Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
Педагогика
Автор: Елена Онищенко   
26.02.2015 22:56

Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.

Пояснительная записка

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.

Образовательная программа дополнительного образования младших дошкольников «Совенок» разработана на основе методических рекомендаций, пособий, развивающих и интеллектуальных игр следующих авторов: Л.Г. Петерсон, Е.е Кочемасова.А.В.Белошистая,З. А. Михайлова, И. Н Чеплашкина.Т. Г. Харько, В. П.

Скачать конспект

При составлении программы учитывались интересы детей данного возраста. Основные положения программы ФГОС ДОО, социальный запрос, пожелания родителей воспитанников.

Форма реализации программы — «кружок» детское объединение на базе ДОУ

Программа носит вариативный характер.

Процесс обучения ориентирует на мотивацию к познанию и творчеству, к развитию

воображения, внимания, памяти, расширяет кругозор и способствует самореализации воспитанника в системе дополнительного образования, затрагивая не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу воспитанников.

Данная программа может быть успешно реализована при наличии необходимой материально- технической базы, заинтересованного отношения к данной образовательной деятельности как самого педагога, так и воспитанников.

Актуальность программы состоит в том, что дошкольное образование воспитанников является важным звеном общей системы образования. Сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемных ситуаций, доставляет воспитанникам удовольствие получать результат тех или иных математических действий, возникает потребность овладеть определенными знаниями самостоятельно.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что наиболее благоприятным периодом для начала приобщения ребят к обучению является дошкольный возраст. Учебные умения и навыки ребят развиваются тем быстрее, чем раньше начинается обучение каким- либо видам мыслительной деятельности.

У воспитанников развиваются личностные качества: терпение, усердие, сосредоточенность, самостоятельность, аккуратность, то есть происходит нравственное развитие. Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения,

многократность отработки навыков и умений (в разных формах) и повтор действий повышают качество усвоения образовательной программы. Воспитанники радуются и с большим желанием начинают заниматься, когда видят, как возрастают их силы и возможности. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения.

Задача педагога — в доступной форме дать начальные знания основ математической науки, раскрыть интеллектуальные возможности воспитанника.

Виды деятельности, предлагаемые в программе, подобраны с учетом психологических особенностей дошкольника, уровня их умений и навыков, а содержание отображает познавательный интерес младшего дошкольника.

Новизна программы заключается в организации процесса освоения образовательного материала: ключевые понятия вводятся через игровые задания и упражнения, поэтому внимание воспитанников акцентируется на важных моментах, не снижая интереса с самому виду деятельности, по изучении каждой темы проводится итоговая игра-путешествие. Все занятия проходят в игровой форме, что помогает воспитаннику адаптироваться в учебном процессе. Обучающие игры — вид деятельности. Занимаясь играя, дети получают новые знания, которые расширяют, углубляют и закрепляют. Таким образом, воспитанники включаются в ориентированную творческую интеллектуальную деятельность.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является вариативность внедрения в систему образования:

  • как комплексная (входит в общий комплекс обучения, как неотъемлимая часть образовательной системы)
  • как интегрированная программа (взаимосвязана с другими образовательными областями (художественно — эстетическая, физическая, речевая, социально-коммуникативная)
  • как отдельная программа обучения дошкольников элементарным математическим представлениям, (где каждая тема обучения усложняется в зависимости от индивидуальных особенностей индивида, задача каждого занятия решается разными способами с помощью игр развивающего блока ( «Логические блоки Дьенеша», «Цветные палочки Кюизеля»)
  • в каждом занятии используются: схема, либо план-схема, что усложняет занятие

и обучает началам моделирования

Целью педагогического содействия логико – математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико – математических представлений свойства, отношения, связи, зависимости, начало основ геометрии, способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация),

Основные задачи:

  • развитие сенсорных (предметно — действенных) способов познания: свойств и отношений, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
  • развитие логико — математических представлений о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах
  • освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация)
  • развитие представлений о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация)
  • овладение математическими способами познания действительности (счет, измерения, простейшие вычисления)
  • развитие умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной речью
  • развитие интеллектуально – творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремление к поиску нестандартных решений задач
  • развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки

Компетентность педагога в логико – математическом развитии дошкольника

включает:

  • осведомленность о целях, задачах и содержании логико – математического развития ребят
  • знание субъективных проявлений ребенка и педагогическая поддержка его в логико – математической деятельности
  • умение создавать условия для продуктивного продвижения в логико – математической деятельности
  • понимание сущности и особенностей освоения дошкольниками логических способов познания: сравнения, сериации, классификации.

Программа построена на основе следующих принципов дошкольного образования, определенных ФГОС дошкольного образования:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
  • содействие в сотрудничестве детей и взрослого, признание ребенка полноценным участником (субьектом) образовательных отношений
  • поддержка инициативы детей
  • стимулирование познавательных интересов и действий ребенка
  • сотрудничество с семьей.

Условия реализации программы «Совенок»

Данная программа рассчитана на один учебный год.

Период реализации программы: октябрь — июнь

(каникулярный период – период государственных новогодних каникул)

Программа «Совенок» предназначена:

  • для воспитанников 2 младшей группы ДОО

(младшего дошкольного возраста, от 3-4 лет)

  • оптимальное количество кружковцев: 10 -15 воспитанников
  • распределение нагрузки:

-1 занятие в неделю/2 половина дня (вторник/четверг – чередуются)

(работа парами, тройками, звеньями, индивидуально с каждым).

-4 занятия в месяц

-32 занятия в год

  • длительность одного занятия: 15 минут (1 академический час)
  • расписание занятий составляется с учетом климатических условий Крайнего Севера.

Форма детской деятельности:

  • логико – математическая сюжетная игра
  • игровые ситуации
  • игровые тренинги
  • развлечения с использованием занимательных математических игр (задач) с преобразованиями, видоизменением фигур, геометрических тел,
  • практическое занятие
  • игры — проекты

Арсенал методических средств

Методами успешной реализации программы являются:

  • игровой (путешествия, тренинги, ролевая игра)
  • наглядный (образцы, таблицы, схемы, раздаточный материал)
  • словесный (беседа, рассказ, сообщение, объяснение, диалог)
  • практический (упражнения, зарисовки, схемы, чертежи)
  • экспериментальный.
  • наблюдения (зарисовки, записи, фотографирование)
  • исследования
  • обучение успехом (поощрения, открытое занятие для родителей)
  • убеждения (пример, самоанализ, анализ практической деятельности)

Методическое условие реализации программы предполагает наличие

методик:

  • Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасовой «Игралочка» часть 1,
  • А.В. Белошистая «Развитие логического мышления у дошкольников»,
  • З.А. Михайлова, Е.А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников».

Дидактическое:

  • В.П. Новикова. Л.И. Тихонова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
  • Т.Шапошникова. Цвета и формы
  • Л.А. Ефросинина. Циферка.

Рабочие тетради для индивидуальной работы с воспитанниками:

  • Блоки Дьенеша» (для самых маленьких)
  • Чудо – кубики «Сложи узор»
  • А.В. Белошистая. «Математика до школы»

Рабочие тетради для выполнения заданий дама (с родителями):

  • Л.Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова. Игралочка. Часть 1.
  • А.В. Белошистая. Что такое математика.

Материально – техническое:

Магнитная доска, тетради, карандаши,

СD-R, ПК.

Приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, схем, карточек.

Материалы.

  • магнитная геометрия
  • блоки Дьенеша
  • счетный материал
  • счетные палочки;
  • палочки Кюизенера
  • кубики «Сложи узор»
  • обучающие карточки на магнитах:

«Учим цвета», «Ягоды. Фрукты. Овощи. Грибы»

Особенности методики обучения.

Занятия кружковой работы носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных ранее знаний. Во время занятий широко применяются разнообразные игровые методы, направленные на развитие логического мышления, повторение, уточнение и расширение математических знаний, умений и навыков у детей.

Структура занятия

Разминка

Основное содержание – изучение нового материала

Физминутка

Закрепление, повторение материала

Развивающие игры на развитие логического мышления.

Разминка в виде загадки, стиха, задачи – шутки, считалки, знакомства со сказочным персонажем …позволяет активизировать внимание детей, поднять

их настроение, настроить детей на продуктивную деятельность.

Основное содержание представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

Физминутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.

Закрепление нового материала даёт педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием и поставить цель к следующему занятию.

Развивающая игра, работа в тетради по теме, работа с палочками, полосками, геометрическим материалом, кубиками «Сложи узор», палочками Кюизенера…, в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служит стимулом для ее продолжения.

Мониторинг личностных проявлений младшего дошкольника в логико – математической деятельности.

  1. На основе наблюдений педагог заполняет нормативную карту развития 3 раза год (в октябре, в январе, в мае) на основе наблюдений, разработанную Н.А. Коротковой, П.Г. Нежнова
  2. На основе наблюдений заполняется диагностическая карта оценки уровня проявлений в логика – математической деятельности, 2 раза в год (в октябре, в мае).

В процессе реализации программы проводится тестирование детей, опрос родителей, анкетирование родителей.

Составляется индивидуальная карта развития воспитанника.

Отслеживается результат каждого воспитанника с помощью ролевых игр, творческих заданий, открытых занятий, ситуационных игр.

Целевые ориентиры:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними: стремится проявлять настойчивость в достижении результата своей деятельности

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Совенок»

проводится в виде открытых занятий для родителей, тестовых занятий. анкетирования родителей, ролевых игр и заключительного праздника

Календарно – тематическое планирование.

занятия Раздел, тема занятия Кол -

во

зан.

1

Знакомство с понятиями «один», «много» 1

2-5 Сравнение совокупностей по количеству на основе составления пар. Сохранение количества. 4

6-7 Представления о числе 1. Образование числа 2.

Знакомство с цифрами 1 и 2. 2

8 Пространственные отношения: длиннее, короче… 1

9-10 Представления о круге и шаре, их распознавание… 2

11 Пространственные отношения: шире, уже… 1

12-13 Образование числа 3. Счет до 3-х. Знакомство с цифрой 3. Представление о треугольниках, их распознавании 2

14 Пространственные отношения: на, над, под… 1

15 Пространственные отношения: вше, ниже… 1

16 Пространственные отношения: раньше, позже… 1

17 Образование числа 4,счет до 4-х. Знакомство с цифрой 4 1

18 — 19 Представления о квадрате и кубе, их распознавание 2

20 Пространственные отношения: вверху, внизу… 1

21 Пространственные отношения: слева, справа, посередине… 1

22 Образование числа 5, счет до 5, знакомство с цифрой 5 1

23 Пространственные отношения: внутри, снаружи 1

24 Пространственные отношения: впереди, сзади 1

25 Представление о паре предметов 1

26-27 Представления об овале и прямоугольнике, их распознавание 2

28-29 Порядковый счет (в пределах 5) 2

30 — 32 Упражнения по выбору ребят 3

ИТОГО: 32 часа

Планируемые результаты.

Основным результатом должно стать формирование у воспитанников первоначального интереса к познанию, развитие внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При зтом у воспитанников формируются основные умения:

- Считать до 5 (прямой и обратный счет).

- Уметь различать геометрические фигуры и использовать их в играх

(плоскостные и объемные фигуры).

- Обнаруживать логические связи и отражать их в речи.

- Уметь классифицировать, объединять предметы по определенным (двум и более) признакам.

- Проявлять интерес в заданиях на развитие логического мышления

… и формируются следующие умения:

Уровень А (планируемый минимум образования)

  • — Умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
  • Умение сравнивать группы предметов, содержащие до 5 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
  • Умение считать в пределах 3 в прямом и обратном порядке.
  • Умение непосредственно сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.
  • Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник.
  • Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
  • Умение различать правую и левую стороны.

Уровень Б (желаемый уровень)

  • Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
  • Умение считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке.
  • Умение соотносить запись чисел 1 — 5 с количеством и порядком предметов.
  • Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на — над — под, вверху — внизу, снаружи — внутри, за — перед.
  • Умение узнавать и называть: квадрат, круг, прямоугольник, шар, куб, цилиндр, овал находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год