Консультация «Избирательное питание»
Подготовила: воспитатель высшей категории Куцепина Т.В.
Проблема чрезмерной избирательности в пище у детей чаще всего приводит к серьезной ограниченности рациона, ребенок может отказываться от еды, есть только некоторые и/или строго определенные виды продуктов, соблюдать всевозможные ритуалы, связанные с самой едой и приемами пищи. Избирательность в пище и ограниченный пищевой рацион может проявляться не только у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и может встречаться у нормотипичных детей.
Как это проявляется?
- избегание некоторых видов еды;
- трудности проглатывания и переваривания;
- употребление небольших порций, ограниченный рацион;
- плохой аппетит, страх приема пищи.
В этом случае избирательность в еде имеет связь с определенным событием, которую не всегда просто установить. Это может быть:
- ожог (слишком горячая еда);
- сильное чувство кислоты или горечи (попался зловредный овощ);
- случайное подавление куском еды, конфликт в момент приема пищи (просто сочетание еды и негативных эмоций).
Приносит ли пользу сладкое?
- можно легко сформировать зависимое поведение от сладкого;
- чрезмерное потребление сахара вызывает рост бактерий и грибов в организме, что повышает интоксикацию всего организма и не только
- чрезмерное потребление сахара перевозбуждает нервную систему, а затем её истощает.
Также, питьевой режим не менее важен. Вода – составляющая часть клеток головного мозга. Важное замечание, сладкие газированные напитки, соки (если ребенок пьет) лучше заменить обычной питьевой водой.
Методы, направленные на расширение рациона питания
- При проблеме восприятия текстуры пищи — введение новых продуктов в виде пюре.
- При проблеме вкуса — начинать с введения тех продуктов, которые по вкусу наиболее близки к предпочитаемым, добавлять в любимую пищу немного нелюбимой, постепенно изменяя пропорцию.
- В ряде случаев необходимо уделить внимание месту для приема пищи, подумайте, как происходит прием пищи дома? Например, вся семья собирается за столом, вместе кушают, не торопясь, показывают пример, или ребенок ест отдельно, чаще один и другое. Старайтесь принимать пищу вместе, за одним столом, накрывайте стол, показывайте пример, сервируйте стол, украшайте блюдо.
- Личный пример взрослого. Приготовьте, что-то новое, кушайте с удовольствием, может быть ребенок захочет попробовать ваше блюдо, угостите его.
- Подкрепление в случае, когда ребенок пробует какой-либо новый вид пищи. Например, можно завести специальную доску почета (или «тарелку славы»), куда наклеивать либо изображение того продукта, который ребенок попробовал, либо просто интересную для ребенка наклейку. Этот способ будет усиливать желательное поведение – пробовать что-то новое.
- Использование специальных пособий, помогающих ребенку научиться справляться со стрессовыми ситуациями, связанными с едой, создать позитивный настрой (позитивные ритуалы, помогающие попробовать новую еду) с помощью специальных сказок, песен.
- Привлечение любимых героев, которые сами пробуют новую еду.
- Повышение мотивации и ослабление негативной эмоциональной окраски приема пищи через игры с едой, совместное приготовление еды, специальное забавное оформление процесса еды, поддержание усилий ребенка ( «тарелка славы»).
- Использование любимой еды в качестве награды за то, что съел что-то новое.
Очень важно, чтобы сам процесс приема пищи был как можно более позитивным, поэтому никаких конфликтов, ссор в этот период быть не должно, если родители хотят помочь ребенку справиться с избирательностью в еде. Будьте здоровы Вы и Ваши дети!
|