с мордовской национальной игрушкой.
Воспитывать интерес к народному творчеству
|
Деревянные игрушки из Подлесной Тавлы, иллюстрации и фотографии, листы бумаги, карандаши
|
Рассматривание, беседа, ИКТ, рисование эскиза простым карандашом
|
П/и «Шарагу-варагу,»
|
Продолжать знакомить детей с мордовскими подвижными играми, развивающими двигательную активность, физические качества – выносливость, ловкость, быстроту, пространственную ориентировку.
|
|
Словесные:
организационный момент, объяснение правил игры, Наглядные: показ действий, Практические: подвижная игра
|
4
неделя
|
Беседа «Новый год»
|
Познакомить детей с новыми словами — словами на тему «Новый год» на мордовском языке
|
Игрушки: елка, дед Мороз, Снегурочка
|
Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание, загадывание загадок, д/и
|
ООД Чтение Я. Пинясов «Дед Мороз»
|
Учить понимать тему и содержание рассказа; закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову; развивать интерес к информации, которую несет текст.
|
Книга с иллюстрациями
|
Словесные:
Беседа, чтение
Наглядные: рассматривание иллюстраций
|