Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Перспективное планирование по ознакомлению с родным краем.
Конспекты планов в детском саду
Автор: Потехина Ирина Викторовна   
06.10.2021 21:06

Перспективное планирование по ознакомлению с родным краем.Перспективное планирование по ознакомлению с родным краем.

автор Потехина Ирина Викторовна воспитатель МАДОУ №300 г. Красноярска

Красноярье — край родной!
Где найдешь ещё такой?
Ширь, простор, богатство недр,
Лиственница здесь и кедр.

Здесь отец живёт и мать...
Я хочу про край всё знать!

С чего начинается Родина? Для ребенка — со знакомства с тем местом, где он родился, с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Этот процесс продолжается в дошкольном возрасте при целенаправленном воздействии со стороны педагога. Ведь дошкольный возраст очень важный и, самое главное, благоприятный период в жизни ребенка для этой деятельности. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны знания о важных событиях истории, фактов географии, достижениях в культуре и искусстве, если они преподносятся в доступной форме и вызывают интерес.

 Скачать конспект

Что же для ребёнка краеведение? Это изучение той части страны, того места, где он родился, где живут его родители, находится его дом и детский сад. Педагог инициирует дошкольников замечать вокруг то новое, что создается руками людей, ценить и беречь то, что их окружает. Воспитывая детей на событиях, связанных с историей города и родного края, мы формируем чувство гордости и любви к своей Малой Родине. Краеведение сегодня становится очень важным звеном в развитии дошкольника.

Цель разработки: Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к культурному наследию, историческому прошлому и настоящему Красноярского края через планирование познавательной и практической деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить детей географическим положением Красноярского края на карте России;
  • Дать знания о памятниках, архитектурных зданиях, природных заповедных местах Красноярского края;
  • Познакомить детей с именами и деятельностью знаменитых людей Красноярска;
  • Расширить представления о природных особенностях Красноярского края;
  • Обучить основам работы с географической картой и картой города Красноярска;

Развивающие:

  • Развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
  • Развивать зрительную, слуховую и моторную память;
  • Развивать познавательную активность;

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно-патриотические качества;
  • Воспитывать бережное отношение к городу и природе.

С точки зрения ФГОС дошкольного образования, данная методическая разработка направлена также на поддержку инициативы, самостоятельности и ответственности детей в специфических для них видах деятельности; приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка.

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

     месяц

Тема недели

                       Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

Сентябрь

Д/сад

5-6   Что изучает краеведение? Карта России как источник информации. Географическое положение края. Общие сведения(Енисей,Красноярское море,крупные города (Красноярск, Норильск, Ачинск, Канск),природные богатства: древесина, пушнина, рыба,грибы,ягоды,полезные ископаемые)

6-7 Карта Красноярского края. Флаг. Губернатор края. Общие сведения(Крупные реки: Енисей, Ангара, Кан, Мана,Туба;

оз. Таймыр; лечебные озера Учум, Тагарское; Полезные ископаемые: газ, уголь, золото, нефть, руды, алмазы, гранит, графит). Источники минеральной воды(Кожановская, Тагарская, Нанжуль)

5-6 Организация мини-центра по краеведению в группе. Создание альбома о Красноярском крае.

6-7 Выставка детско-взрослых рисунков «Мой край».

Дары осени

5-6 Природные дары(кедровый орех,папоротник, брусника,клюква,черника,черемша,грибы)

6-7 Дополнительно:

Выращивание гречихи и зерновых культур. Мед. Лекарственные травы и ягоды (шиповник, боярышник).

5-6 Создание плаката-коллажа «Дары нашего края».

6-7 Просмотр спектакля по краеведению.

     месяц

     Тема недели

                     Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

Октябрь

Лес

5-6 Путешествие по климатической карте края:

Природные зоны (горы, степь, тайга, тундра)

6-7 Дополнительно:

Тайга как богатство края(кедр, лиственница)

Природоохранные мероприятия.

5-6 Творческая мастерская (коллаж «Наш край».

6-7   Тематическое занятие.

Наш город

5-6 Красноярск как столица края. Краеведческий музей, Краевая больница, Краевой театр кукол и т.д

Основные достопримечательности(мосты, фонтаны, парки и зоопарк, цирк, театры)

6-7 Краткая история основания города. Геральдика.   Экскурсия по карте-схеме города. Улицы, названные в честь знаменитых людей (Сурикова, Горького, Ломоносова, Дубенского)  

Достопримечательности (памятники, музеи, архитектура) Знаменитые люди культуры и спорта( Суриков, Хворостовский, Астафьев, Поздеев, Ярыгин, Н.Чеховская(балет),Годенко, Устюгов,)

5-6 Целевая прогулка на Тематическую площадку МАДОУ «Мой Красноярск».

6-7 Экскурсия в Краеведческий музей или обзорная по городу.

     месяц

   Тема недели

                     Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

Ноябрь

Кто живёт в России

5-6 Многонациональность края. Различие во внешнем облике и зависимость от климатических условий. Русские как основное население края.

6-7 Основные народности и их места проживания. Особенности жилища,питания северян, русских и хакасов. Народные песни и творчество.

5-6 Обрядовый праздник

«Посиделки».

6-7 Составление альбома «Народы Красноярского края».

Животные Севера

5-6 Животный мир края(основное). Зависимость внешнего облика и образа жизни от климатических условий природных зон края.

6-7 Дополнительно:

Красная книга животных края.

5-6 Составление фотоальбома « Животный мир нашего края».

6-7 Квест «Животный мир нашего края»

или Экскурсия в зоопарк «Роев Ручей».

     месяц

   Тема недели

           Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

   Декабрь

   Зима

5-6 Знакомство с творчеством художника В.И Сурикова. Рассматривание картины «Взятие снежного городка».

6-7 Основные факты биографии В.И. Сурикова. Картины.

5-6 Пополнение мини-центра портретом и репродукциями картин.

6-7 Экскурсия в дом-музей В. Сурикова .

Игры зимой

5-6 Народные игры народов Севера края.

6-7 Народные игры народов Красноярского края.

5-6 Физ. Досуг.

6-7 Спортивный праздник.

     месяц

   Тема недели

                   Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

   Январь

   Сказки

5-6 Сказки народов края.

6-7 Устное народное творчество народов края( сказы, загадки,пословицы и поговорки)

Знакомство с литературным наследием знаменитых писателей( Астафьев, Николай Оёгир (Эвенкия), Иван Пантелеев(рассказы для детей),Игнатий Рождественский(поэзия о природе),Роман Солнцев

5-6 Вечер развлечения.

6-7 Театрализация по произведениям.

Народные промыслы

5-6 Народно-прикладное искусство народов края(береста, резьба по дереву )

6-7 Дополнительно:

Резьба по   кости, бисероплетение,сувениры из меха и т.п)

5-6 Тематическое занятие.

6-7 Творческая   мастерская(Выставка поделок)

     месяц

     Тема недели

                 Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

Февраль

Предметы нас окружающие

5-6 Использование древесины в крае (Изготовление бумаги, картона,пиломатериала,дсп, двп, мебели)

5-6 Экскурсия в пожарную часть.

   Безопасность

6-7 Противопожарная безопасность в крае. Работа МЧС по тушению лесных пожаров в крае.

8-7 Акция

«Спасем дерево от вырубки»

(сбор макулатуры)

     месяц

   Тема недели

           Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

     Март

Кутюрье

5-6 Русский   национальный костюм. Музыкальные инструменты и игрушки.

6-7 Национальная одежда северных народов края .

5-6 Музыкальное развлечение.

6-7 Мастер-класс

«Украшение костюма».

Профессии

5-6 Профессии ,связанные с промышленностью и природой края (нефтяник, шахтер, егерь, металлург, машиностроитель,энергетик,речник)

6-7 Дополнительно:

Крупное производство: ГЭС,Норильский Никель,Русал, Красмаш (холодильники «Бирюса»), Красноярская судоверфь(речные суда),Кр.шинный завод, Назаровский завод с/х машин, Крастяжмаш (мостовые краны), ЦБК и ДОК(двп, дсп, пиломатериал),Завод Цветных металлов, Краскон, Бирюсинка.

5-6 Создание альбома «Что дает наш край стране?»

6-7 Проект «Профессии наших родителей».

Экскурсия на производство.

     месяц

   Тема недели

                     Объем знаний по краеведению

Итоговое мероприятие

Апрель

Планета Земля

5-6 Заповедники края (На примере Большого Арктического и заповедника Столбы)

6-7   Дополнительно:

7 заповедников края (кратко)

Природоохранные службы края .

5-6 Создание макета части одного из заповедников .

6-7 Экскурсия в заповедник «Столбы».

Водные обитатели

5-6 Рыбы водоемов края (Щука, окунь, осётр, хариус, горбуша, стерлядь, сиг, форель)

6-7 Дополнительно: Красная книга рыб края.

5-6 Творческая мастерская(создание книги «Рыбы нашего края».

6-7 Создание плаката «Защитим рыб!»

май

   9 мая

5-6 Мемориал Победы как музей ВОВ. Основные памятники, посвященные ВОВ.

6-7 Воины-сибиряки в годы ВОВ

5-6 Бессмертный полк в мини-музее группы.

6-7 Экскурсия на

   Работа по краеведению обогащает детей знаниями о родном крае, способствует воспитанию любви к нему и формирует патриотические   качества характера.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа / Н. В. Алешина. — Москва: ООО»Элизе Трейдинг», 2002
  2. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва: Детство-Пресс, 2015
  3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Д.в. №12, 2001 г.
  4. Крутовская Е.А. Были и сказки Заповедного леса: Рассказы, стихи, сказки. – Красноярск: «Тренд», 2009
  5. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003.
  6. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003.
  7. Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001.
  8. Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989.
  9. Статейнов А. Флора и фауна Сибири в 3-х томах. Красноярск: Издательство «Буква», 2008.
  10. Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
  11. Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1999г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год