Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Перспективное планирование по ознакомлению с родным краем.
Конспекты планов в детском саду
Автор: Потехина Ирина Викторовна   
06.10.2021 21:06

Перспективное планирование по ознакомлению с родным краем.Перспективное планирование по ознакомлению с родным краем.

автор Потехина Ирина Викторовна воспитатель МАДОУ №300 г. Красноярска

Красноярье — край родной!
Где найдешь ещё такой?
Ширь, простор, богатство недр,
Лиственница здесь и кедр.

Здесь отец живёт и мать...
Я хочу про край всё знать!

С чего начинается Родина? Для ребенка — со знакомства с тем местом, где он родился, с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Этот процесс продолжается в дошкольном возрасте при целенаправленном воздействии со стороны педагога. Ведь дошкольный возраст очень важный и, самое главное, благоприятный период в жизни ребенка для этой деятельности. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны знания о важных событиях истории, фактов географии, достижениях в культуре и искусстве, если они преподносятся в доступной форме и вызывают интерес.

 Скачать конспект

Что же для ребёнка краеведение? Это изучение той части страны, того места, где он родился, где живут его родители, находится его дом и детский сад. Педагог инициирует дошкольников замечать вокруг то новое, что создается руками людей, ценить и беречь то, что их окружает. Воспитывая детей на событиях, связанных с историей города и родного края, мы формируем чувство гордости и любви к своей Малой Родине. Краеведение сегодня становится очень важным звеном в развитии дошкольника.

Цель разработки: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему Красноярского края через планирование познавательной и практической деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей географическим положением Красноярского края на карте России;
  • Дать знания о памятниках, архитектурных зданиях, природных заповедных местах Красноярского края;
  • Познакомить детей с именами и деятельностью знаменитых людей Красноярска;
  • Расширить представления о природных особенностях Красноярского края;
  • Обучить основам работы с географической картой и картой города Красноярска;

Развивающие:

  • Развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
  • Развивать зрительную, слуховую и моторную память;
  • Развивать познавательную активность;

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно-патриотические качества;
  • Воспитывать бережное отношение к городу и природе.

С точки зрения ФГОС дошкольного образования, данная методическая разработка направлена также на поддержку инициативы, самостоятельности и ответственности детей в специфических для них видах деятельности; приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка.

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

     месяц

Тема недели

                       Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

Сентябрь

Д/сад

5-6   Что изучает краеведение? Карта России как источник информации. Географическое положение края. Общие сведения(Енисей,Красноярское море,крупные города (Красноярск, Норильск, Ачинск, Канск),природные богатства: древесина, пушнина, рыба,грибы,ягоды,полезные ископаемые)

6-7 Карта Красноярского края. Флаг. Губернатор края. Общие сведения(Крупные реки: Енисей, Ангара, Кан, Мана,Туба;

оз. Таймыр; лечебные озера Учум, Тагарское; Полезные ископаемые: газ, уголь, золото, нефть, руды, алмазы, гранит, графит). Источники минеральной воды(Кожановская, Тагарская, Нанжуль)

5-6 Организация мини-центра по краеведению в группе. Создание альбома о Красноярском крае.

6-7 Выставка детско-взрослых рисунков «Мой край».

Дары осени

5-6 Природные дары(кедровый орех,папоротник, брусника,клюква,черника,черемша,грибы)

6-7 Дополнительно:

Выращивание гречихи и зерновых культур. Мед. Лекарственные травы и ягоды (шиповник, боярышник).

5-6 Создание плаката-коллажа «Дары нашего края».

6-7 Просмотр спектакля по краеведению.

     месяц

     Тема недели

                     Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

Октябрь

Лес

5-6 Путешествие по климатической карте края:

Природные зоны (горы, степь, тайга, тундра)

6-7 Дополнительно:

Тайга как богатство края(кедр, лиственница)

Природоохранные мероприятия.

5-6 Творческая мастерская (коллаж «Наш край».

6-7   Тематическое занятие.

Наш город

5-6 Красноярск как столица края. Краеведческий музей, Краевая больница, Краевой театр кукол и т.д

Основные достопримечательности(мосты, фонтаны, парки и зоопарк, цирк, театры)

6-7 Краткая история основания города. Геральдика.   Экскурсия по карте-схеме города. Улицы, названные в честь знаменитых людей (Сурикова, Горького, Ломоносова, Дубенского)  

Достопримечательности (памятники, музеи, архитектура) Знаменитые люди культуры и спорта( Суриков, Хворостовский, Астафьев, Поздеев, Ярыгин, Н.Чеховская(балет),Годенко, Устюгов,)

5-6 Целевая прогулка на Тематическую площадку МАДОУ «Мой Красноярск».

6-7 Экскурсия в Краеведческий музей или обзорная по городу.

     месяц

   Тема недели

                     Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

Ноябрь

Кто живёт в России

5-6 Многонациональность края. Различие во внешнем облике и зависимость от климатических условий. Русские как основное население края.

6-7 Основные народности и их места проживания. Особенности жилища,питания северян, русских и хакасов. Народные песни и творчество.

5-6 Обрядовый праздник

«Посиделки».

6-7 Составление альбома «Народы Красноярского края».

Животные Севера

5-6 Животный мир края(основное). Зависимость внешнего облика и образа жизни от климатических условий природных зон края.

6-7 Дополнительно:

Красная книга животных края.

5-6 Составление фотоальбома « Животный мир нашего края».

6-7 Квест «Животный мир нашего края»

или Экскурсия в зоопарк «Роев Ручей».

     месяц

   Тема недели

           Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

   Декабрь

   Зима

5-6 Знакомство с творчеством художника В.И Сурикова. Рассматривание картины «Взятие снежного городка».

6-7 Основные факты биографии В.И. Сурикова. Картины.

5-6 Пополнение мини-центра портретом и репродукциями картин.

6-7 Экскурсия в дом-музей В. Сурикова .

Игры зимой

5-6 Народные игры народов Севера края.

6-7 Народные игры народов Красноярского края.

5-6 Физ. Досуг.

6-7 Спортивный праздник.

     месяц

   Тема недели

                   Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

   Январь

   Сказки

5-6 Сказки народов края.

6-7 Устное народное творчество народов края( сказы, загадки,пословицы и поговорки)

Знакомство с литературным наследием знаменитых писателей( Астафьев, Николай Оёгир (Эвенкия), Иван Пантелеев(рассказы для детей),Игнатий Рождественский(поэзия о природе),Роман Солнцев

5-6 Вечер развлечения.

6-7 Театрализация по произведениям.

Народные промыслы

5-6 Народно-прикладное искусство народов края(береста, резьба по дереву )

6-7 Дополнительно:

Резьба по   кости, бисероплетение,сувениры из меха и т.п)

5-6 Тематическое занятие.

6-7 Творческая   мастерская(Выставка поделок)

     месяц

     Тема недели

                 Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

Февраль

Предметы нас окружающие

5-6 Использование древесины в крае (Изготовление бумаги, картона,пиломатериала,дсп, двп, мебели)

5-6 Экскурсия в пожарную часть.

   Безопасность

6-7 Противопожарная безопасность в крае. Работа МЧС по тушению лесных пожаров в крае.

8-7 Акция

«Спасем дерево от вырубки»

(сбор макулатуры)

     месяц

   Тема недели

           Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

     Март

Кутюрье

5-6 Русский   национальный костюм. Музыкальные инструменты и игрушки.

6-7 Национальная одежда северных народов края .

5-6 Музыкальное развлечение.

6-7 Мастер-класс

«Украшение костюма».

Профессии

5-6 Профессии ,связанные с промышленностью и природой края (нефтяник, шахтер, егерь, металлург, машиностроитель,энергетик,речник)

6-7 Дополнительно:

Крупное производство: ГЭС,Норильский Никель,Русал, Красмаш (холодильники «Бирюса»), Красноярская судоверфь(речные суда),Кр.шинный завод, Назаровский завод с/х машин, Крастяжмаш (мостовые краны), ЦБК и ДОК(двп, дсп, пиломатериал),Завод Цветных металлов, Краскон, Бирюсинка.

5-6 Создание альбома «Что дает наш край стране?»

6-7 Проект «Профессии наших родителей».

Экскурсия на производство.

     месяц

   Тема недели

                     Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

Апрель

Планета Земля

5-6 Заповедники края (На примере Большого Арктического и заповедника Столбы)

6-7   Дополнительно:

7 заповедников края (кратко)

Природоохранные службы края .

5-6 Создание макета части одного из заповедников .

6-7 Экскурсия в заповедник «Столбы».

Водные обитатели

5-6 Рыбы водоемов края (Щука, окунь, осётр, хариус, горбуша, стерлядь, сиг, форель)

6-7 Дополнительно: Красная книга рыб края.

5-6 Творческая мастерская(создание книги «Рыбы нашего края».

6-7 Создание плаката «Защитим рыб!»

май

   9 мая

5-6 Мемориал Победы как музей ВОВ. Основные памятники, посвященные ВОВ.

6-7 Воины-сибиряки в годы ВОВ

5-6 Бессмертный полк в мини-музее группы.

6-7 Экскурсия на

   Работа по краеведению обогащает детей знаниями о родном крае, способствует воспитанию любви к нему и формирует патриотические   качества характера.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа / Н. В. Алешина. — Москва: ООО»Элизе Трейдинг», 2002
  2. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва: Детство-Пресс, 2015
  3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Д.в. №12, 2001 г.
  4. Крутовская Е.А. Были и сказки Заповедного леса: Рассказы, стихи, сказки. – Красноярск: «Тренд», 2009
  5. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003.
  6. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003.
  7. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001.
  8. Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989.
  9. Статейнов А. Флора и фауна Сибири в 3-х томах. Красноярск: Издательство «Буква», 2008.
  10. Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
  11. Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1999г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год